Романтикам семидесятых посвящается

      Выехали рано. Впереди и сзади колонны следовали автомобили с охраной из числа сантинийцев. Питер с помощником расположились во второй машине, Юрий Сергеевич, Илья и Кирилл – в третьей.
– Юрий Сергеевич, – где мы будем ночевать? – спросил Кирилл.
– Не знаю, скорее всего в землянке. Кстати, в одной я уже ночь провел. Вполне приемлемое место, так что по этому поводу можешь не волноваться. И с кормежкой, надеюсь, будет порядок.
– Хочется надеяться, – улыбнулся Илья.
– Надейся, надейся, – с усмешкой сказал Юрий Сергеевич. – Самое главное для нас – как можно быстрее сделать дело. Планируемая военная операция попахивает авантюризмом.Как вы поняли, Питер этого и не скрывает. Нужен «громкий выстрел». В последнее время сантинийские партизанские отряды обложили крепко, им мало что удается. Атаковать аэродром не так просто, тем более в сегодняшних условиях и с такими бойцами. Но об этом на месте, а теперь можно поспать.
       Илье, однако, не спалось. Дорога была отличная, колонна двигалась быстро. За окнами мелькали кустарники и деревья, изредка появлялись баобабы и невероятной высоты кактусы. Прошло уже немало времени после прибытия в Катанго, но Илья все еще не мог налюбоваться африканскими пейзажами. Пальмы, джакаранда, банановые деревья, манговые и эвкалиптовые рощи, потрясающей красоты рассветы и закаты восхищали его.
        Несмотря на сложные бытовые условия, опасную и рискованную работу, реальную угрозу стать инвалидом или вовсе распрощаться с жизнью, Африка манила его. Это было не совсем объяснимо, но понятно стало позже. Впервые за границей, непривычная обстановка, действительно красивая, экзотическая природа – все это впечатляло молодого парня, впрочем, как и многих других его сверстников. Это уже потом появилась ностальгия по родному дому, близким и друзьям. Тем не менее, Илья, вернее Илья Иванович, на всю жизнь запомнил свою африканскую «эпопею» и продолжал интересоваться событиями на черном континенте.
       Вскоре дорога плавными петлями спустилась в долину. Проехали мимо гигантского нагромождения причудливых скал. Они как-то странно навалились друг на друга, словно какой-то великан отломил верхушку горы и швырнул ее вниз. Это напомнило Илье горы камней в районе Саталы. Но уже через несколько километров началась другая климатическая зона – полупустыня. Каменистая местность, редкая растительность, сухой воздух. Температура резко подскочила. Тишина. Вокруг ни души. О том, что здесь может быть жизнь, напомнила мертвая гадюка на дороге. Остановились посмотреть.
     – Шумящая гадюка, – пояснил Питер. – Эти змеи не прячутся при приближении человека, а кусают тех, кто на них случайно наступит. Эта, скорее всего, попала под колеса автомобиля. Посмотрите, у нее вырваны бока.
     – Неприятное зрелище, – пробормотал Кирилл.
     – Не то слово! – поддержал его Илья.
     – А почему шумящая? – спросил Юрий Сергеевич.
     – В случае опасности издает громкое шипение. Очень ядовита, – ответил Орест.
     – Лучше с ней неживой встречаться, – заключил Юрий Сергеевич и предложил двигаться дальше.
     Проехали еще километров 50 и свернули с основной трассы. Теперь катились, как у нас называют, по проселочной дороге, с той лишь разницей, что местность была безлюдной. Так двигались еще более трех часов, прежде чем снова въехали в буш. Здесь все выглядело более привычно и напоминало окрестности Катанго, разве что буш был более густой. Наконец колонна остановилась. Питер подошел к автомобилю Юрия Сергеевича:
     – Впереди блокпосты, пошлю своих людей, чтобы предупредили о нашем прибытии. Нужно еще и мины обойти.
     – Кажется, приехали, – как бы про себя произнес Илья.
     – Да, здесь уже недалеко, – подтвердил Питер.
     Ждать пришлось почти час. Потом еще некоторое время шли пешком, предварительно замаскировав автомобили. Питер поставил возле них охрану. При подходе к месту расположения бригады их встретили командир и начальник штаба. Последовали традиционные приветствия и рукопожатия, после чего Юрий Сергеевич попросил показать, как был обустроен лагерь. «Экскурсия» заняла значительное время, так как по ходу приходилось делать замечания и объяснять, что и как нужно переделать. Ведь это тоже входило в обязанности наших советников и специалистов. В целом же Юрий Сергеевич был удовлетворен увиденным.
   – Лишний раз убеждаюсь в том, что мы их чему-то научили. Теперь научить бы их воевать по-настоящему, – тихим голосом сказал он Илье и Кириллу. – Не будем терять время, займемся тем, зачем приехали, прямо сейчас.
Несмотря на протесты Питера (он всех тащил в столовую), все прошли в штабную палатку, где провели вечер и весь последующий день, конечно, с перерывами на сон и прием пищи. Нет смысла рассказывать о деталях, отметим лишь то, что с большим трудом, но все-таки удалось согласовать план предстоящей операции. Был произведен расчет сил и средств, определены маршруты выдвижения и пути отхода, обсуждены меры безопас¬ности, проработаны другие необходимые в таких случаях мероприятия.
     Основная сложность заключалась в том, что действия диверсионной группы можно было проконтролировать только на территории Манталы, а переход границы нашим был строго запрещен. Поэтому финальная стадия операции отдавалась на откуп сантинийцам, что, естественно, вызывало опасения за результат операции. Уезжали с каким-то неопределенным чувством. Немного жалели, что пошли Питеру на уступки и все-таки согласились с их решением осуществить диверсию на аэродроме.
     – Отговорить их мы бы не сумели в любом случае, а так, может быть, все обойдется малой кровью. А жертвы точно будут, – это Юрий Сергеевич вслух успокаивал себя.
     За разговорами время летело быстро. Незаметно покинули пустынную местность. По обе стороны дороги росла трава и какие-то карликовые деревья. Рассматривая через окно пролетавшие мимо пейзажи, Илья мет-рах в двадцати от дороги вдруг увидел большого льва. Зверь внимательно смотрел в сторону автомобиля, уши у него встали торчком.
     – Вижу льва, – тихо произнес Илья.
     Юрий Сергеевич притормозил и также, как и Кирилл, посмотрел в сторону, куда указывал рукой их товарищ. Лев продолжал сидеть неподвижно, но взгляд от машины не отводил.
     – Он здесь не один, – вдруг вскрикнул Кирилл и указал на темные пятна в траве, которых сразу было и не разглядеть.
     Там были еще два льва помоложе и львица. Когда автомобиль остановился, львица встала на лапы и медленно направилась в сторону авто.
     – Не будем испытывать судьбу, – сказал Юрий Сергеевич и медленно «добавил газу». Машина неспеша покатилась вперед, а львы только проводили ее взглядами. Проехав несколько километров, посигналили Питеру, чтобы он остановился. Оказалось, что ни он, ни охрана львов не заметили.
     – Хорошие у тебя охранники, – с издевкой произнес Юрий Сергеевич и посмотрел на Питера.
     – Как вы их в Союзе научили, так они и действуют, – последовал иронический ответ.
     Все рассмеялись. Затем последовало несколько историй про львов и некоторых других животных – обитателей Африки, и, естественно, их рассказчиком был Питер. Поделившись впечатлениями, поехали дальше. Илья и Кирилл продолжали обсуждать неожиданную встречу, Юрий Сергеевич периодически поддерживал разговор, делясь своим опытом познания местной фауны.
     Однако самое неприятное ждало всех впереди. Примерно на половине дороги до Катанго колонна неожиданно была обстреляна из двух вертолетов. Откуда они появились, толком никто так и не понял. Первая машина с охраной, казалось, чуть не взлетела в воздух. Остальные быстро съехали с шоссе. Все наши выскочили из авто и залегли в траве метрах в пятидесяти: дальше бежать было опасно. Третий, ехавший сзади, не пострадал. В результате налета три охранника погибли, Илье пуля задела левую руку выше локтя. К счастью, кость осталась цела.
      Уже приехав в Катанго (все в одной автомашине), и только через несколько дней выяснили, что в том районе киварийцы проводили спецоперацию по минированию железной дороги, а вертолеты обеспечивали безопасность их диверсантам. Всего за короткий период времени было расстреляно около тринадцати машин, следовавших в сторону места диверсии. Такая же участь постигла и наших героев. Но нужно было продолжать свою миссию. Все теперь зависело от того, когда прибудут бойцы в Саталу.


Рецензии