Самую малость о футболе

Написать эту короткую заметку меня сподвиг вчерашний матч между сборными Англии и Бельгии в Калининграде.  Матч этот ничего не решал, обе команды вышли в плей-офф, и он напоминал товарищескую игру между двумя прекрасно знающими друг друга сборными.  За несколько дней до этого такой же не имеющий турнирного значения матч был между сборными Франции и Дании, тоже двумя европейскими командами. Несмотря на то, что на тот матч пришли более 78 тысяч зрителей, это была скучнейшая игра, которая закончилась со счетом 0:0. Футболисты еле передвигались по полю,  катая мяч друг другу вдали от чужих ворот, и неоднократно освистывались зрителями, которые заплатили немалые деньги, чтобы увидеть захватывающий поединок. Ведь билеты покупались задолго до того, как начался чемпионат, и никто не знал, что к этому матчу обе команды обеспечат себе выход в следующий круг.

Поэтому, включая  вчера на своем компе репортаж о матче Англия - Бельгия, я боялся увидеть нечто похожее. Но рад, что ошибся. Хотя на поле вышло много резервистов, но они по-настоящему бились за свою честь, за честь своих сборных, за честь стран, в которых они родились.  Вот это показатель, что футболисты – настоящие профессионалы.  И уважают своего зрителя.

Чуть-чуть о спорте как зрелище.  Как-то у меня возник спор с одним заядлым театралом, который высказался в том плане, что ему непонятно, почему тысячи болельщиков собираются на стадионах, чтобы посмотреть, как 22 бугая, по образному выражению Аркадия Райкина, бегаю в трусах по полю и пинают мяч.  И кого может интересовать результат? То ли дело театр, там зритель наслаждается игрой артистов, заведомо зная, чем закончится  пьеса.  Тогда в споре я сказал, что как для театрала игра любимых артистов привлекательна, так и для болельщика игра его любимого футболиста тоже.  Как артист на репетициях отрабатывает каждое слово, каждый жест, так и футболист на тренировках отрабатывает  свои финты, скорость и прочее-прочее.  Но результат игры, в отличие от спектакля, неизвестен никому, и это добавляется эмоций и переживаний болельщику. Что-то ни разу не читал, чтобы зрители умирали в то время,  как Отелло душит Дездемону, а вот смерть на трибунах при промахе футболиста из выгодной ситуации или с пенальти весьма нередко случается.  И ради этого зрелища тренируются футболисты и представители других игровых видов спорта, отдавая всего себя, выкладываясь на тренировках и на соревнованиях.

Для того, чтобы сделать менее предсказуемым результат любого поединка, руководители федераций и клубов ввели так называемый драфт, когда самая слабая команда лиги за прошедший сезон выбирает самого сильного молодого игрока. Это делается для того, чтобы силы команд выравнивались.  Но, помимо драфта, никто не запрещает богатым командам покупать хороших футболистов, зачастую переманивая их из других клубов. И с каждым годом цены на трансферном рынке растут.  Чтобы хороший футболист не ушел из команды, назначаются огромные отступные для тех команд, что собираются купить такого игрока. Например, королевский клуб «Реал» из Мадрида запросил 1 миллиард евро за лучшего игрока клуба Рональдо, который сейчас блещет на чемпионате мира за сборную Португалии.  Такую сумму должны перечислить в казну «Реала» клубы. Правда, сейчас появилась информация, что лишь два из самых сильных соперников должны заплатить такую сумму, все остальные меньше.  Лучшие игроки получают свыше 10-15 миллионов евро в год.  Самые большие выплаты по контрактам имеют футболисты, чуть меньше бейсболисты, баскетболисты и хоккеисты в североамериканских лигах.

Откуда такие огромные деньги для выплат игрокам, спросите вы?  Да от нас с вами.  Именно мы покупаем дорогие билеты на матчи, покупаем всякую атрибутику себе и своим детям, смотрим на рекламу, которая висит на стадионах или показывается по телевизору во время матчей или в перерывах.  А за рекламу компании и телевизионщики платят клубам миллионы и миллионы.  Ведь в среднем матчи ведущих клубов в чемпионах европейских стран посещают  от 30 до 90 тысяч человек, и на матчи ведущих клубов между собой набиваются полные стадионы. Рекорд посещаемости одной игры установлен в Бразилии в 1950 году, когда на стадионе «Маракана» в Рио-де-Жанейро пришло 200 тысяч болельщиков. Правда, большая их часть смотрела финальную игру чемпионата мира стоя из-за отсутствия сидячих мест на трибунах.  А сейчас нередки цифры посещаемости матчей по футболу в 90-100 тысяч зрителей.  Кроме доходов от продажи билетов клубы имеют другие статьи, позволяющие им зарабатывать деньги. От той же банковской деятельности. Да и привлекать спонсорские деньги богатеев из того де Катара, США, других стран. Роман Абрамович на свои деньги содержит английский клуб «Челси», который за эти годы из второрязрядного превратился в одного из сильнейших в Англии и в Европе. Для этого Абрамович потратил не один миллион евро или долларов на покупки сильных игроков и тренеров.

Средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и журналы), живущие за счет интереса граждан к спорту,  на все лады расхваливают игроков, создания им имидж звезд.  Кроме репортажей о матчах, пишутся или показываются все шаги звезд в их повседневной жизни, сотни папарацци  охотятся за ними, как за звездами Голливуда. Игроки перестают принадлежать себе самому.  И не все выдерживают такой груз ответственности. Получая огромные деньги за свою игру, они выкладываются на тренировках и в играх, выгорая эмоционально и физически.  Чтобы обеспечить себе безбедную старость, отдельные звезда стараются уйти  от налогов. Недавно налоговые органы Испании трясли звезду «Барселоны» Месси, а сейчас взялись за Рональдо из «Реала», который недоплатил налогов почти в 100 миллионов евро.  Ему грозит многомиллионный штраф и тюремное заключение.

Но это в благополучной Европе или США такая ситуация. А у нас в России футбольные клубы не могут прожить без бюджетных средств тех регионов, где они существуют.  Минимум миллиард рублей идет на поддержку клубов высшей лиги.  Лишь несколько их них – московские «Спартак» и ЦСКА, краснодарский клуб «Краснодар» в основном живут на деньги их владельцев Федуна, Гинера, Галицкого.  Некоторые клубы типа питерского «Зенита» содержит государственная компания Газпром, но в основном это деньги, которые идут из региональных бюджетов. При этом игрокам выплачиваются миллионные зарплаты,  которые они совершенно не отрабатывают на поле. Смотреть отечественный футбол можно только, приняв изрядную долю алкоголя. Иначе плакать хочется, как футболисты пешком передвигаются по полю, катают мяч поперек него, не угрожая воротам противника, иногда не нанеся за 90 минут ни одного удара по воротам. Вот и ходят на большинство матчей чемпионата России меньше 10 тысяч болельщиков, многие из которых не смотрят футбол, а хулиганят.  И уже точно не убирают после себя мусор, как многие болельщики на чемпионате мира из стран Южной Америки. Наоборот, оставляют поломанные сиденья, а то и устраивают поджоги на трибунах.  Поэтому на матчи родители не водят своих детей, боятся. А дети – это будущее футбола.

И в завершении об уважении к зрителям, благодаря которым и живут так богато футболисты. Вот игроки и тренеры сборных Англии и Бельгии, и многих других стран уважают зрителя.  Они бьются до последней минуты матча, стараясь переломить игру. Вспомним бразильцев, корейцев  и немцев, забивающих решающие голы уже в добавленное к основному время, тех же аргентинцев, все же вышедших в следующий раунд.  Но в тоже время, глядя на игру   сборных Франции и Дании между собой, на игру сборной Польши, которая не смогла выйти из самой слабой по составу группы, я этого сказать не могу.  Но теперь начинаются матчи плей-офф, с выбыванием проигравших команд. Думаю, в них не будет продемонстрировано неуважением к болельщикам своих стран, которые в огромных количествах приехала в Россию. Из маленькой  Исландии приехало больше 10% всего населения,  из отнюдь не богатых латиноамериканских стран  по 30-40 тысяч болельщиков, которые любят футбол. Будем и мы наслаждаться решающими матчами чемпионата мира по футболу в России.


Рецензии