7 Экземпляров

Хулить советское время, что оно было плохое, нельзя. Было и много хорошего, как например учеба. Партия, для  рядовых членов и пропагандистов, открывали в областных центрах институты марксизма-ленинизма, где они получали заочное высшее образование. Отрыв от работы и повседневной рутины, да еще и с сохранением заработной платы был для заочников раем. За встречами с товарищами из других районов, за рюмкой чая  время учебы пробежало не заметно.  Сессия за сессией и наш курс уже стоял на пороге выпуска Состав его был не однороден, присутствовали и механизаторы, и председатели колхозов,  интеллигенция, и люди, имеющие различные образования. К концу окончания института у нас, сколотилась группа из десяти человек, схожих по интеллекту и родственных по духу  выбор, подготовить дома реферат. Реферат был преддипломной работой в институте и при получении положительной оценки, это говорило о том, что студент в пол шаге от его окончания. Вся наша компания выбрала одну работу, чтобы общими усилиями подготовит ее. Составили график, определили, кто что готовит и разъехались. Уговор наш оказался болтовней, никто не хотел писать, все заняли выжидающую позицию, рассчитывая на того у кого сдадут нервы, все равно напишет. Первым оказался я. Писать, когда семья, дети и еще работа это очень тяжело, но мне помог один случай. Я заболел, и меня положили в больницу. Взяв с собой необходимую литературу,  в свободное время от процедур, стал писать реферат. Когда оставалось дописать несколько строк, в гости ко мне пришел Игорь, главный врач, студент и участник нашей компании. Увидев разбросанную литературу и пачку исписанных листов, он догадался.
-Что, реферат написал?
-Написал, вот осталось две строчки и можно печатать.
-Володя! Ну, мы же с тобой друзья и если один лишний экземпляр напечатаешь для меня, наша дружба еще крепче станет, я правду говорю?
- Не хотят писать и не надо, дружба дружбой, а табачок врознь, пусть повозятся сами теперь - думал я, когда писал реферат, но злость прошла на них, сменившись на эйфорию от законченной работы.
 - Ладно, сделаю, но магарыч с тебя,- на этом и порешили.
Не прошло и двух суток как стали поступать звонки от членов нашей компании. Откуда они узнали, нетрудно было догадаться. Просьбы были однотипные, отказы с моей стороны не звучали, количество обещанного магарыча росло. При печатании на машинке получалось только 7 экземпляров, на которых был виден текст. От большого объема еще раз печатать машинистка отказалась. Распределив кому  достанутся  экземпляры, отдавать им сразу не стал, побоялся как бы не влипнуть в историю с плохим концом. Было договорено, я сдаю первым, а через неделю они. На очередной сессии лектором были оглашены оценки за рефераты. Вся наша компания получила 5, я получил 4. От такого результата они не смеялись, а ржали до колик в животе, вот тебе и пословица реализовалась на практике, один с сошкой, а 7 с ложкой, подумал я, от такого инцидента  на душе у меня был неприятный осадок. Последняя сессия, наступил день, осталось чуть-чуть, и мы будем с  дипломами. Вручать поручено было заведующему кафедрой. Он вручил всем, кроме меня и сел. Мне стало не по себе, забилось сердце, и животный страх потянулся к желудку, меня стало подташнивать. Все, институт  не закончил, старания мои были напрасны – подумал я, смотря на сцену, где к трибуне подходил декан нашего факультета, который начал свое выступление.
 – По поручению ректора нашего института разрешите вручить красный диплом с отличием,- и называет мою фамилию.
 От сказанного у меня наступил ступор, в ушах появился шум, как в какой-то пелене я  поднялся на сцену, получил диплом и, глядя на своих товарищей, с гордостью крикнул с трибуны.
- Смеётся тот, кто смеется последним,- оглянувшись назад,  добавил – А за мной никого нет, значит, мне придется им быть. На сцене мою реплику никто не понял, зато поняли те кого это касалось.
               


Рецензии