74. Милый друг, ушедший дальше, чем за море

Милый друг, ушедший дальше, чем за море!
Вот Вам розы — протянитесь на них.
Милый друг, унесший самое, самое
Дорогое из сокровищ земных.
Я обманута и я обокрадена, —
Нет на память ни письма, ни кольца!
Как мне памятна малейшая впадина
Удивленного — навеки — лица.
Как мне памятен просящий и пристальный
Взгляд — поближе приглашающий сесть,
И улыбка из великого Издали, —
Умирающего светская лесть...
Милый друг, ушедший в вечное плаванье,
— Свежий холмик меж других бугорков! —
Помолитесь обо мне в райской гавани,
Чтобы не было других моряков.
(М. И. Цветаева).

Как мы будем искать друг друга после смерти? Вопрос, которым задается каждый, кто хоть сколько-то любит - кого-то из людей. Где сокровище ваше - там и сердце ваше, и если наши сокровища - это наши близкие, то как не оказаться нищим после смерти?

Ужасная картина - предположим, я не мыслю себя без одноклассников, старост в храме, клироса, батюшки, детей, родителей, супруга и - собак. Как только я остаюсь одна, меня тянет набрать номер на мобильнике и поговорить с кем-нибудь из них, просто услышать одно слово: "Привет", и всё, убедиться, что и я жива, и они - живы, и что мы друг о друге помним, и связаны любовью.
И вот я умираю.
И не могу никому позвонить.
И не в состоянии услышать никого из тех, кто приходит на мою могилу - поплакать, потому что они так же не мыслят себя без меня, как и я. Не в состоянии услышать, потому что "слуховой аппарат" вышел из строя, утратил свою функциональность, его положили в гроб и закопали, поскольку он стал ни на что не годен.
А потом умирают все, к кому я привязана, и они так же - в гробах, ничего не слышат и не видят, потому что их "слуховые аппараты" тоже "вышли из строя".

Где сокровище ваше - там и сердце ваше, и вот наши сердца растянуты "между гробами", поскольку самым главным сокровищем нашим являемся мы.

Как искать друг друга после смерти? Мы привыкли тянуться сердцами к проявлениям любви - как она проявляется? Добрым словом, ласковым взглядом, "давай я сегодня помою посуду", и так далее... Как проявлять любовь после смерти? Памятью, оставленной оставшимся в живых? Но - что такое "память о любви"? Страдание от утраты...

Как искать друг друга после смерти?

Наверное, единственный корректный ответ: предоставить это Тому, Кто властен и над смертью тоже.


Рецензии