Китайская тетрадь. Часть 61

Копался в разных текстах. Ничего особенного не обнаружил, если не считать, что старый знакомый лично и по книгам о Китае, Ю.М. Галенович родился 20 апреля 1932 года, доктор наук, профессор и до сих пор преподает в РГГУ. Автор 200 научных трудов. Сделал и я небольшие «труды» - выписки по усуням и киргизам.

Столица усуней Чугучэн (Кызыл Ангар, город Красной долины) по некоторым данным находилась на берегу Иссык-Куля,  на месте села Покровка, где я бывал с друзьями, когда они отдыхали и лечились на местных водах, а ныне село  Кызыл-Суу — центр Джеты-Огузского района республики. Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную. Усуни вели войны с кангюями и гуннами за пастбища, имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем. Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Усунь. Оседлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах.

Выяснил, что этноним "кыргыз" является самым древним названием из всех ныне существующих тюркоязычных народов. Такие самоназвания народов, как "узбек", "уйгур", "казах", "туркмен", "татар", "башкир" и другие, появились значительно позже.
Среди историков распространено мнение, что усуни и енисейские кыргызы - два крыла одного народа. Так, Н. Аристов еще в 1893 г. писал: "Усуни есть прямые предки нынешних кара-киргизов, занимающих Западный Тянь-Шань, и первоначально составляли часть обитавшего на Енисее киргизского народа... Наличность на Енисее с древнейших времен до XVIII столетия народа того же имени, языка, наружности и обычаев, как тянь-шаньские кыргызы, доказывает, что енисейские и тянь-шаньские кыргызы составляли некогда один народ, разделившийся ранее III в. до н.э. на две части, из которых одна осталась на Енисее до XVIII столетия, а другая, которую китайцы называют усунями, подалась к хребту Танну и занимала нынешний аймак Цзасакту-хана, пока не была вынуждена хуннами перейти в Западный Тянь-Шань".
Открыл, что в 1867 году Севастополь в качестве корреспондента посетил Марк Твен. В «Простаках за границей» он так описал город: "Помпея сохранилась куда лучше Севастополя.

В какую сторону ни глянь, всюду развалины, одни только развалины! Разрушенные дома, обвалившиеся стены, груды обломков — полное разорение. Будто чудовищное землетрясение всей своей мощью обрушилось на этот клочок суши".....
 В 1899 году в г.Владивостоке открылся восточный институт. Для подготовки к преподавательской деятельности в Восточном институте из Петербурга в Пекин были командированы  П.П.Шмидт и А.В.Рудаков. 13 августа 1899 года царским указом они были утверждены исполняющими должности профессоров китайского языка и вскоре приступили к чтению лекций в институте. Первым двум профессорам института было всего по 24 года. Через год после открытия института в штате  было уже 17 преподавателей, также выпускников Петербургского университета. В 1901 году в институте  ввели курс истории Китая, Кореи и Японии, который начал читать А.В.Рудаков.

Его сменил Н.В.Кюнер. После окончания в 1900 году факультета восточных языков он был командирован в Китай, а в 1902 году назначен на должность профессора в Восточный институт и занял кафедру историко-географических наук, позднее он также исполнял должность инспектора института. Кюнер написал ряд учебных пособий по истории и географии Китая.  Среди известных преподавателей Восточного института был Г.Ц.Цыбиков, начавший читать лекции в 1902 году после возвращения из Тибета.
Практические занятия по китайскому языку вели специальные лекторы из числа носителей языка. Первым лектором стал Ван Ичжи, приглашенный в октябре 1899 года для ведения практических занятий. К началу 1901-1902 учебного года было уже три лектора китайского и один лектор маньчжурского языка.
Утвержденные в 1899 году "Правила о приеме в Восточный институт" устанавливали зачисление в институт без вступительных экзаменов на основе представленных дипломов и аттестатов.  Вскоре министром народного просвещения Н.П.Боголеповым было утверждено "Положение о вечерних курсах при Восточном институте". К 1 января 1903 года в Восточном институте в качестве студентов и слушателей училось 96 человек, а к январю 1909 года уже  182 человека.

С первых дней работы Восточный институт готовил востоковедов из числа офицеров действующей армии. Рост военной напряженности на Дальнем Востоке заставил российские власти обратить большее внимание именно на это направление работы института. Сначала для офицеров определили две вакансии, в 1901 году царским указом число вакансий удвоили. 6 декабря 1902 года вышел приказ по Военному министерству: "В видах необходимости для изучения Дальнего Востока иметь в рядах войск Приамурского военного округа и Квантунской области образованных офицеров, знающих местные языки, Высочайше утвержденными положениями Военного совета, говорилось, что количество офицеров-вольнослушателей доводилось до 10 человек. Принимались они без вступительных испытаний и учились 4 года, но не освобождались от переводных экзаменов.

Нельзя не отметить ту пользу, какую принес армии Восточный институт. Строго говоря, слушатели последнего – офицеры и студенты – были единственные надежные и интеллигентные переводчики. Необходимо упомянуть о книгах-переводчиках (словарях), коими снабжались войска. Общий их недостаток заключался в том, что слова и предложения изображались не иероглифами, а русскими буквами. Так как этим способом не могло точно передаваться произношение восточного языка, то слова и предложения часто оставались непонятными. Исключение составлял словарь китайского языка, составленный Яковом Брандтом (в Пекине), в котором слова и предложения изображены не только русскими буквами, но и китайскими иероглифами. Этот последний способ имел то огромное преимущество, что неправильность произношения русскими китайских слов уточнялось прочтением китайцем соответствующих иероглифов.

Военное ведомство выделяло в год на каждого офицера по 60 рублей в год за лекции, по 120 рублей на учебные пособия, по 200 рублей для поездки в научные экспедиции и по 100 рублей командировочных в месяц во время пребывания за границей. Прием офицеров был прекращен в 1909 году в связи с тем, что у большинства выпускников язык по службе вновь не находил применения.  История повторялась. В этом случае можно перефразировать известную русскую поговорку: «Пока гром не грянет, специалистов с китайским языком в России не готовили». Очередной гром грянет в 20-е годы XX века, когда в Китае вспыхнет революция, а потом Гражданская война, и снова понадобятся офицеры со знанием языка.
Из записной книжки сделал на память несколько выписок: «Ора ет лабора», «Акта нон верба», Слова Сократа: «Поступай как хочешь, все равно пожалеешь», Девиз правления Улугбека: «В справедливости сила». Имя Манас — произошло от манихейства. События эпоса «Манас» относятся к борьбе с  калмыками в XVII веке. Манихейство — это сборная вера: зороастризм, христианство и буддизм. Пришла из Согдианы со столицей Самарканд. Турки китайцев называли — табгачи. В 1141 году кидане захватили Самарканд. Чингизхан шел по их тропе, преследуя найманов. Киргизы пришли в Тянь Шань в 1420 году вместе с калмыками.

В киргизских родах, когда служил в Нарыне,  разбирался долго:  «Тайгай», «Могол» (в основном расселен в Тянь-Шаньском районе), назывались голодранцами (как урянхаев). «Адыгине», «Саяк», «Сарыбагыш», «Бугу», «Черик» (Каракольский уезд), «Бапа», «Даулес», «Базыс», «Джору», «Кытай».
По Гумилеву, когда-то на северных склонах Восточного Тянь-Шаня жили телеские племена, нушиби, киби, пришедшие с Алтая. Обладание склонами Тянь-Шаня в изучаемое время было насущной экономической необходимостью для тюркютов, так как эти лесистые и богатые водой районы были местами их летовок. Кроме того, ныне китайский Турфан снабжал кочевников наиболее необходимыми для них продуктами – хлебом и тканями. Князь племени киби – Гэлэн, принявший титул Мохэ-хана, стал во главе телеского государства в Джунгарии. Он дружил с Китаем, а упомянутый род «кытай» имеет прямое отношения к киданям, древнему государству Ляо. Выходит, они дошли и до этих мест.

Киргизский народ, по существовавшему до недавнего времени делению, состоял из трех объединений: правого и левого крыла («он» и «сол») и группы ичкилик. Состояли они, а может это деление существует до сих пор, из отдельных родов-племен, родственных между собою.
К левому крылу по традиции относились группы: кушчи, саруу, мундуз, джетыген, чон-багыш, басыз, кытай, найман и другие, населяющие Таласскую долину и некоторые районы Южной Киргизии. Родоначальником считается Куул, или Куу огул (Кубул).
К правому крылу причислялись группы: саяк, черик, бугу, азык, багыш, кара-багыш, монголдор (монолдор), солто, сары-багыш, жедыгер, деелес, монгуш и другие, населяющие Иссык-Кульскую, Тянь-Шаньскую области и Чуйскую долину, а также некоторые районы КНР. Родоначальником являлся Акул, Ак куу огул.
Объединение ичкиликов составляло группу: канды, жоо-кесек, кесек, теит, бостон, оргу, кыдырша, деелес (толес), ават, нойгут и другие, населяющие Южную Киргизию. Родоначальником считают Салваса бий Булгачи. Перечисленные союзы существовали еще в Иртышско-Енисейском междуречье. У всех их близкое родство с алтайцами, тувинцами и хакасами. Все они любили свободу и упорно сопротивлялись советской власти.

30 октября 1536 года случилась утрата Норвегией самостоятельности во взаимоотношениях в Унии с  Данией. Провозглашение лютеранской реформации.В этот же день, но уже в 1905 г. Россия первой признала Норвегию.
Нельзя забыть, что 30 октября  это и день рождения императрицы Цы Си. По истории Китая  сегодня выписки не делаю. На очереди книга  Л. Гумилева «Струна истории». Он считал, что человек чаще руководствуется не идеями, а идеалами. Существо оно крайне не приспособленное, кроме мозга, что дало ему возможность жуткой агрессии. Поэтому он предлагал «Лучше не знать и признаваться в этом, чем предлагать легковесные решения...». Гумилев стоял на позициях исторического материализма.

Он касался проблемы «варваров». Pro vinso — (провинциальный) у греков означало завоеванный и все, кто были не эллины считались варварами. Тогда защищались от варваров, а сейчас «природу от человека цивилизованного-агрессора».
Маргинальная  (пограничная, стыковая) система. Название происходит от латинского слова   «marka” - граница.
По мнению Гумилева «монголоиды» самая многочисленная раса. Гасконцы (Дартьян) — это испанские баски. Иберийцы похожи на грузин. Гомер жил около 850-750 годов д.н.э., Троя — 12-10 века до н.э. До старости в то время доживать было не прилично — значит не вступал в бой. Ахейцы ( скифы-головорезы) пришли в Грецию, привели с собой коз, овец, свиней. Родина Малая Азия. Ахейцы — первое нашествие Востока в Европу.


Рецензии