Мини-лекции. Радионавигация. Компас

   Конечно читатель может спросить о том, что мол причём здесь радио и какой-то там компас? Очень даже причём! Ведь радионавигация это та же навигация родившаяся ещё до изобретения радио... И если раньше задачи решались опираясь на знакомые нам простенькие приборы и приспособления, дедовским способом, то теперь с помощью радио. О чём я и постараюсь Вам рассказать. Хотя здесь Вы познакомитесь только с принципами. Ведь настоящая радионавигация дело слишком сложное и не всем читателям будет интересно вникать во все тонкости!?

   Итак, компас один из древних серьёзных приборов используемых до сих пор. Большинство читателей слышали о таком. Чуть меньше, знают, что это такое. Ещё меньше имеют его у себя дома или хотя бы держали в руках?! Так, что же изменилось? О чём речь? Если уж этому посвящена целая страница? Самое простое устройство компаса, это магнитная стрелка (обычный магнит) которая с помощью подшипника скольжения, в равновесии держится на вертикально укрепленной иголке. И всё! Под действием магнитного поля земли она (стрелка) упорно показывает на северный полюс (и на южный тоже).

   Всё это хорошо пока он (компас) спокойно лежит у Вас на столе. А при движении, особенно на транспорте упокоить стрелку не так-то просто и поэтому... Поэтому всё устройство помещают в жидкость, являющуюся демпфером для стрелки. Демпфер, с немецкого глушитель, — устройство для гашения колебаний. В нашем же случае это жидкость. Вот такой (мой) бытовой компас Вы и видите на рис6. Стрелка вращается в окружении кольца-циферблата, градусной шкалы, окружность которой разбита на 360°.

   Хорошо мореходам (лётчикам) иметь такой прибор! Хорошо-то хорошо, да не очень. Дело в том, что компасам приходится находиться в окружении стальных предметов (корпуса корабля или частей самолёта), что в свою очередь влияет на отклонение стрелки от настоящего направления. Мало того (не знаю как на море?) на земле существуют зоны, магнитные аномалии, влияющие на показания компаса. Самая большая зона в европейской части страны это Курская магнитная аномалия. Влияние её на показания компаса очень большое. Зона захватывает не только Курскую область, но и Брянскую, Орловскую, Белгородскую и даже часть Украины. Можно конечно учитывать эту погрешность, если конечно Вы знаете, что Вы находитесь в зоне?! Вот и я об этом же!

   Чертёж устройства корабельного компаса (в разрезе) показан на рис2 и все составляющие, обозначенные цифрами относятся именно к рис2. Некое подобие магнитной стрелки, это картушка 7, это устройство состоящее из нескольких стрелок (магнитов) 5. Картушка опирается на иглу (шпильку) 1. Кроме магнитов в состав картушки входит шкала градусов и направлений (румбов). Всё это заключено в котёл, заполненный жидкостью. Чтобы облегчить жизнь картушке к ней прикреплен поплавок 8. Насколько я понимаю всё сбалансировано и картушка находится как бы в подвешенном состоянии и лишь слегка опирается на иглу (шпильку). Кроме шкалы на картушке существует и ещё одна, также как в обычном компасе. Внешний вид Вы и видите во всей красе на рис3.

   Чтобы при изменении окружающей температуры скомпенсировать избыточное давление в камере котла, существует ещё так называемая, компенсационная камера 2. Чтобы видеть компас (шкалу) в темноте снизу, через стекло 4 всё подсвечивается электрической лампочкой 3. На позиции 6 показана так называемая, курсовая черта. В смысле мореман глянув на компас сразу же видит курс корабля. Мол, всё вери гуд, — короче О'Кэй! Хотя это и не совсем так?! Но об этом чуть-чуть попозже.

   1961-й год. На экраны кинотеатров выходит фильм «Человек-амфибия». И вот уже повсюду разносится:

   С якоря сниматься! По местам стоять!
   Эй на румбе, румбе, румбе, — так держать!
   Дьяволу морскому...

   В то время, когда я крутил этот фильм в кинотеатре не задумывался над словами песни. Мне был непонятен этот тарабанный морской язык?! А вот теперь, через пятьдесят шесть лет пришлось вникать... А, что же это за румб такой и с чем его едят? Раз уж он (они) на картушке обозначены. Кто и когда всё это придумал, только всё это и сейчас в «моде»! Дело всё в том, что вся окружность горизонта и стало быть нашей шкалы градусов разбита на 32 части, на 32 угла равного 11 градусам, 15 минутам. А румбы, указатели направления отстоящие друг от друга как раз на одну 32-ю градусной шкалы. Всё это Вы и видите на рис4. И чтобы хоть что-нибудь понять, на рис9 в увеличенном виде показана четверть шкалы и эти чёртовы румбы.

   Начиналось всё это со знакомых Вам сторон света: север, восток, юг, запад. Чуть позже ввели промежуточные направления: северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад. Но мореманы пошли ещё дальше, так появились новые направления-румбы. И вот тут-то для нас с Вами начались одни «краксворды». Какие? И если все эти северо-запады и северо-востоки вроде бы понятны, а как назвать промежуточные направления-румбы? И началось... Вот Вам расшифровка всей этой белиберды (четверти шкалы). NNE — северо-северо-восток; ENE — восток-северо-восток. А далее самое интересное! Треугольник с красной подкраской: NtE — север-тень-восток; голубой — NEtN — северо-восток-тень-север; зелёной — NEtE — северо-восток-тень-восток; жёлтой — EtN — восток-тень-север. Во, какая загогулина получается?

   И так далее по всему кругу. Как они всё это в голове держат??? Но главное не в этом, а в вопросе Вашем, что же это такое за тень? В Википедии так объясняют знающие люди: «Румбы как направления имеют собственные названия (компонент „тень“ заимствован из нидерландского {голландского}, где он является предлогом, слившимся с артиклем дательного падежа — te + den = ten).» Вы, что-нибудь поняли? Я тоже нет! Это про мотор, колёса, и понятно... А куда же лошадь запрягать? Голландский я как-то ещё с детсада недолюбливал... Один автор очередного сайта сделал предположение, что это русско-советский предлог К ?! К северу, к югу и тд.?

   А так-как мы заговорили о румбах, Вам как потомственному мореману старинный тест на соображалку: Если выйти из Киева и идти строго на северо-восток, то куда Вы придёте? Имеется ввиду, что на Вашем пути только твёрдая земля. Или только как мореману одна вода! Они ведь тоже ходят по воде! Это про тот же дурдом с компАсами, румбами, футами и килями!

   А, что это там изображено на рис1 и 5? Это основные понятия в навигации, те которые и приходится рассматривать для того, чтобы попасть куда надо! В Канаде объявлен трёхдневный траур! От них сбежал северный магнитный полюс! Они его уже 400 лет считали своей частной собственностью, а он сбежал, собака! Теперь болтается где-то в нейтральных водах?! О чём это я? Правильно о миграции этого самого магнитного полюса. О его перемещении вообще и несоответствии его с истинным полюсом (географическим) в частности. И стало быть мы постоянно имеем дело с истинным северным полюсом Nи и магнитным Nм

   На рис1 обозначены как:

   ИК — истинный курс;

   ИП — истинный пеленг;

   КУ — курсовой угол;

   КК — компасный курс;

   КП — компасный пеленг;

   ОКП — обратный компасный пеленг;

   Дельта К — поправка курсоуказателя.


   На рис5 показана схема сноса (дрейфа) судна под действием ветра и течения, где:

   ИК — истинный курс;

   ПУ — путевой угол.

   Угол (a) между курсом судна и реальным направлением движения называется углом сноса или дрейфа и может достигать 10°!

   И под занавес о ещё одном средстве навигации, бинокле. Точнее о таком где есть некие шкалы тысячных. Это я об чём? Посмотрите на рис7,8 и 8а. здесь я попытался объяснить всё это. Надеюсь, что большинство из Вас уважаемые читатели учились в школе?! В смысле учились, а не проходили (и тут же забыли?)? Так вот длина окружности С = 6,28R, где R как оказалось радиус окружности! Тогда, округлив неудобную, два ПИ, получим C = 6R! Разделим R на тысячу частей и подставим в нашу формулу, в итоге получим C = 6000! То есть длина окружности С будет равна 6000 тысячных частей, раз уж радиус равен 1000 этих частей. Получается что одна тысячная как бы новая мера длины?.. А угол дуги длинной 0,006 будет равен 3,6 минут хотя нам это как-то не очень-то и нужно (градусы)?..

   Что это нам даёт? Вы смотрите в бинокль рис8, а там шкалы с делениями в тысячных долях, в 5 и 10 единиц. А это значит, что Вы видите часть пространство под соответствующими углами. Вообще-то сами углы нигде и не фигурируют. Главное здесь тысячные части! Как пример на рис8а. С судна, в бинокль наблюдают маяк. Маяк, скажем высотой (h) 30 метров. Допустим он на вертикальной шкале бинокля занимает 10 тысячных частей, тогда? Тогда мы можем сразу же определить, что на одну тысячную приходится 30:10 = 3 метра. А по нашему условию наше расстояние от судна до маяка составляет 1000 частей. Нам только эти 1000 частей нужно умножить на 3 метра и всё. Расстояние d от судна до маяка равно 3х1000 = 3000 метров (3км.). Всё так просто.

   Вы решили одну из задач навигации — определение дистанции между объектами. Отсюда и родилась формула по определении дистанции между наблюдателем и объектом рис7, где: S — дистанция (расстояние между наблюдателем и объектом наблюдения); D — высота (ширина) объекта; n — количество тысячных занимающих изображением объекта (высота, ширина или какая-то часть). Как видите всё это помогает лишь только тогда, когда известны какие-нибудь размеры объекта?


Рецензии
Уважаемый Владимир! Снимаю шляпу перед Вашими познаниями. С огромным интересом прочитал несколько Ваших лекций. В 1992 году на паруснике мы совершили морской поход из Днепропетровска в Хайфу. Из приборов у нас был только компас
(с фашистской подводной лодки, там даже свастика была), самодельный лаг, собранный по схеме из журнала "Катера и Яхты" и приёмник "Спидола", с помощью которой мы пытались брать пеленги радиомаяков, вот, собственно и всё наше навигационное оснащение. Тем не менее, нам удалось довольно точно откладывать на картах свой курс и не потеряться. Эту историю я описал в повести "Атаман Сирко".
Вы большой профессионал, Владимир! Приятно было с Вами познакомиться.
Жму руку. Владимир.

Владимир Пастернак   31.07.2018 22:09     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир! Ну, Вы уж, так уж?!! :-)) Никакой я не профессионал... Если бы Вы меня назвали "Народным артистом" и то были бы ближе к истине! :-))
Если Вы прочтёте мою "АКТРИСУ", то наверняка у Вас промелькнёт искорка... Мол наверное, если не учился в каком-нибудь театральном, то хотя бы поступал туда и в ту же "Щуку"?! А если бы полистали, хотя бы сборник "ВЫ СЛЕДОВАТЕЛЬ",- то наверное подумали, что я мент??? "ВЫ ПИЛОТ",-точно летун или хотя бы штурман?! А, прочитав "ЭМИГРАНТЫ",-ну точно "беглый каторжник"??? Живёт где-нибудь в Калифорнии (гад ползучий!) и шлангом прикидывается?! А, я если не считать Украину, Молдавию и Литву за границей вообще не был! :-))
Правда с моими "тюремными" рассказами не прокатило, этого эффекта не произошло, не приняли меня бывалые за своего?.. Ну, дык?! :-)) Я к "званиям" и не стремился, так всё получается??? Само-собой?! А, если и есть хоть какой-то профессиализм, то только
то, что Вы поверили в мой как бы... Открою Вам маленький секрет, а этот компАс и в глаза не видел! Кроме моего домашнего! :-))

И к Вам маленький вопрос... Вы никогда не задумывались как пишутся "ВУМНЫЕ" книги?
Загляните в самый конец... Там список литературы! О чем это я? Это про "Народного артиста", которого?! :-))
У меня к Вам будет несколько вопросов... Правда я ещё не созрел... И не здесь, а через сообщение!
И последнее... Вы конечно молодцы, это я про Хайфу?! Рисковали Вы однако! Маяки конечно хорошо, если конечно знать где они находятся?! Всё равно молодцы!
Что-то я разболтался? Наверное к перемене погоды? :-))
Всего Вам доброго! Успехов! С уважением!

Естественно рад встрече и знакомству с морской душой!!! Я ведь тоже где-то, в чём-то?! Правда не знаю где и в чём?! :-))

Владимир Сысолятин   01.08.2018 07:17   Заявить о нарушении