4. СКН. Аромат свежей плесени

               
            
                Аромат свежей плесени.


        Решение в моём сознании вызревало долго. Очень долго. И не только на мой взгляд. У меня есть приятель, с которым мы общаемся и вместе работаем уже не первый десяток лет, интеллигент в "... цатом поколении", так вот он однажды мне заявил буквально следующее (да, и этот интеллигент, даже ко мне всегда обращается на "Вы", не смотря на мои бурные протесты в начале нашего знакомства, которые, естественно, не увенчались успехом - он был непреклонен, этот мягкий на первый взгляд мужчина с необычно твёрдым и порой даже каким-то жёстким внутренним содержанием): " Виталий, Ваше решение о попытке записаться на приём к Губернатору вызревает достаточно длительный промежуток времени. Лично я не понимаю почему Вы тяните? Вы поймите, наконец, что время не имеет обратного отсчёта. А это играет не только против Вас, но Вы же должны понимать, что и мы разработчики этого проекта. И мы все, и Вы в первую очередь, как его идейный папа, не можем не понимать того факта, что нам нужна не столько финансовая поддержка, сколько административная. Если с первым вопросом мы как-нибудь разберёмся общими усилиями, то со вторым - нет, нет и нет." Вот это был "спич"! Я такого от него не слышал никогда! Значит припекло. И у него нервы сдают! Всё-таки почти два года напряжённого труда над проектом не прошли мимо ни для кого из нас. Плюс, почти год на все возможные и невозможные согласования. Наш достаточно скромный коллектив, скромный прежде всего по численному составу, но в остальном это есть "Умники и Умницы" - это факт, может быть это только на мой взгляд, однако полтора десятка лет на "плаву", что называется, то таким достижением не каждая фирма может похвалиться. Впрочем, дело не в похвальбе, но действительно - случалось всякое в нашей жизни! Но плохое всё в прошлом, и это хорошо, и даже очень, ну а мы "ПРОФИ И ОПТИМИСТЫ" - это основной "слоган" нашей фирмы! Всё-таки жизненная позиция - дело тоже не самое последнее дело.
        Проект, о котором идёт речь родился не сейчас, не сегодня и не вчера, а несколько лет назад, ещё до известных событий 2014 года и связанных с этими событиями ограничительных мер со стороны некоторых стран по отношению к России. Естественно, что мы все вместе взятые и каждый по отдельности имел и имеет своё чётко определённое мнение и на суть этих событий, и на последствия в которых мы живём в реальном временном отрезке жизни. Именно жизни, но не времени, поскольку время безмерно по отношению к нашей жизни. Тавтология? Нет, стоит вдуматься в выражение и постараться понять о чём речь.
        Однажды (как обычно - "однажды"), на досуге, в одном из журналов я нашёл совершенно случайно статью о стране с названием - Дания. Про Гамлета и Марию Фёдоровну мы к счастью, что-то знаем, в силу своей начитанности и интереса к нашей собственной истории и не только. Я так думаю, поскольку самоунижением заниматься не следует, а что мы некогда самая читающая страна в мире, то это факт медицинский. Так вот, в течении пары-тройки дней, я перетряхнул не только Википедию, но и ворох всякой прочей литературы. И очень рад этому обстоятельству, поскольку интерес проснулся нешуточный. И в первую очередь, что лично меня задело за живое: это средняя продолжительность жизни датчан и их... уровень пенсий! Это я оставляю "за скобками", но родилась мысль и одновременно вопрос: а что можно реально сделать нам, что б как-то поправить демографию, которая в свою очередь трансформировалась бы в продолжительность жизни. Я сам отец двоих сыновей, которые остались без матери в два и пятнадцать лет, поэтому что такое пенсия на детей и чем их накормить - я знал и понимал доподлинно. впрочем, почему знал? Я знаю! И мысль эта не появилась из "ниоткуда", а возникла из чисто объективного процесса выживания, и лукавить в данном случае не стоит, именно из процесса выживания.
        А суть проекта вытекает из его названия: "Производство и реализация продукции детского питания из местного сырья". Это черновое название. Под сырьём понимаются вся продукция сельского хозяйства производимая в данном конкретном регионе, животноводства, растениеводства и т.д. Перечень большой, конечно, но мы постарались на сколько это возможно, учесть всё по максимуму. И что естественно, по законам любого жанра, а значит и нашего проекта тоже, как конечная цель была определена его ("Проекта") окупаемость, что естественно, но без веры в конечный результат не стоит и браться за любое дело, это даже не закон, а аксиома. Итак, два года работы и проект как бы готов. И пошли мы "в люди". Кто занимался подобными делами, тот знает, что за проектом следуют согласования с контролирующими органами (МЧС, РОСНАДЗОРЫ всевозможных направлений и прочее, прочее), на что ушёл ещё достаточно много времени. Этот год был самый трудный и затратный в финансовом плане. Наш счёт в Банке стремительно приближался к нулю. Но почему-то никто не роптал. Зарплаты "поужались" правда, но терпение, я был поражён, было таким, что даже я его не ощущал, но, однако иногда возникало какое-то гадливое чувство, что это я втянул людей в неизвестное, ведь без денег "нет счастья свободы". Шутка, конечно, но только на первый взгляд.
        В народе говорят, что не было бы счастья, да несчастье помогло. Несчастье в виде ограничительных мер, о которых  даже я уже говорил, в наш коллектив, как ни странно принесло свежий ветер, почти по Дунаевскому, помните "Вольный ветер?" Когда я внимательно изучил ответные меры Правительства РФ, то увидел, что из антисанкционного списка, оказывается, исключили "Детское питание". А это что означает!? Правильно, что мы на правильном пути. Мы должны (Страна) производить свой ряд детского питания, причём для каждого региона он должен быть СВОЙ! Или почти свой. Почему почти? Да просто потому, что в вакууме кашу не сварить, поскольку,например, на Ямале картофель не растёт! И это тоже аксиома! Как говорят аллергологи (спросите у них), что это одно из условий лечения и предупреждения, что особенно важно, этого коварного заболевания под названием - аллергия. Примеров можно привести много и по иным видам заболеваний. При этом доктора говорят, что любое заболевание легче предупредить, нежели - лечить. И потом. Была озвучена программа Президента. Программа - 80. Амбициозная. Непростая. А из чего здесь должны расти ноги, что называется? И тоже правильно! От здоровья детей, естественно! Плюс здравоохранение. А кто спорит?
        Собрание нашего бюро не было бурным и длинным. Решение простое. Надо идти. Нет не к чиновникам-табакам. К Губернатору. Мы все люди взрослые, с колоссальным жизненным и производственным опытом, поэтому решили, три года тратили не для того чтоб проект заболтали, а что делать? Мы же в реальном мире живём и все всё понимают. Плюс денег на счёте уже почти ноль. Хотя работа над новыми проектами началась (собственно она и не прекращалась, но проекты тоже разные и по финансовой ёмкости тоже). Определились с направлением беседы. Первое - доложить концепцию, а регионы мы "прокачали" от Перми до Новосибирска, есть что рассказать. И второе. Если будет проявлена заинтересованность, то вести речь о пилотном проекте в своём регионе. И третье. При полном отказе в любой форме, реализацией проекта будем заниматься сами. Своим коллективом. Всё. И я получил мандат на встречу.
        Позвонив в приёмную Губернатора, а дозвонился я на удивление достаточно быстро, и услышал очень приятный женский голос, который сообщил мне о том, с кем я говорю и спросил (голос) о сути вопроса, с которым я хочу попасть на приём к Губернатору. Представился и я. К великому (без кавычек) моему удивлению вопрос согласования время и места встречи был решён очень быстро. Плюс к этому, этот приятный женский голос сообщил мне, что данный вопрос (т.е. наш вопрос) будет на контроле у неё до момента моей встречи с Губернатором. Ещё раз - моему удивлению предела не было. Поскольку я звонил из своего офиса, то все мои коллеги, в тот момент находившиеся на рабочих местах, суть разговора не просто слышали, но при этом ещё старались шипящими голосами давать мне какие-то советы, конечно же в основном женщины, поскольку услышав, что я говорю с помощником Губернатора и при этом она ещё и женщина..., ну знаете ли, "мы то лучше знаем как разговаривать с дамой". Комично, конечно, но однако, это есть прямое подтверждение тому, как мы заинтересованы в том, чтоб наши усилия не пропали даром, и проект получил реальное наполнение. В принципе, и это есть самооценка своего труда. А за деньги такое не покупается! Это я знаю наверняка!
        Бюро замерло в ожидании. Не стоит повторяться и говорить о том, что Бюро работает. Да работает! Но хотим мы этого или не хотим, но после какого-то большого дела всегда наступает период психологической усталости, не зря мы долгое время не только общались с докторами на фривольном уровне, профессионалы с обеих сторон так себя не ведут, поэтому это не тот случай когда клин вышибают клином. Итак ждём. Общение с помощником продолжилось, она дважды звонила с извинениями и сообщениями о том, что в виду занятости "шефа" и его отсутствием в городе мы вновь переназначали нашу встречу, и я, и мы, не считали, что это какой-то элемент неуважения по отношению к нам. Нет. Мы все производственники в прошлом и о дефиците времени всё понимали. Его, времени, всегда много только у того, кто ничего не делает. И мы терпеливо ждали. Однажды, в конце рабочего дня, раздался звонок из Администрации Губернатора. Всё тот же мягкий красивый хорошо поставленный голос, всё того же помощника, вежливо поздоровавшись и представившись, совсем неожиданно для меня  сказал примерно следующее, что во встрече нам не отказано и не будет отказано, но не хочу ли я прежде переговорить с представителем Губернатору по этому вопросу? Если Вы не против, то Вам позвонят и согласуют время и место. А встреча с Губернатором обязательно состоится. И в этом не стоит сомневаться. Вот, примерно, такой диалог. В офисе я был уже один, советоваться было не с кем, поэтому я немного посомневавшись, согласился на эту встречу. Аргументы? Да их и не было. Просто где-то в голове давно застряла мысль о том, что вода и камень точит, или о камне, под который вода не течёт. Вообщем, решение принято. Остальное детали.
        И действительно, на следующий же день мне позвонила какая-то дама (которая сказала от кого и зачем она звонит, однако, не представилась), мы с ней достаточно быстро согласовали все детали встречи, но предварительно она ещё раз уточнит время и... пожалуйте на встречу! Оказывается, в каждом районе есть такая должность, как "Представитель Губернатора". Ну есть и есть. И в назначенное мне время я был у кабинета уполномоченного. Оказывается, что это было офисное помещение общественной приёмной партии "Единая Россия". Сразу мелькнула мысль о политических предпочтениях Губернатора. Честно говоря, мне это было безразлично, поскольку я никогда и нигде не состоял, убеждений своих не менял, так что мне было безразлично. Но однако, одна шальная мыслишка всё же мелькнула, а ведь "Программа-80" это же детище президента, поэтому, возможно, "... я удачно зашёл". И ещё, видимо, для пущей важности на стене в холле этого помещения был размещён стенд с фото лидеров партии "ЕР" Российского и местного "разлива". Обычная партийная мишура, которая, как я понял не поменялась со времён КПСС. Только фото другие, а остальное..., впрочем мне остальное не было интересно, но я уже начал волноваться, поскольку моё ожидание затянулось на целых полчаса. А люди всё сновали и сновали по кабинетам, занятые, видимо, какими - то важными партийными делами. И ещё. Я был поражён захламлённостью коридоров и каких-то закоулков этого офиса. И ещё грязь на стенах и на полу, создавалось такое впечатление, что помещение не убиралось никогда, или когда-то, но неизвестно когда. Вот именно в такой кабинет я и был приглашён. Грязный, неряшливый... . Но поразила меня не это. Когда я увидел с кем я буду общаться..., честно признаюсь - у меня похолодело сердце и засосало где - то под "ложечкой", как говаривала моя бабушка. Естественно мне никто не представился, а в кабинете было двое обитателей: мужчина и женщина в возрасте где-то далеко за пятьдесят, впрочем присесть тоже никто не предложил, я же до сего момента не понимаю почему? Пришлось устраиваться самому. Но я не об этом. А о том кто сидел за "главным столом", поскольку женщина сидела сбоку, а столы были расставлены буквой..., нет не в виде "Т", а в виде буквы "Г". Простите, одна ремарка. Мы все вышли из прошлого, и это не есть открытие Америки, это просто наша, именно наша история, и мы по рассказам чьим-то, по воспоминаниям участников и живущих в то время людей, знаем что есть Сталинизм. И при всём при этом в обществе нет единой оценки прошлой эпохи, и к счастью понимаем, что история не может быть чёрно-белой, точнее: точно не может быть только чёрно-белой. Существование гениального и злодейства в одном "Флаконе" - это нечто, но так было. Видимо так было. Но вот что я увидел за "главным столом": за столом сидело существо с тельцем карлика Н. Ежова, в очках Л. Берии и черепом Калигулы, который покоился на плечах этого существа, во всяком случае мне так показалось. И я ужаснулся, честное слово.
- Что у Вас за вопрос (с какой буквы писать  Вас?), так и не представившись, спросило существо? Спросило каким - то замогильным голосом, от которого, если мягко выразиться, мне вдруг стало не по себе. Женщина, что-то начала шептать ему на ухо.
Честно говоря, для истины, но не для гордыни, хочу сказать, что некогда я служил на Северном Флоте на эскадре подводных лодок типа БУКИ, которые в своё время ходили в "гости" к братьям Кеннеди, к вполне уважаемым людям, кстати говоря, но так было надо, и ничего здесь "не попишешь", поэтому я никогда не причислял себя к людям очень  уж трусливым. Но в данный момент меня даже оторопь взяла. И знаете, мысль пронеслась мгновенно, и откуда она взялась? Знать бы! А мысль была очень проста: "Сталинист!" И на меня пахнуло что-то гадкое, затхлое. Запах плесени, не иначе. И ещё раз. Ну никогда у меня не возникало ни дикой ненависти к прошлому, да и вообще - никакой ненависти. Прошлое есть прошлое. Знать и понимать его мы просто обязаны. Но имеем ли мы право его ненавидеть? Я так не думаю. Но диалог-то надо было продолжать, это моя цель, и при этом надо ещё и до этих людей донести что-то цельное, для понимания.
- Простите, Вы не представились, как мне к Вам обращаться?
Спросил я у этого существа. Он что-то буркнул под свой нос. За него ответила женщина.
- Я же Вам говорила, что Вас примет Владимир Петрович!
- Ну хорошо. Видимо я что то запамятовал, бывает, ещё раз прошу "пардону", но я бы хотел вернутся к сути.
Это снова я.
- Ну и что у Вас за вопрос (опять не понял - Вас с большой и ли с маленькой буквы писать)?
И я начал излагать суть вопроса.
- Вам нужны деньги? (Существо прервало ход моих рассуждений на полуслове).
И так продолжилось ещё не один раз. И вот тут уже начал заводится и я. Помните как у В.Высоцкого в стихотворении об истребителе? Вот и у меня, тот который во мне сидит убеждает меня в том, что если пришёл, то попытайся найти общий язык или встань и уйди. А как же ударом на удар? Но если так произойдёт, то плакала моя встреча с Губернатором? Дилемма! Существо видимо это понимало лучше нежели я, но зачем? Откажи, обоснуй какой - нибудь глупостью и всё. Разошлись.
Последней моей фразой был вопрос, о том, что буду ли я услышан, а если нет, то почему? На что ответ был убийственным в своей простоте:
- Если Вам нужно детское питание, то зайдите в любой супермаркет или в любую аптеку и купите, но если у Вас нет денег, то мы ничем Вам помочь не можем!
И не хотело существо понять, или не могло этого сделать, что за любую "баночку" этого питания заплачено либо долларами США, либо Евро. И не надо ему знать, а зачем, что не каждому дитёнку в нашей Стране, которая (который) живёт в девяти часовых поясах, полезно питание на банановой основе, или на основе Египетской картошки. Или, что такое Китайские овощи и фрукты?!!
Я быстро встал и вышел из этого грязного кабинета, подальше от этих грязных и злобных людей, которым, видимо, такие как я мешают жить, тратить бюджетные деньги, на партию, на преференции... . А "пипл" всё "хавает и хавает"! Помните крылатое выражение не безызвестного А.Чубайса. А они уже живут "ПРИ КОММУНИЗМЕ".
Злости не было. Разочарование - колоссальное. Это было! Но мне почему-то очень хотелось побыстрее добраться до своего дома, раздеться до исподнего, бросить всё в стирку и принять ДУШ. Потом 150 водки и...спать, спать...спать.
Завтра будет не простой день! А что я скажу своим коллегам? Вот это действительно дилемма!!! Пока ещё не решил.
Завтра, завтра... ВСЁ ЗАВТРА! Ведь завтра обязательно наступит - ЗАВТРА!

П.С. Через девять месяцев Губернатор согласно Указа Президента страны, был отправлен в отставку ..."за" или в "свяи" с недоверием Президента(у) (символично, не правда ли, что в день его отставки на свет появились новые граждане нашей Страны, если исходить из времени попытки попасть к нему на прием и его отставки, полноправные граждане, да-да, именно полноправные и никак иначе, имеющие право на достойную жизнь). Хорошо это или плохо? Не знаю. Но иногда очень хочется, чтоб этот калейдоскоп когда-нибудь да закончился. Иных желаний просто нет!


В. Тоболяк


Рецензии