Выпрямление имен. Книга 2. Глава 18

Российских Икаров погубило не солнце, а тьма......

На участке 70-го пограничного отряда, в котором мне пришлось служить, в былые времена размещалось всего два поста:  в селах Верхне – Спасское и Казакевичево и три пикета: в селах Забелово, Нижне – Спасское и Черняево. Тем не менее, участок прикрывался.
С обострением обстановки в Маньчжурии, власти в 1924 году сформировали   5-й и 8-й погранэскадроны Приамурского пограничного отряда, а вслед за этим  21-й пограничный отряд Приморского Губотдела ОГПУ. Вскоре его наименование поменялось на 57-й и он получил орден Трудового Красного Знамени. С этого дня отряд стал именоваться – 57-й  Хабаровский Ордена Трудового Красного знамени кавалерийский пограничный отряд.
В связи с продолжающимися пограничными коллизиями, состоялось заседание Президиума Дальревкома, на котором рассматривались вопросы «об установлении в натуре (на местности) границы между СССР и Китаем». В протоколе, в частности, указывалось:

«Китайцы в 1919 году воспользовались русской революцией, захватили часть территории от старого пограничного столба до Казакевичевской протоки. До 1878 года у реки Уссури стоял деревянный столб, отделяющий китайскую территорию от русской. На столбе была прибита деревянная доска, на сторонах которой были русские и китайские надписи. В 1878 году столб был заменен на каменный и граница проходила по прямой линии на третий утес Иргинских сопок, и весь сенокосный участок от Казакевичевской протоки и в 4-х верстах выше по реке Уссури до этого столба принадлежал деревне Казакевичево. На столбе с русской стороны была написана буква «Е», с китайской – «А». По поручению царского правительства этот столб охраняла станица Казакевичева. В 1919 году китайцы каким-то образом столб уничтожили. Объявили территорию своей и русским в селе сено косить запретили».
Следует сделать пояснение. Была станица Казакевичева, а стало село Казакевичево. Случилось это в связи с упразднением казачества и всего, что с ним связано. Так и не стало станицы.

В 1929 году во время конфликта на КВЖД казаков уже не было. Оборону границы усилили пограничники и моряки Амурской флотилии. К тому имелись причины. Так, 25  июня  в районе села Корсаково с китайского парохода «Айгунь» было обстреляно наше военное судно. В ответ на эту и многие другие провокации, пограничники получили приказ ликвидировать соседний гарнизон в Тютюпае. Во время взятия его особенно отличился красноармеец А.Левченко.
Хватало и текущих проблем. Однажды на участке пограничной заставы «Казакевичево» задержали опытного контрабандиста Морева, нарушившего границу 13 раз! Он преодолевал реку Уссури на надувной лодке, а далее по берегу, карабкаясь по прибрежным камням, пробирался в тыл. Были случаи, когда пограничники задерживали контрабандистов с огромными суммами денег доходившими до 300 тысяч рублей. Изымали до до центнера опиума,  золото, пушнину, оружие, порох, корни женьшеня и многое другое.

Следопыты установили основные направления движения нарушителей границы. Чаще они двигались, ориентируясь на Волочаевскую сопку и в обратном направлении на Иргинские сопки; через «Уссурийский» и «Тарабаровский» острова; через поселок Свободный, падь Каркуниха»; вдоль рек Чирка, Кия, Хор и далее в населенные пункты расположенные у железной дороги.
Когда японцы  захватили Маньчжурию и приблизились непосредственно к советской границе, они начали вести себя с невероятной наглостью, нарушали наши территориальные воды и  воздушное пространство, совершали вооруженные нападения на наши пограничные посты и наряды.
Обстановка требовала увеличения численности пограничных частей и подразделений. 14 июля 1932 года по приказу Полномочного представителя ОГПУ  по  Дальневосточному краю №365/сс 57-й отряд, дислоцировавшийся в городе Хабаровске, был разделен на два отряда ( Иманский и Биробиджанский) и отдельную Хабаровскую комендатуру.

На левом фланге от комендатуры расположился новый 57-й пограничный отряд в городе Имане (Дальнереченске), а на правом фланге в с. Ленинское (нынче в Биробиджане) 63-й пограничный отряд.
Отдельная комендатура сформированная в селе Казакевичево, получила наименование – 20-я Хабаровская отдельная пригородная пограничная комендатура и ей были подчинены все те же посты Верхне-Спасский и Казакевичевский, с пикетами «Забелово», «Нижне-Спасский» и «Черняевский, с которых начиналась служба в начале 20-х годов. Личный состав комендатуры располагался в палатках на огромной поляне, на том месте, где ранее стояла церковь.
Эти годы остались в памяти граждан СССР и жителей с. Казакевичево как годы репрессий. В 1936 году в селе была построена пересыльная тюрьма. Она находилась на территории части. Задержанных ждали милиционеры и следователь. Арестованные сидели до окончания расследования в построенном в лесном углу села лагере. Он состоял из двух длинных бараков с печами. В 1937 году лагерь расформировали. Колхозники разобрали лагерные постройки, чтобы они не напоминали о принудительном заведении. 

Заключенные строили кирпичный завод, заготавливали лес, работали на узкоколейке, которая находилась в 27 километрах от села. По ней лес доставляли к причалу, где находилась пилорама. Колхозники поставляли в лагерь продукты питания. Заключенные давали концерты и даже ставили спектакли по пьесам Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».  И какие бы беды ни приключались с русским человеком, его никогда не покидало чувство юмора.  Со сцены клуба в исполнении заключенных звучали частушки. Кирпичный завод просуществовал до сороковых годов.
Осложнившаяся в 30-е годы обстановка требовала увеличения плотности охраны границы. Малочисленная по своему составу 20-ая Хабаровская отдельная пригородная комендатура – эту задачу выполнить была не в силах. Более того, в связи с репрессиями, в стране осложнилась внутренняя обстановка. Зашла речь о формировании пограничного отряда. Он появился  7 мая 1936 года. Тогда же были построены новые заставы, посты, жилые дома, сооружен мост через болото Грязного Кривуна. На формирование прибывали военнослужащие:  из 57-го отряда;  частей НКВД;  36-го Отдельного кавалерийского дивизиона;  17-го полка, мотомеханизированного полка  и из ряда других частей.

Досрочным призывом из Пермского, Нижнетагильского, Шадринского, Кызыльского райвоенкоматов прибыло молодое пополнение. Появились две пограничные комендатуры: "Верхне – Спасская" с заставами: «Луговая», «Забелово» и «Тарабарово»;  «Вяземская» - с заставами: «Кукелево», «Забайкальская», «Венюково», «Кедрово», «Шереметьево». Кроме того были сформированы отдельные заставы: «Уссурийская», «Казакевичево», «Невельская» и «Новоспасская». При управлении отряда были созданы: комендантский взвод, маневренная группа, дивизион связи, саперный, хозяйственный и автомобильный взводы.
Отряд получил наименование  70-й пограничный отряд. Одним из первых его начальников был  подполковник Чеботаев М.Л. В 1940 году он был награжден именными часами с надписью: «За хорошую подготовку части ".
В августе 1945 года началась война против Японии. Начальник пограничного отряда А.И.Панарьин вызвал к себе помощника начальника штаба старшего лейтенанта Дроздова и объявил, что он назначается командиром отряда, перед которым ставилась задача ликвидировать все тот же погранпост Тютюпай. Это который сейчас «Усучжэнь», главный объект посещения китайских и иностранных туристов, потому как он самый восточный в Китае. Наверняка там есть комната музей, в которой рассказано, как соседи с российского берега дважды в 1929 и 1945 годах громили пост.
 
А тогда, в 1945 году, в результате боевых действий на участке отряда было "ликвидировано 14 японских погранполицейских постов и групп, убито 27 японцев, взято в плен 116 офицеров-агентов, которые «непосредственно вели разведку на советской территории. Захвачены трофеи: винтовок - 212, пулеметов - 11, пистолетов - 14, катеров - 2, минометы и склад с военным имуществом". Во время боев погибли красноармеец Н.Н.Крамзинов и краснофлотец В.В.Новожилов. Их именами названы улицы в селе Казакевичево.
В 1950 году в связи с сокращением Вооруженных Сил пограничный отряд  вновь расформировали, а заставы вошли в состав созданного Бикинского отряда. А когда  в 60-х годах отношения с китайцами ухудшились,  отряд восстановили. Поставили задачу прикрыть Хабаровское направление, острова Тарабаров и Большой Уссурийский, на которые китайцы претендовали и имели намерение совершить массовый выход. В интересах пресечения подобной акции на островах временно выставлялся электрозаградительный забор. К 1974 году, когда я прибыл в отряд, он уже использовался как просто заградительный. Тем не менее, острова плотно охранялись и оборонялись. В тылу островных застав находился армейский полковой укрепрайон (УР) с ДОТами, ДЗОТами и зарытыми в землю танками. Позднее на эту тему появилось стихотворение:

Где встречает Уссури Амур,
В землю врыли военные УР.
А заставы стоят у воды,
Будто вышли попить журавли.

По тревоге готовы взлететь,
Где опасность, беда рассмотреть.
Передать об угрозе сигнал:
«Просыпайтесь друзья, час настал!»

Зазвенит телефонов клубок,
Провода загудят вдоль дорог.
От прожекторов вспыхнет река,
Зашумят после сна катера.

Пульс стучит обгоняя шаги,
Ноги мчаться туда где не зги.
Для собак враг уже не живой,
Им не важно, кто этот чужой.

После ночи приходит рассвет,
А по почте солдату конверт.
Журавли возвращаются в УР,
Где Уссури встречает Амур.


Рецензии