124. Армия Тряпицына

Ненависть - плохой советчик и сомнительный командир. К сожалению, на войне возлюбить ближнего, глядящего на тебя сквозь прорезь прицела, почти невозможно. Требуется предельная выдержка, чтобы не превратить регулярные массовые убийства в бесконтрольную бойню.

Еще тяжелее удержать проявления чувств сугубо гражданских лиц, вовлеченных в вооруженный конфликт непрерывными насилиями со стороны захватчиков. Таких примеров в ходе Гражданской войны в России было немало. Надо уточнить, что во многих районах не было четкой границы между интервентами и местными противниками Советской власти. Многие населенные пункты Дальнего Востока удерживались совместно колчаковцами и иностранными войсками.

Таким же было положение и в Николаевске-на-Амуре. Местную крепость Чныррах занимала японская рота. Другая часть посланцев Токио располагалась в городе. Кроме японцев, в Николаевске располагался небольшой китайский отряд и 4 небольших корабля из "Поднебесной" - "Личуань", "Лисуй", "Лицзе" и "Цзянхэн", зимовавшие на Амуре. Всего в городе было 234 китайских военных.

Интервенты здесь не слишком беспокоились о своей безопасности. В малонаселенных окрестностях Николаевска партизан не было. Однако к концу 1919 года повстанческое движение уже охватило значительную часть Приамурья. Были целые волости, неподконтрольные ни интервентам, ни их белым "партнерам".

Один из таких районов находился под Хабаровском возле села Вятского. Здесь действовал отряд во главе с анархистом Я.И.Тряпицыным, насчитывавший около 35 человек. Видимо, по распоряжению какого-то партизанского штаба 10 ноября 1919 года (т.е. до ухода А.В.Колчака из Омска) это подразделение отправилось в рейд к низовьям Амура.

Марш по зимней тайге мог уничтожить отряд Тряпицына еще на первом этапе, как это случилось со многими каппелевскими частями. Однако маленькая группа не только не сокращалась, но и росла, пополняясь за счет местных отрядов и добровольцев.

В селе Малмыж Я.И.Тряпицын присоединил "мизинский" отряд во главе Оцевилли-Павлуцким. 23 ноября партизаны заняли Сухановку и Циммермановку. Местные колчаковские власти попытались уничтожить беспокойный отряд, выросший до 160 человек. Однако штурм Циммермановки закончился разгромом белых.

Отряд Я.И.Тряпицына продолжил движение к низовьям Амура. 19 января 1920 года в селе Личи на совете командиров партизанское соединение было объявлено частью регулярной Красной Армии (или анархо-коммунистическим полком). После этого партизаны продвинулись к Калиновке (ныне Ульчский район Хабаровского края).

Приближение отрядов Я.И.Тряпицына встревожило начальника Николаевского гарнизона полковника А.А.Медведева, который срочно мобилизовал добровольцев и на конфискованных подводах направил их к селу Мариинскому.

Белым отрядом командовал полковник И.Н.Виц. Я.И.Тряпицын, пользуясь развалом бывшей колчаковской армии, предложил противнику вступить в переговоры. Сдаваться полковник И.Н.Виц не захотел и предпочел отступить в бухту Де-Кастри, где его группа была настигнута на Клостеркамском маяке и уничтожена. Значительная часть белого отряда перешла на сторону партизан. После этого численность армии Я.И.Тряпицына превысила 1500 бойцов.

С большим трудом начальник гарнизона А.А.Медведев сформировал еще один отряд в 250 человек. Таким образом, численное превосходство партизан над всеми вооруженными формированиями в Николаевске-на-Амуре стало абсолютным. Многие части, в частности - китайцы, вообще не рвались воевать с красными.

Партизаны окружили город и предложили начать переговоры о сдаче. Для большей убедительности партизаны внезапной ночной атакой 10 февраля 1920 года захватили крепость Чныррах, прикрывавшую Николаевск-на-Амуре с моря. Остатки японского гарнизона отступили к городу.

Крепость считалась небоеспособной, поскольку ещё в 1918 году оставившие ее красногвардейцы успели снять с крепостных орудий замки и спрятать их в тайге. Но ценные запчасти не пропали. Их снова извлекли из таежных тайников и установили на орудия.

В результате "армия" Тряпицына получила хоть и устаревшую, но мощную артиллерию. Устроившись в крепости, Я.И.Тряпицын послал к японцам для переговоров своего бойца Сорокина, однако партизанский парламентер был арестован и после пыток расстрелян. Та же участь постигла и второго парламентера - Орлова.

Когда пробравшиеся в крепость местные рыбаки сообщили о гибели обоих парламентеров, Я.И.Тряпицын приказал открыть огонь из крепостных орудий по японским позициям. Крупнокалиберные доводы быстро убедили японское командование в целесообразности дипломатии.

После трехдневных переговоров 28 февраля 1920 года был подписан договор о мире, заключенный делегатами Красной Армии Николаевского округа с командованием японского экспедиционного отряда.

29 февраля партизаны вступили в город. В освобождении Николаевска-на-Амуре принимал активное участие лыжный отряд под командованием А.М.Фомина (Востокова), который вскоре ушел дальше на восток. Лыжники без регистрации рекордов перешли по льду на Сахалин и заняли Александровск-Сахалинский.

Таким образом, наиболее доступная для японских войск территория была занята небольшим отрядом. На 12 марта был намечен съезд Советов Сахалинской области, в которую входил и Николаевск-на-Амуре. Японское командование заявило о нейтралитете. Однако этого нейтралитета едва хватило на две недели.

В ночь с 11 на 12 марта 1920 года японцы атаковали штаб армии Тряпицына и подожгли его. Одновременно интервенты обстреляли  гарнизонное собрание и тюрьму, а также захватили телеграф. В бою погиб начальник штаба партизанской армии Т.И.Наумов-Медведь. В перестрелке был дважды ранен и сам Тряпицын, который просил, чтобы его пристрелили, но его вынесли из-под огня.

Не сумев добить партизан внезапным ударом, японцам пришлось отражать атаки численно превосходящего противника, которого поддерживала крепость Чныррах и орудия, снятые с китайских кораблей. Командующий японскими войсками Ямада бросил своих солдат в еще одну атаку, которая была отбита.

Остатки атакующих отступили к своим казармам. Японские граждане с женщинами и детьми забаррикадировались в консульстве Японии и открыли огонь по партизанам. В ходе перестрелки здание консульства загорелось. Попытки партизан вынести из горящего здания детей были встречены пулеметным огнем. 15 марта 236 японских солдат сложили оружие.

В ходе "Николаевского инцидента" погибли 834 японца вместе с майором Исикавой, 100 китайцев, 1 англичанин и около 500 партизан (по другим данным - у партизан было 135 убитых и 300 раненых). Тряпицын в чем-то даже превзошел генерала Куропаткина, одержав за несколько месяцев победу над японскими войсками.

Однако этот успех неминуемо вёл к открытому столкновению с более многочисленным противником. Японское правительство требовало возмездия за смерть сотен своих сограждан. Партизанское командование начало готовиться к отражению нового японского похода на Николаевск-на-Амуре.

В городе срочно восстанавливались заброшенные форты и приводились в порядок крепостные орудия. Было даже заминировано устье Амура. В качестве превентивной меры к побережью Охотского моря был послан небольшой отряд под руководством молодого комиссара Р.И.Фраермана, будущего автора "Дикой собаки Динго".

Все эти приготовления оказались нелишними, когда в мае 1920 года в устье Амура пришли японские миноносцы (канонерки?) и крейсер. Попытка японцев войти в Амур была отражена огнем крепости Чныррах.

Вражеская эскадра отошла от низовий Амура. 22 мая Тряпицын пытался убедить китайского консула Чжан Вэньхуана и коммодора Чэнь Шиина присоединиться к операциям против японцев, но получил отказ. 30 мая китайское население эвакуировалось из Николаевска-на-Амуре в поселок Маго.

В июне японцы высадили в бухте Де-Кастри два батальона, которые двинулись к берегам Амура. Одновременно с юга на партизан начала наступать еще одна группа японских войск. Николаевск-на-Амуре подвергся бомбардировке с гидросамолетов.

Командование партизанской армии, именовавшейся в это время Охотским фронтом, решило не ждать подхода японских войск и начало эвакуацию населения города. Орудия крепости Чныррах были приведены в негодность.

В духе "московского пожара" 1812 года партизанское командование перед уходом сожгло Николаевск-на-Амуре, после которого по данным Джорджа Дайера из 4000 домов осталось 100. Кроме того, напоследок партизаны расстреляли заключенных, включая 129 японских пленных.

Я.И.Тряпицын сообщил сельским ревкомам: "Всё население снизу из деревень и из города эвакуировано, и все деревни и рыбалки сожжены. Вывезено все продовольствие, в городе не осталось ни одного человека... Город весь сожжен, реальное училище, мастерская, электрическая станция и другие крупные здания взорваны, японцам остался один пепел. Не осталось от Николаевска камня на камне".

Уцелевшие жители Николаевска добрались до поселка Керби (ныне - село имени Полины Осипенко). Японцы некоторое время преследовали партизан, но вынуждены были остановиться из-за мелководья. В Керби партизанские части получили небольшую передышку.

4 июля Я.И.Тряпицын собирался выехать в Благовещенск, "чтобы восстановить связь с центральной советской властью и договориться в отношении получения продовольствия для эвакуированных и дальнейшей их эвакуации в Благовещенск", однако был арестован по приказу начальника Серго-Михайловского участка Амгуно-Мариинского фронта И.Т.Андреева.

8 июля в сельской школе в Керби состоялся суд над Тряпицыным и его ближайшими соратниками. Состав суда был избран на общем собрании местного гарнизона 6 июля и дополнен 7 июля. В результате в суде приняло участие 103 человека. Необычный трибунал возглавлял А.З.Овчинников.

Бывший командующий был обвинен в том, что он "с 22 мая по 2 июня 1920 года в городе Николаевске-на Амуре и в период с 22 мая по 4 июля включительно в пределах Сахалинской области, допустил ряд беспричинных арестов и расстрелов мирных граждан и их семейств, разными, частью, не выясненными должностными лицами, то есть, в бездействии власти.

В том, что он, Тряпицын, 27 мая отдал распоряжение расстрелять ряд активных советских работников, коммунистов, как то - Будрина, Мизина, Иваненко и других без достаточных и даже без всяких к тому оснований, то есть, в убийстве и превышении власти и в активной борьбе с коммунизмом".

9 июля суд приговорил к смертной казни Я.И.Тряпицына, Н.Кияшко-Лебедеву (жену Тряпицына), М.Харьковского, Ф.Железина, И.Оцевилли-Павлуцкого, Е.Сасова и Трубчанинова.

Приговор был приведен в исполнение вечером 9 июля. На следующий день к расстрелу приговорили еще 10 человек. Однако японские власти не удовлетворились наказанием руководителей "армии" Тряпицына. Как говорилось: "У людей было большое горе: они хотели поторговаться."

Представители Японии 3 июля 1920 года заявили, что "на японском правительстве лежит обязанность принять соответствующие меры, чтобы поддержать в полной мере престиж японской империи".

Исходя из оскорбленного престижа, представители Токио еще долго пытались получить в виде компенсации за действия Тряпицына Северный Сахалин сроком на 80 лет. А пока шел дипломатический торг, партизаны воевали, как умели, за право самим решать судьбу своей земли.


1. О.Х.Ауссем. Николаевская-на-Амуре коммуна (1920). Сборник Истпарта "Революция на Дальнем Востоке". Вып. II. 1924.

2. Л.И.Беликова. Борьба против японских интервентов в Нижнем Приамурье (январь-март 1920 г.). Империалистическая интервенция на советском Дальнем Востоке (1918-1922 гг.). Владивосток. 1988. С.32-33.

3. Победа Советской власти на Северном Сахалине (1917-1920 гг.). Южно-Сахалинск. 1959. 313 с.

4. В.Г.Смоляк. Междоусобица. По следам нижнеамурской трагедии. Хабаровск. Хабаровский краевой музей имени Н.И.Гродекова. 2009. 127 с.

5. И.И.Жуковский-Жук. Н.Лебедева и Я.Тряпицын. Материалы и документы. Чита. Издательство "Левое народничество". 1922.

6. Революция на Дальнем Востоке. Истпарткомиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б). М.-Пг. 1923.

7. Таёжные походы. Хабаровск. Хабаровское книжное издательство. 1972.

8. Борьба за Советский Дальний Восток (1918-1922 гг.). Хабаровск, 1938.

9. П.С.Парфенов (Алтайский). Борьба за Дальний Восток. Л. Издательство "Прибой". 1928.

10. Н.Авдеева, Г.Чечулина. Пять лет героической борьбы. Краткий исторический очерк. Благовещенск. Хабаровское книжное издательство. 1972.

11. А.Гутман. (Анатолий Ганн). Гибель Николаевска-на-Амуре, страницы из истории гражданской войны на Дальнем Востоке. Берлин. 1924.

12. С.П.Днепровский. По долинам и по взгорьям. Хабаровск. Хабаровское книжное издательство. 1956.

13. Р.И.Фраерман. Поход. (Воспоминания о походе партизанского отряда из Николаевска-на Амуре до Якутска). Жизнь и творчество Р.Фраермана. М. 1981. С. 146-168.

14. Р.Фраерман. Повести о Дальнем Востоке. М. 1938.

15. К.А.Емельянов. Люди в аду (К 20-летию гибели Николаевска-на-Амуре с предисловием Я.Ловича). Владивосток Издательство ВГУЭС. 2004.

16. Октябрь на Амуре. 1917-1922 гг.: сборник документов. Благовещенск. Амурское книжное издательство. 1961.


Рецензии