Жди меня -письмо из 41-го года, и оно же из 37-го

Недавно  в  "необычной истории"  это  "Жди меня"  приняли в штыки.
Только потому, что  видят только то, что  это  письмо  солдата.
               
« Ж Д И    М Е Н Я…»   -   Константин  Симонов     Валентине Серовой

Жди меня,и я вернусь, только очень жди,
жди, когда наводят грусть жёлтые дожди,
жди,когда снега метут, жди, когда жара,
жди, когда других не ждут, позабыв вчера.
  Жди, когда из дальних мест  писем не придёт,
  жди,когда уж  надоест всем, кто вместе ждёт.
  Жди меня, и я вернусь,  не желай добра
  всем,кто знает наизусть, что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать  в то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать, сядут у  огня,
выпьют горькое вино  на  помин души...
Жди. И с ними заодно выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь, 
всем  смертям  назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
скажет: "Повезло".
Не понять, не ждавшим им,
как среди огня
ожиданием своим
ты спасла меня.
   Как я выжил, будем знать
   только мы с тобой,-
   просто ты умела ждать,
   как никто другой.
*
*
Прежде, чем  заговорим об этих стихах,
вспомним  о некоторых совпадениях в сочинениях других авторов, которые неявно, но довольно-таки  прозрачно  намекали (открыто – нельзя было) о временах борьбы с  «врагами народа».
*
*
   Владимир Киршон : «Я спросил у ясеня …»  - Середина  30-х годов. 
 Потерял, упустил любимую. Это так  сейчас воспринимаем.
Пропадали люди. Сам он  доносил о неблагонадёжности своих коллег.
Они  не  рьяно  (не так, как он) воспевали существующий строй.                Потом и они расправлялись с ним.
А тут ещё и арестовали  Ежова, с которым был знаком  Киршон.
 За это и расстреляли  его.               
                ( М.Тухачевского судила тройка, в состав которой входил  В.Блюхер.  Потом и  Блюхера  судила другая тройка- С Коневым.)                В стихах  - нагнетающее  и мрачное.   «Осеннее»  грозовое  сгущалось вокруг него.
* 1934г. – убит  С.Киров.
*Пьеса  Александра Корнейчука  «Платон Кречет».  –Об инженере  разработчике (первые пятилетки).   Но что-то мрачноватый конец.  :  Она просит его сыграть. Он играет на скрипке. И забывается. А она в это время уходит.                Что-то сильно напоминает   Тухачевского.  И он тоже играл на скрипке.  И его жизнь печально закончилась.                А ведь : « Нас водила молодость в сабельный поход.  Нас бросала молодость на кронштадтский лёд..»    - Это Тухачевский подавил тот мятеж.
*
*
Михаил Матусовский, :                «Сиреневый туман над нами проплывает.                Над тамбуром горит полночная звезда.                Кондуктор не спешит,                кондуктор  понимает,                что  с  девушкою  я                прощаюсь  навсегда».   1937г.  – ««Старый товарищ бежать пособил...  Хлебом
                кормили крестьянки меня, парни снабжали махоркой.»»… 
                = Аналогия
*
*
А.С.Кочетков, 1932г. – написана  «Баллада о прокуренном вагоне» = «С любимыми не расставайтесь».  "Когда на миг прощаетесь,  прощайтесь будто бы на век!"..
  Опубликована  «вскоре» -  в 1966-м году ( ! ).  Отражение  времени,  когда боролись с «врагами народа» .  Предупреждение о  «сгущающихся  тучах».   Пропадали люди.  Была неуверенность в жизни. Строили социализм, пессимизм не приветствовался.  Только  частный  случай, несчастный, помог перевести стрелки  с  начинающихся репрессий  на  силы  природы.
 Баллада  ходила в списках во время войны.   По смыслу перекликалась со  «Жди меня» К.Симонова. (Это заметил и  И.Кукулин – осень 2014 года).    «Жди меня» - открыто ходило в списках во время войны.   
«Жди меня» … Пропадали люди. Искать было бесполезно и даже опасно. Чтобы жить, приходилось отказываться от своих родных.  .Вот и Симонов перевёл стрелки с репрессий на боевые действия..

У  Кочеткова – взаимные ожидания.    
У  Киршона – сам потерялся и потерял.
У  Симонова – надежда, ожидание.
У  Матусовского - неизвестность.
*
***
Ж Д И   М Е Н Я, И  Я  ВЕРНУСЬ, 
.                ТОЛЬКО ОЧЕНЬ ЖДИ. 
  ЖДИ, КОГДА НАВОДЯТ ГРУСТЬ  ЖЁЛТЫЕ ДОЖДИ,
  ЖДИ,КОГДА СНЕГА МЕТУТ,  ЖДИ,КОГДА ЖАРА, 
ЖДИ,КОГДА ДРУГИХ НЕ ЖДУТ,
.                ПОЗАБЫВ  ВЧЕРА.
              Это  так бывает.
              Это  были  недолгие  отлучки  его, но  надрывный  тон обращения 
              говорит,  что разлука  была долгой  или  казалась  утомительно 
              долгой  в  мирной, но беспокойной   жизни. Житейская  история...
                "Только очень жди!"  - Почему очень?
*
 ЖДИ, КОГДА  ИЗ  ДАЛЬНИХ   МЕСТ
              ПИСЕМ  НЕ  ПРИДЁТ. 
               
              Я застал ещё то время, когда были слышны  слова :
              -(Ты, что? - Против советской власти?
              - "Магадан".
              - "Места, не столь отдалённые"          
              -  "Десять лет без права переписки...")
                "Только  очень жди!"...
*
 ЖДИ, КОГДА  УЖ   НАДОЕСТ  ВСЕМ,  КТО  ВМЕСТЕ   ЖДЁТ.
             -  коллективно ?  Когда это успело надоесть?   
             -   
ЖДИ МЕНЯ,  И  Я  ВЕРНУСЬ,
   НЕ  ЖЕЛАЙ  ДОБРА  ВСЕМ, 
     КТО ЗНАЕТ  НАИЗУСТЬ, 
                Надо поверить,что   «меня» не дождутся.               
ЧТО  ЗАБЫТЬ  ПОРА.      =          тень  НКВД

ПУСТЬ  ПОВЕРЯТ  СЫН   И  МАТЬ   В  ТО,  ЧТО  НЕТ  МЕНЯ    ...    ( ! ? )

                *   Что  просто надо отказаться от родных.
               "Только очень жди!" -  Такое  мог сказать только
                тот, кто  не добровольно был разлучён с родными.   
                - "У крыльца родного мать сыночка ждёт"... 
                -"Алексей! Алёшенька! Сынок!.." - "будто он услышать мог..."
                -"Не спит солдат,припомнив дом
                и сад зелёный над прудом,
                где соловьи всю ночь поют,
                а в доме том  солдата ждут." - Ждут без всяких указаний!   
                -  "Но помнит мир спасённый,
                Мир вечный, мир живой -   
                Серёжку с Малой Бронной
                и Витьку с Моховой"

ПУСТЬ ДРУЗЬЯ УСТАНУТ ЖДАТЬ ,   
                Им надоело ждать. И они  устали. = Что-то
                противоестественное.
                Они-то знают, что забыть пора.
                И ещё раньше.- Забыть  "врага народа"
                "Алексе-й! - кричали земляки..."
*   
СЯДУТ  У  ОГНЯ,   ВЫПЬЮТ   ГОРЬКОЕ  ВИНО  НА  ПОМИН  ДУШИ...         
             ( ! ?.    Если  ещё было начало войны, то  рано  похоронили. )
ЖДИ  И  С  НИМИ  ЗАОДНО   ВЫПИТЬ  НЕ  СПЕШИ !
*
              ЖДИ  МЕНЯ, И  Я  ВЕРНУСЬ  ВСЕМ  СМЕРТЯМ  НАЗЛО.         
              КТО  НЕ  ЖДАЛ  МЕНЯ,      
              ТОТ  ПУСТЬ  СКАЖЕТ :  ПОВЕЗЛО.   
                -  Надежда  опережает…       
              НЕ  ПОНЯТЬ,  НЕ  ЖДАВШИ  ИМ,    
              КАК   СРЕДИ  ОГНЯ   
   
Стихи  н а п и с а н ы    з а д о л г о    д о    в о й н ы, окончательно - с добавкой третьей части - в  конце июля 41 г.,  напечатаны  в  октябре  1941г.,  прочитаны   Симоновым  по  всесоюзному   радио  перед  новым  1942-м годом   и  в  той  обстановке  были  восприняты  как      ПИСЬМО  СОЛДАТА  С  ФРОНТА !
Несомненно, - последний куплет  был  откорректирован во время войны…
Война  только  начиналась…  А  тут  ещё  вышел (1943г) фильм  «Жди меня».

      Эта  заметка  начала оформляться  в  1987-м году. Тогда  горечь  потерь немного утихла. Да и пошла публикация о реабилитировании  ранее репрессированных.   
И вот последняя добавка :

У  Симонова были друзья, которым доверял.
Симонов был сталинистом, но он переживал за ту обстановку в стране.
Его мать  Александра Леонидовна – урождённая  княгиня  Оболенская.
Ему надо было быть осторожным.
Это отразилось в стихотворении. Он не публиковал такой стих.
Тут случилась война.

Вот слова  Алексея Кирилловича – сына К.Симонова  во Владивостоке в июне 2015 г.  (журналистка  Лариса Тимохина  - газета «Утро России») :
«В конце июля  1941 года Симонов ненадолго оказался в Москве.
И, оставшись ночевать на даче у  Льва Кассиля в Переделкине ,
вдруг  в  один  присест  написал  «Жди меня».
    Перед  этим   он   чуть  не  погиб  под   Могилёвом.
Печатать стихотворение поначалу он не собирался, считал его слишком личным.
Но,  когда один из друзей сказал, что  «Жди меня» - его главное лекарство от тоски по жене,  Симонов всё же опубликовал стихотворение в газете «Правда» в декабре 1941-го».
(По другим сообщениям  - в октябре 41-го, в январе 1942-го года.
 И  - конец июля и август …  Тогда  Серова ещё не была его женой).
    «… чуть не погиб под Могилёвом.»   Все видели, что  Симонов  что-то писал.
    «Слишком личное» ?  - Не совсем. Ведь там слишком  «прозрачная» картина той жизни.
      
                (( «С любимыми не расставайтесь,
                с любимыми не расставайтесь,
                с любимыми не расставайтесь
                и каждый раз навек прощайтесь,
                и каждый раз навек прощайтесь, и   
                каждый раз навек прощайтесь, 
                когда уходите  на  миг!»
                - А.Кочетков – тридцатые годы
  Как это перекликается :  «Жди меня»  и  «не расставайтесь» ! ))

    А что писал?  - Переписывал  и поправлял то, что уже было и  добавил новый куплет-  последний, где  к  будущему ожидаемому добавил прошедшее  случившееся..
 Пессимистические ноты в оценке обстановки в стране скрываются за  ожидаемым - «ты спасла меня».   

Слово «огня» = «огонь»  звучит  два раза,  и   это  тот  огонь, возле которого  сидят  «уставшие»  ждать друзья,  в  окружении  которых  приходится  находиться  той,  к  которой  обращается  пишущий  это  послание.   Этот  огонь – не  огонь  войны,  а  жар  напряжённой  обстановки  той  поры.
*
" НЕ  ПОНЯТЬ
  НЕ  ЖДАВШИМ  ИМ
   КАК  СРЕДИ  ОГНЯ
   ОЖИДАНИЕМ  СВОИМ  ТЫ  СПАСЛА  МЕНЯ.         
              КАК  Я  ВЫЖИЛ,  БУДЕМ  ЗНАТЬ  ТОЛЬКО  МЫ  С  ТОБОЙ,-
            ПРОСТО  ТЫ  УМЕЛА  ЖДАТЬ,  КАК  НИКТО  ДРУГОЙ. "
 ***
                Но  « чуть не погиб» - «как я  выжил»  =  как прошедшее
                событие.
                «Ожиданием своим ты  спасла меня» = спасала – в довоенной
                ещё жизни. Он  так  надеялся.
         
      А само стихотворение  -  с ориентацией  на  будущее.
    Такое  несоответствие  показывает, что  автор  добавил  новые строчки.
    Эмоциональное состояние автора.  На самом деле  она тогда ещё и не   
    думала  ожидать  его.  Это он жил  в  ожидании  этого.  И вызванное  у   
    читателей  ощущение  ожидания  благополучного  исхода не позволило         
    заметить  такой  маленький  ляп.               
               
    Перед весной 2004г. в  книге «Валентина Серова» читаю изложение «моей» мысли.
 Это  признание   очевидного только через шестьдесят с лишним лет.
Я сам был в плену заблуждений тогдашних идеологий...
1.1.1963г. я переписал  стихи в  записную книжку.  Стихи - о военном времени.
Но что-то  мешало однозначно  воспринимать это.

  В  1987 году   к/ ф  «Холодное лето пятьдесят третьего»  и  стихотворение  Е.Евтушенко  «Ларина»  о  жене Н.Бухарина  -  перевернули  осмысление.  По  этому  поводу  больше  30-и  раз обращался к  Высоким  Именам  и  большим   издательствам .
До обидного, к  сожалению,  безответно.
Не деньги, как сейчас, а  идеология  мешала   разглядеть  и  признать  прозрачное  нескрываемое.
 
        -  Проводил   «испытания»   на  знакомых  и  незнакомых. (2004г.)
    Если  сразу  выражалось : - - ты чего?
    Через некоторое время : да, это что-то, но…
     Далее: да, это что-то!
 Недавно   (2007г.) так  вообще : тоже  мне - открыл Америку;  мы с самого начала знали  об этом; в  нашей  семье  всё  было  точно  так…  Деда моего арестовали, сослали. Связь с семьёй прекратилась. Прошло время. Освободившийся знакомый передал привет от мужа.  Она детей в охапку и отправилась к мужу на место ссылки.      
   
   Официальная  устоявшаяся  трактовка  -  ПИСЬМО   СОЛДАТА  С   ФРОНТА   
                и    н о в а я   -  ПИСЬМО  ЗАКЛЮЧЁННОГО  ИЗ  ЗОНЫ.
***
Апрель 2007г. TV-фильм «Александровский сад»: время  послевоенное, КГБшное;
читают стихотворение    «Жди меня»,  которое  звучит  не  по-военному  и  не  воспоминанием  о  войне.
              Стихи помогали нам в войне.
В  ЭТОМ ЖЕ  ФИЛЬМЕ:
  "" - А в гимнастёрке НА  СНИМКЕ
      ты  обнимаешь меня,
      где мы с тобой  танцуем вальс,
      где мы с тобой танцуем вальс...
   - -   Если останусь живым на войне,
         встречусь с тобою в родной стороне.
         Только пока я воюю,- ты не забудь  обо  мне.
           Юнкерсы кружат, и небо в огне.
           Думай, родная, всегда  обо мне.
           Из поднебесья мне виден
           милый  твой  профиль в окне.  ""   
Авторы  фильма  неспроста  соединили  "Жди меня"  с  этим  романсом.
В нём  слышны слова  любви. 

А  у  Симонова,  "старого солдата, - нет слов любви". Он  требует.
-  1939г."Фотография" Симонова - к  Е.Л. -  "Я твоих фотографий в дорогу не брал"
-  "Юнкерсы...   Из поднебесья..."  -  муж Серовой был  лётчиком.
***
 
 ""  "Жди меня", по-мнению Алексея Кирилловича,- стихи, похожие на молитву. Поэтому они стали такими важными, такими необходимыми для миллионов русских людей.  ""
 Время  немного успокоило эмоциональный накал.
«Жди меня» - на все времена. Человек всегда надеется, что его помнят и ждут.
Этим  «живёт»  ТВ передача  «Жди меня»!
Не думаю, что  Симонов специально написал такое, что можно подумать не только о солдате, но и о  зеке.  Он жил в то время, видел.   И это затаилось в подсознании.

       «Глазами человека своего поколения».   Повесть  «Дни и ночи» писана в 1943, закончена в 1944-м, вышла в журнале «Знамя».  Когда готовил к печати отдельную книгу, то выкинул большую главу, где описывалось прошлое его героя.
В 60-е годы стали печатать то, что осталось в загашниках писателей, и он решил обнародовать эту главу.

«Все многочисленные купюры, которые я сделал, готовя книгу к печати, считал тогда и продолжаю считать совершенно оправданными.
 Почему же я сейчас считаю возможным опубликовать одну из глав чернового варианта?
Эта вычеркнутая мною из «Дней и ночей» глава в известной мере есть ответ на вопрос, что думал я, человек своего поколения, тогда, в мае и июне 43-го года о некоторых проблемах, связанных с событиями 37-38 годов и предвоенным временем вообще».
 
- - -  Я  НЕ  МОГ  НАЙТИ  ЭТУ  ГЛАВУ...

Все могут подвергнуть сомнению мою версию появления  знаменитого стихотворения.                Но никто не может опровергнуть её.  Дело было так:
  8 августа 1939г у  К.М.Симонова  и  Е.С.Ласкиной родился сын  Алексей...  Жизнь у них не сложилась.. ( См. "Пять страниц"- 1938г.>о первой жене,  "Фотография" -1939г.> о второй - Е.С. ) Душа  хотела ещё.   Тут  взор упал на артистку  Валентину Серову. - Вдову с сыном.   К.М.  добивался её, но...   Мать  К.М.  - Александра Леонидовна - урождённая княгиня Оболенская. А отец - царский генерал. Он был жив в 1921 году.  В Варшаве. ...  Так что, у  К.М. было что скрывать.    .............
." В известной мере есть ответ на вопрос, что думал я,  (К.М.Симонов), человек своего поколения, тогда  в  мае и июне 43-го года   (когда писал повесть "Дни и ночи")  о некоторых проблемах, связанных с событиями  37-38 годов и предвоенным временем вообще".    ..............
 И вот у   К.М.  ситуация :  обстановка 30-х годов, когда пропадали люди, и  новая  окрыляющая любовь.   Это отразилось  в  зарождавшемся стихотворении.                .  События под Могилёвом , где  К.М. чудом остался жив, только ускорили  появления стихов на бумаге.  И окончательной публикации.   Эта  "молитва" и пошла в народ  как  письмо  солдата  с фронта.    ..Симонов завещал похоронить себя  под Могилёвом.    "" Те события он описал в романе "Живые и мёртвые" и в дневнике  "Разные дни войны"  .  В  сентябре 1979 года родные  втайне от властей развеяли прах Константина Симонова над  Буйничским полем, исполнив его последнюю волю. ""  ..............
  * * *
   У  Симонова  было  три  обращения  к событиям  1937-38 годов.
  1. Стихи  "Жди меня" - только слегка прикрытое.
  2. Повесть  "Дни и ночи".  - В вычеркнутой  главе.
  3. Роман  "Живые и мёртвые" -  там  только  упоминание о  лагерном прошлом.
     Подробности композиционно были  лишними.
     Да и  тема  ,"враги народа", -  ещё не вышла на "свободу".

             ТРИ  ОБРАЩЕНИЯ  К  37-МУ
1. «Жди меня»…
В   3-й  части  стиха   то, что закрепилось  в  сознании :  41-й, начало войны.
Но в  первых  двух почти  не скрытое описание  обстановки в стране, когда  вокруг были  «враги народа».   Тогда   лагерная  тема  замалчивалась  в  литературе.   Поэтому  Симонов  и не стремился публиковать эти стихи.   Он  вынашивал  их,  но  завершение не получалось.               
Что делать ?  Страстная командирская  (только очень) любовь к Серовой… И стихи  слишком  личные?  = Самая  обыкновенная житейская  ситуация (первые 2 куплета их 9-и). 
Только после  боя  под Могилёвом  он нашёл  сильные  аргументы для завоевания  любимой.
(( Кстати,  лирические  стихотворения  Симонова = откровенное  самокопание. Он видел в себе неспособность  удерживать возле себя женщину. 
 « « Я – старый солдат, и у меня нет слов любви… » »
Даже  в повести  «Дни и ночи» - любовь на войне -  нет  нежных  слов   между   Сабуровым и Аней…))
Сочинители  пишут даже очень личное  вроде бы только  для  одного, но  и  для  широкого читателя.  Ведь это не только  заработок,  но  и   «желание славы».      
Друзья уговорили его опубликовать  стихи.   Но как?   
Поэтому, когда  по радио читали  стихи  о любви и о войне  приглашённые артисты,  Симонов  сам  прочитал свои стихи.    Да так, что  акцент, интонация были   направлены на  войну.  И  это  пошло  на  фронт.   А потом ещё и  фильм  с темой войны и любви -  1943г..
И  через много лет  он повторял  такое  объяснение, чтобы  не  беспокоить  лагерную тему.  Которая  ещё была  в запрете.
Что он мог ещё сказать в 1969-м году после того, как  у него чувства к той, которой когда-то добивался, остыли. Да так, что на похороны её он не приехал.
2.   «Дни и ночи»
А.К.Симонов, сын :  « «Повесть  написана в 1943-м году, в  44-м- опубликована в журнале  «Знамя».  Когда   отец   готовил к печати отдельную книгу, то выкинул большую главу, связанную  с  прошлым своего  героя. Выкинул, потому что  композиционно она показалась  ему  лишней.  И никогда  об этом не жалел.   «(» Эта  вычеркнутая   мною  (К.М.)  из  «Дней и ночей»  глава  в  известной  мере  есть  ответ  на  вопрос, что думал  я,  человек  своего  поколения,  тогда, в  мае  и  июне  43-го года  о  некоторых  проблемах, связанных с  событиями  37-38 годов и  предвоенным  временем  вообще .«)»   » »
Следы  этой  главы потерялись…

3. «Живые и мёртвые»
К.М. :   « Я не ставил задачей описывать в своей книге годы,  проведённые  Серпилиным  в  лагере, не только потому, что я для этого недостаточно знаю, но потому, что не считаю   полезным   для нашего общего дела  сейчас, в этой книге о начале войны большее  место, чем я отвёл, трагическим событиям  1937-1938 годов. 
 …мне казалось важным, и при этом самым важным показать  Серпилина  не  в  лагере, а   на войне, о самом тяжёлом годе которой написан этот роман. В этом для меня суть вопроса о  Серпилине. » -1959г.       
Да  и  Симонов  не  был   «солженицыным»…               
                авг.2018г.

* * *


  Так и двухвековые вариации канона  «Слова о полку Игореве» живут  в  школах
 И  вот ещё нечто новое  (переложение  и  «размышления»,  не похожее на традиционное, Вашему  вниманию     от    Сахарова  С.Д.    с  подачи    Г.М.Кислова.
               
                1963г. – 1987г. – 2005г  -    2015 г. - 2018г.


Рецензии
Здравствуйте, Станислав!
Прочёл Вашу статью с большим интересом. Никогда не задумывался, что в известных всем стихах может быть скрыт совсем иной смысл. А вот теперь совсем по-иному воспринимаю и "жди, когда из дальних мест", и "каждый раз навек прощайтесь".... Особенно, если знать, когда это все было написано!
Хорошо бы это прочесть тем, кто со стихами Симонова и портретами Сталина встанет в колонны "бессмертного полка"!
Хотелось бы высказать и небольшое замечание. Мне кажется, в статье много повторений, когда автор будто хочет ещё раз доказать свою правоту. А в этом вовсе нет необходимости. Достаточно сопоставления написанного в стихах с временем их написания.
Но, автору, конечно же виднее.
С уважением

Григорий Ходаков   19.02.2020 16:52     Заявить о нарушении
Спасибо!.
- В окопы войны пошла третья часть стихов. Без неё было бы простое лирическое стихотворение с чем-то личным, которое давно бы остыло.
- "Как я выжил,." - будут вспоминать. И Сталина вспоминают > глядя на то, что сейчас вокруг.
- ... Я - не Пушкин, у которого простейшие сюжеты и сжатая речь.
Повторения - вынужденные. Ведь приходится переносить недосказанную тему в смежную тему. Как повторы в песнях - припевы. Но у меня этот недостаток вы заметили.

Станислав Сахаров   20.02.2020 18:19   Заявить о нарушении
Жди меня, и я вернусь" - история стиха-заклинания Симонова о любви, за которую заплатили изменой и горем
19 августа
25 тыс. дочитываний
3,5 мин.
36 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.
25 тыс. дочитываний, 69%. Пользователи, дочитавшие до конца.
3,5 мин. Среднее время дочитывания публикации.
#обзор #искусство #развлечения #интересные факты #стихи

Доброе утро, мои любимые книжные авантюристы) Сегодня снова о хорошей поэзии, хотя история грустная. Помните, мы с вами разбирали историю создания знаменитых стихов "С любимыми не расставайтесь!" (на самом деле называются "Баллада о прокуренном вагоне)? То стихотворение Кочеткова, как говорят, отчасти вдохновило Константина Симонова на создание его бессмертных пронзительных строк "Жди меня, и я вернусь."

Честно говоря, я всегда думала, что "Жди меня" написано во имя огромной светлейшей любви. Так да не совсем так. Во имя большой любви на всю жизнь? Да. Светлейшей? Увы...

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди...
История написания стихов
"Жди меня Симонов создал, когда ему было всего 26 лет (!), и адресовал своей любимой женщине, а в будущем и жене - актрисе Валентине Серовой. В июне 1941 Симонова как военкора отправили на фронт, где он был на шаг от смерти под Могилевом. В августе он ненадолго вернулся в Москву и, ночуя на даче у Льва Кассиля (я была в этом доме, это в Переделкино у нас на даче :)), единомоментно написал "Жди меня" Валентине как "письмо в стихах".

Как пишут в разных источниках, Симонов даже не сочинял стихи, а написал за один присест. Строки выплеснулись на бумагу и, видимо, это было как-то предначертано, мне кажется, потому что потом эти стихи многим тысячам людей помогли выстоять в военное время. Кассиль, которому Симонов дал прочесть "Жди меня", как свидетельствуют источники, сказал коротко: "Ты знаешь, Костя, стихи хорошие, но похожи на заклинание… Не печатай сейчас… сейчас еще не пора его печатать…"
Поэт и сам считал их слишком личными, поэтому не стал сильно искать печати, тем более что в газете, где он служил, ему сказали: "Эти стихи не для военной газеты. Нечего растравлять душу солдата…". Да и в те времена за такое можно было угодить за решетку. Но, какими бы личными они не были, ужасы войны все решили за людей и предопределили судьбу стихов. В Мурманске в октябре Симонов, видя тяжелое положение товарищей, впервые читает "Жди меня" своему другу, фотокору той же газеты, и переписывает для него в блокнот.

С того времени он читал их постоянно и всюду. Солдатам, которых поэт встречал на фронте, строки помогали обрести стойкость и веру, мужество и надежду. 9 декабря 1941 он в Москве должен был читать свои стихи на радио, но опоздал к началу эфира. И успел только в конец, когда непрочитанным оставалось лишь "Жди меня". Его он прочел людям сам.

В январе 1942 стихи опубликовала газета "Правда", и это стало настоящим взрывом... Ни один литератор в то время не обрел той известности, которую получил молодой Симонов за свои идущие из сердца строки "Жди меня, и я вернусь...". Их переписывали, учили наизусть, ими начинали и заканчивали письма с и на фронт, их печатали на конвертах, открытках, марках. Это молитва спасла не меньше людей, наверное, чем врачи в госпиталях.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
А что же насчет великой любви? Есть повести печальные на свете...
Валентина Серова сопровождала Симонова в поездках на фронт, что в итоге обернулось грустной историей. В 1942 она познакомилась с генералом Рокоссовским и влюбилась в него. Их роман развивался на глазах у многочисленных свидетелей, которые не упускали случая пройтись по тому, как некоторые "умеют ждать".

В курсе был и Симонов, однако любовь творит с людьми странные вещи. Несмотря на все это, в 1943 году он сделал Валентине предложение стать его женой. И еще более удивительным кажется факт, что она согласилась...

Они прожили вместе 15 лет. Брак дал трещину из-за частых разлук супругов, которые Валентина заглушала пристрастием к алкоголю. После развода, увы, возлияния усилились причем так, что Серову лишили родительских прав и забрали дочь. С Симоновым они больше не виделись, у него появилась новая семья, дети, а в этой истории, казалось, была поставлена точка.
Валентина Серова, оставшись без работы, в конце концов, увы, покончила с собой. На похороны Симонов не приехал. Но, как пишут в разных сводках биографии поэта, любовь к Валентине Симонов не мог забыть до конца жизни и перед смертью сказал своей дочери (от Серовой): "Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни! И самым большим горем."

Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Я решила рассказать про эту историю, потому что она очень меня поразила. Думала, что за этим стихотворением стоит большая любовь и верность. Мне кажется, что мне повезло в жизни тоже почувствовать такую Любовь с большой буквы, которая толкает нас на невероятные поступки и открывает в нас неведомые глубины. И очень тяжело, когда ее предают.

Как можно было после того, как тебе посвятили ТАКОЕ, обмануть этого человека - это мне сложно понять. Хотя, я не могу осуждать, всякое бывает. Не судите да не судимы будете, как говорится. Одно очевидно: нет в мире большей силы, чем любовь. Нет и не будет.

Что скажете, читатели? Знали эту историю, как родились строки знаменитые? Или стало открытием? Согласны с Кассилем, что стихи звучат как заклинание, как молитва? Если хотите поделиться, то комментарии открыты)

ВАЖНО: Если Вам нравится статья, то я благодарна за "тык" на кнопку "нравится" (рука с пальцем вверх) ниже после списка хештегов, а если хотите остаться с нами в клубе и поддержать нас, то подписывайтесь на канал тут (нажми меня) Большое вам спасибо за чтение! Обнимаю, Оля!
Не пропустите новые публикации
Книжный клуб авантюристов
литература
писатели
культура
книги
чтение
2099 нравится
273

Комментарии273
Новый комментарий
Войдите, чтобы комментировать статью
Книжный клуб авантюристов
автор30 дней
закреплено
Статья про историю стихотворения "С любимыми не расставайтесь!" (настоящее название "Баллада о прокуренном вагоне") тут

Ответить

52
Написать сообщение
3 ответа
Татьяна Пронькина
22

Геннадий Кислов-Абатский   18.09.2020 04:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.