Путешествие в страну книги-2

Начало:  http://www.proza.ru/2018/06/29/620


          Самые древние русские рукописные книги, дошедшие до нас, датированы началом XI века. Древнерусская книжность поистине огромна, и сегодня о ней говорят, как об отдельной ветви древнерусского искусства. Возникновение книжных центров было связано с деятельностью политической власти и духовенства. Начиная с XI века, написание книг происходило либо в княжеском дворе, либо в церкви или монастыре. Монастыри на Руси были не столько религиозными, сколько общекультурными центрами, где велось летописание, переписывались богослужебные книги: библии, евангелия, псалтырь, часослов.

          Известно, что написание книг на Руси в XI - XIV веках было безусловной прерогативой церкви. Ведь она  нуждалась во все возрастающем количестве богослужебных книг. Поэтому списывание "книг святых" считалось делом богоугодным. Перепись книги была очень трудоемкой и длительной работой. Причем делать ее без должного благоговения считалось величайшим грехом. Главными городами Руси XI века были Киев и Новгород, которые также были крупнейшими книжными центрами того времени. Например, в Новгородском  Софийском соборе, крупнейшей книжной сокровищнице Руси, создавались и хранились списки новгородских летописей, своды законов, произведения древнерусских писателей, переводы с греческого и латинского языков.

          Культурные связи Руси постепенно расширялись. На ее территории имели хождение иностранные книги, привезенные послами или путешественниками. Привозили книги и зодчие, прибывшие из Италии для постройки соборов Кремля. Многие рукописи попали на Русь из Константинополя. Осевшие там русские монахи занимались переводом и переписью церковных книг.

          На рубеже XIII - XIV веков  книгописание и написание грамот оформилось в самостоятельную ремесленную отрасль светского типа. Если сначала книги представляли собой исключительно религиозную литературу или летописи, то затем появились научные книги, азбуковники, разнообразные хронографы и судебники, которые регламентировали жизненный уклад, изборники, где были собраны изречения, сказания, повести и притчи. В отличие от церковных книг -  книги для массового чтения стали писать в большом количестве. Работали мастера по найму и на заказ. В конце книги стали появляться записи с обозначением цены, так постепенно складывался книжный рынок.

          С средины XIV века стали восстанавливаться культурные связи Руси с книжными центрами Константинополя и Афона, прерванные татаро-монгольским нашествием. Рукописные книги оттуда стали пополнять книжные собрания монастырей Москвы, Новгорода, Твери и других городов русской земли, лишившихся  рукописных сокровищ после набегов и пожарищ.

          К концу XV века книжные центры на Руси стали обычным явлением – написание книг распространилось по всей стране, и превратилась в целую доходную отрасль. Возможно, именно большая доходность от переписки книг в какой-то степени отодвигало момент открытия на Руси первой типографии. Время изобретения книгопечатания относится к эпохе завершения борьбы между демократией и аристократией в средневековых городах Европы, расцвета гуманизма и начала невиданного роста художественного творчества.

          Своим открытием создатель технологии книгопечатания Иоганн Гуттенберг произвел настоящую революцию, благодаря которой книги и знания стали доступными для самых широких слоев населения Европы. Его изобретение оказалось одним из главных символов наступившего Нового времени. Начало книгопечатания в Европе более чем на столетие опередило появление первой книги, напечатанной в России.

          Государев Печатный двор – это первая типография  на Руси, которая была основана в Москве при Иване Грозном в 1553 году. Лишь с издания в 1564 году Иваном Фёдоровым и его помощником Петром Мстиславцем  печатной книги «Апостол», начала свой отсчёт история книгопечатания в России. Целый год ушел на подготовку и печать шедевра русского полиграфического искусства. Нужно было отлить шрифты, подготовить оборудование, выбрать образцы украшений и тексты. Получился фолиант объемом 267 больших листов. Да и напечатан он был в количестве около 2000 экземпляров. Оттиски Апостола сделаны на плотной голландской бумаге. Тексты набраны полууставом московских рукописных традиций с фигурными вензелевыми заставками. Все оглавления и заглавные буквы напечатаны киноварью. Украшения гравированы на дереве. В начале книги приложен эстамп, представляющий евангелиста Луку. Все в их издании было тщательно продумано и исполнено: шрифты, буквицы, орнамент и заставки, миниатюры, бумага и краска, подбор статей. Федоров и Мстиславец стремились создать как бы эталон книгопечатания. В действительности, многие последующие издания взяли первопечатный Апостол за образец.

          Второй книгой Печатного двора стал вышедший через год после Апостола Часовник (1565 г.), выпущенный двумя изданиями. Это и молитвенник, и книга для обучения грамоте. Назначением обусловлен и формат издания – в восьмую долю листа. Страницы украшены изящными заставками из очертаний листьев и цветков. Шрифт тот же, что и в Апостоле, но организация текста проще. Часовник и буквари Ивана Федорова были уже типами массовой и учебной книги. Пользовались они большим спросом и зачитывались до дыр, поэтому выдерживали не одно издание.

          Середина XVI века была эпохой, чрезвычайно значительной для русской политики и культуры. Это были лучшие годы царствования Ивана Грозного. К этому времени основные великорусские территории были объединены в единое государство, были завоеваны Казанское и Астраханское "царства". Огромные просторы, населенные не православными народами, оказались под властью Московского царя. Русь становилась центром между Европой и Востоком.

          Более всех был заинтересован в церковных книгах сам царь, ведь нужно было укрепить централизованную власть во всех отдаленных уголках объединенной страны посредством христианства. К сожалению, его заинтересованность продлилась не долго. Царь Иван удалился в Александровскую слободу. Для печатного дела на Москве наступил не самый лучший период. В 1566 году Федоров и Мстиславец покинули Москву и переехали в Литву.


          В 1568 году Печатный двор выпустил Псалтырь. Это издание готовили Никифор Тарасиев и Невежа Тимофеев. Несмотря на использование федоровских шрифтов, книга отличалась от двух первопечатных изданий своим оформлением, в частности, фигурными заставками. Любопытно, что в послесловии о Псалтыри написано как о первом печатном издании. Невежа Тимофеев впоследствии стал основателем целой династии печатных мастеров в России.
 
          В 1571 году Москва пострадала от пожара во время опустошительного набега крымского хана Девлет-Гирея. Печатный двор был уничтожен. Небольшая типография была устроена Иваном Грозным в его загородной резиденции – Александровской слободе, расположенной в 113 км от Москвы. В 60 - 70-е годы здесь велись работы по созданию Лицевого свода, явившегося самым значительным творением рукописной книжности в мире. Детищем Александровской типографии стала одна единственная книга – Псалтырь, отпечатанная в 1577 г.

          В 1589 году в жизни государства Российского произошло большое событие церковного и международного значения – на Руси было учреждено патриаршество. Русская православная церковь перестала зависеть от константинопольского патриарха, она стала самостоятельной. Это побудило Московское правительство с еще большим энтузиазмом заботиться о развитии книгопечатания. К этому моменту и был приурочен выход новой печатной книги – Триоди постной.
 

          С самого начала книгопечатание на Руси велось под наблюдением церковной власти, поэтому все московские издания XVI века в послесловиях указывали имя царя, и митрополита, при котором была выпущена книга. Главным итогом работы мастеров XVI века можно считать организацию крупного типографского центра европейского типа на основе Московского Печатного двора, которым до 1602 г. руководил мастер Андроник Невежа.

          В отличие от европейских типографий, заводимых, как правило, по инициативе частных лиц, печатное дело Московского государства было правительственным предприятием. Все издания выпускались по государственному плану, исключавшему свободную печать книг, особенно по индивидуальным заказам.


Продолжение: : http://www.proza.ru/2018/06/29/765


Рецензии