Человек и общество. Часть 1. Глава4. Исходные данн

             

        Несомненно, что самое сильное человеческое желание –это стремление к неизвестному, то есть к познанию мира. Но если рассуждать логически, то для того, чтобы начать движение по пути исследования мира, предварительно надо установить, что же именно человек знает точно.
 
      Скажем, для того чтобы измерить диаметр земли — необходимо изобрести какую-либо меру длины и изготовить её эталон. Ведь согласитесь, что совершенно невозможно пытаться определять одно заведомо неизвестное, посредством другого неизвестного. Поэтому, обязательно нужно иметь в качестве точки опоры, что-то из того, что заранее признано известным.
 
      Попробуем путём проведения несложного анализа определить, что же именно мы можем принять и использовать в дальнейшем исследовании в качестве постулатов?
На первой ступени самоанализа, человеку бросаются в глаза лишь два очевидных факта:
     1. Существование мира, в котором он живёт.
     2. Существование сознания в самом человеке.
     Поскольку, как ни одного, так и ни другого, человек не может ни доказать, ни опровергнуть, то значит оба этих факта для него являются реальностью ( или действительностью).
 
     Следовательно, существование личного сознания человека и внешнего мира, в котором он живёт – это и есть для него единственные исходные данные. Всё же остальное, несомненно, требует доказательств уже самого факта своего существования с помощью этих двух имеющихся данных.

     Кстати, именно из этих двух исходных данных, непосредственно вытекает условное разделение всего того, что человек осознаёт на объективное “не Я” (то есть всё то, что человек считает свойствами внешнего мира, существующими вне, и независимо от него самого) и субъективное “Я” (всё то, что человек принимает за свойства своего собственного сознания).
 
     Соответственно, субъективный мир находится непосредственно в самом человеке, а мир объективного – вне его. Несложные логические рассуждения позволяют вывести предварительное заключение и том, что со смертью человека всё то, что он считал субъективным миром (Я), несомненно, должно исчезнуть, а объективный мир (не Я) – останется существовать далее.
Итак, мы определили, что у каждого человека есть своё “внутреннее” и “внешнее”. Разница, а точнее говоря, граница между ними, определяется лишь местом его собственного сознания.
 
     И раз уж мы решили кроме этих двух постулатов ничего более не принимать за неоспоримое данное, – то, следовательно, одновременно обязаны согласиться и с тем, что лишены возможности отрицать факт наличия чего бы то ни было другого.


Рецензии