недоучка

Недоучка

- Да всё! Да надоели вы мне все со своим ЕГЭ! Не сдашь, не сдашь, - он скривил рот и передразнил учительницу, которая только что в сто двадцатый раз пригрозила, что он не сдаст ЕГЭ ни по каким предметам и - о ужас! - не поступит в институт и - о ужас, ужас!!! - попадет в армию.
- Голышев, перестань мне хамить! Все твои одноклассники пойдут в вузы! А ты не сдашь...
- Блин, а?! Сколько можно ездить мне по ушам! Я с радостью пойду в армию, ясно?! И в боевую точку пойду!
- Это ты сейчас так говоришь! Потом как миленький захочешь, чтобы родители тебя выкупили. Откосишь ты от армии.
.... Это по идее должен быть урок алгебры. Но его, как обычно, нет. В этот раз молодая учительница, которая считала, что все должны ее бояться, поэтому никому спуску не давала, проводила очередную воспитательную работу.
Образование она получила бакалавриатское. Ей сказали, что для школы вполне сойдет. В школе главное - это отчеты и бонусы. В школах, сказали ей, давно не смотрят, как учитель ведет урок.
Она работает второй год. И на втором году работы - такая засада: ей впихнули выпускной класс! Она должна подготовить их к ЕГЭ! Поначалу она всполошилась и хотела отказаться! И она даже пошла к директрисе, чтобы упросить ту дать ей что-нибудь полегче. Но директриса ее мигом успокоила:
- Да ты чего всполошилась, дурочка? Ты что ж думаешь, они на твои уроки надеются? У всех репетиторы! И все сдадут, не волнуйся!
- Но я же тоже должна готовить их...
- Ты должна вовремя писать отчеты! Ты должна содержать в порядке всю документацию. Веди дневник учителя. Каждый разговор с учеником или родителем записывай. И датируй! Так подстелешь себе соломки! Придут к тебе с претензией, а ты свой дневник достала и говоришь: вашего ребенка я предупреждала, проводила беседу на тему успеваемости такого-то числа. И все, понимаешь?! В общем, побольше веры в себя, наглеть им не давай. И помни: репетиторы! Они свои деньги отрабатывают на совесть... чаще всего. Все будет нормально!
И учительница успокоилась. И правда - оказывается, кого ни спросишь, у всех репетиторы. Поэтому она прикрикивала иногда на того или другого, так... для острастки.
Но вдруг она узнала, что у этого дурацкого Голышева, который еле-еле тянул математику, нет репетитора! Это был удар! Это был гол в ее солнечное сплетение!
Эх, если бы она умела готовить к ЕГЭ, она могла бы предложить себя! Но она не умеет! Уроки у нее чаще всего начинаются с объявления темы, а заканчиваются скандалами или воспитательными речами о важности учения. На контрольных она просто давала списывать. Поэтому результаты контрольных были нормальными.
Но Голышев портил ей... мммм... жизнь! Он не сдаст ЕГЭ!
Вот ведь как хорошо устроились репетиторы! С них спросу никакого! Они деньги лопатой гребут, а отвечать учителям! А зарплата небольшая у нее! Почему она дрлжна работать за эту зарплату? У других учителей рабочий день начинается после уроков: у них свои ученики на репетиторстве! Вот они тоже загребают, эти ее коллеги!
Учительница завидовала репетиторам и коллегам, у которых был приработок с учениками.
Ее знаний хватало на то, чтобы работать в школе. Это да. Она числилась в хороших работницах: документы в порядке, на уроках тишина, жалоб нет.
А на других жалобы, и выговоры другим делают! Но этим что? Они гордо голову держат: у них знания и ученики! Одна из опытных учительниц отбрила завучку за то, что та ее ругала. А ругала, потому что она двойки ставит и не боится. Родители жалуются. А учительница сказала тогда:
- Нет двоек у тех учителей, кто не делает ничего на уроках. У них все чистенько. А у меня Петров сегодня двойку получил, завтра я его опять вызову. И доведу этого Петрова до слез и до пятерки! И пусть хоть весь двор с его мамашей приходит жаловаться. Но  Петров у меня двойку исправит! Ясно?
Вот бы ей так научиться говорить! Но... Чтобы так говорить, надо знания иметь и опыт приобретать. А она с ужасом понимала, что не знает, как решать некоторые задачи! Вот тогда-то, когда она в первый раз вызвала к доске ученика и поняла, что не знает решения, она перевела урок в плоскость воспитательно-запугивающей работы. Пока прокатывало. Но Голышев!
Через несколько уроков она вызвала этого ученика к доске и задала пример, который знала, как решать. Он вышел, стал решать и сделал ошибку. Она взвилась коршуном:
- Вот! Простейший пример тебе дала! А ты! Срочно бери репетитора! - последние слова у нее вырвались случайно. На самом деле у нее был другой план: или оставить его после урока , или родителям намекнуть, что надо бы нанять.
Голышев свысока посмотрел на нее:
- Уж не себя ли вы хотите предложить?
- Нет, Голышев, не себя! Я не лезу в ваш карман! Мне твои деньги не нужны! Я думаю о ЕГЭ!
- А... о ЕГЭ... Это конечно, это да... Так вот. Вы именно лезете в наш карман, если настаиваете на репетиторе. Но все знают, кроме вас, что я живу с бабушкой. На пособие по утрате кормильцев и на ее пенсию! Все об этом знают! Поэтому вечерами я подрабатываю в магазине. И это мне повезло: грузчиком сейчас не устроиться! Я вымотанный прихожу, ясно? Поэтому мне ваше ЕГЭ по барабану!
Эти слова учительницу потрясли. Она ни о ком ничего не знала! Она не воспринимала учеников как людей. Ученики - и все. Подушевое финансирование. Единица. Подушевое... От слова ДУША...
Что же делать? «Недоучка проклятая!» - впервые отругала она себя.
Был уже январь. После этого откровения Голышева она отправилась в книжный магазин и купила сборник ЕГЭ. Впервые она взглянула, как выглядит этот ЕГЭ. Нет, она тоже сдавала ЕГЭ, но тогда было немного по-другому и требования были невысокие. Математику она сдала кое-как. Но для педа вполне наскребла. Поскольку с русским или там с историей у нее вообще было ужасно,  то она выбрала математику. Училась еле-еле. Но, как уже было сказано, для школы хватило. Так ей казалось...
Она стала решать вариант ЕГЭ. Многое не смогла. Посмотрела в ответы.
Она решила освоить эти варианты. Стала штудировать методички, лазить по сайтам в помощь выпускникам.
«Впору хоть сама нанимай репетитора», - невесело думала она.
К середине февраля она подтянулась. Да и уроки стала проводить иначе: вызывала умных ребят и слушала, как они объясняют решение. Она у них училась!
В середине февраля она позвала Голышева к себе поговорить. Вспомнила, что имя его Игорь.
- Игорь, я все понимаю про бабушку. Про безденежье. Но я хочу помочь тебе сдать этот ЕГЭ!
- Да нет у меня денег!
- Да я разве сказала про деньги? Ты бы только согласился бы приходить ко мне! Согласись, а? Мы с тобой все выучим.
Она умоляла. Слова МЫ С ТОБОЙ - это были правдивые слова. Она собиралась учиться с ним вместе!
- Вы будете бесплатно? - он недоверчиво смотрел на нее.
- Да, Игорь. Не надо мне денег.
- Почему? Всем надо, а вам - нет?
- А мне - нет. Почему - не скажу. Или скажу позже. Ты согласен?
... Конечно, Голышев сдал ЕГЭ. Это было предсказуемо. Но он сдал его лучше всех, на самый высокий балл, в его работе не было ни единой ошибки! Этого никто не ожидал.
Игорь не забыл молоденькую учительницу, так нежданно ставшую его ангелом. Часто ее навещал.
Когда он учился на втором курсе, она рассказала ему всю правду. Он видел, что ее ждет ученик для дополнительных занятий. А она стоит с ним, с Игорем, и выплескивает ему свою душу.

Н. Ж.


Рецензии
Хорошо! Собственная история?

Владимир Иноземцев   21.10.2018 16:39     Заявить о нарушении
Нет. Я училась в университете еще в те времена, когда преподавали бесплатно, но на совесть. Я не представляла, как можно прийти учить детей, если сама не сдала ГОСы на пятерки и если не умеешь делать то, что просишь от них. От детей.
История эта выдуманная, но недоучки реальны. Бакалавриат - и после него выходят специалисты, которые учат, лечат и т.д. И все это в кавычках.

Наталия Васильевна Жукова   21.10.2018 18:59   Заявить о нарушении