Литература - нужна? Какая? Кому?

 
Литература - нужна? Нужна. Какая? Кому?
Начну с древнейших времён. Реальное выдавало героев. Их преувеличивали до богов. Соответствующие жанры: мифы, легенды. Последующее развитие литературы, скатилось с небес на грешную землю. Авторы сконцентрировали своё внимание на своём окружении. Шекспир - на своём, Пушкин, Лермонтов, Толстой - на своём. Возникла классика. Своим содержанием закреплялась во времени, становилась востребованной каждым новым поколением. Литературный метод, переводить реальное в художественное, оказался наиболее продуктивным. Вся мировая классика, базировалась на нём. Я, знакомясь с историей литературы, принял указанный метод за основу. Моё окружение началось с "Чарочки", где я родился и вырос. Дальше - "Из Чарочки по Союзу". Менялось одно окружение за другим. Армия. Туда перебрасывается содержание от многих деревень, сёл, общественных ячеек. Общая цельность, по единому набору человеческих признаков, оказывается тождественной. Знакомство с Союзом. Одни и те же данные по всем республикам. Цены - на обеды, гостиницы, транспорт - одни. Тарифы - на все виды работ - одни. Отработал - наряд, касса. Никаких затруднений, никакого обмана. После армии - Новосибирск. Появляется новое окружение. В принципе, оно мало чем отличается, от деревенских и армейских. Тот же, полный набор негатива и позитива. С точки зрения диалектики, прочерчивается одной линией. Диагональю. То есть, от худшего, низшего, до лучших и высших показателей. Имея от жизни богатый материал, начинаю бегать по редакциям. Появляется и нарастает новое окружение, а с ним, и новое содержание. Обобщаю его, рождается новая книга "Новосибирская плеяда". В ней - все известные деятели от литературы. Принцип классики - отвергается. Внедряется новый метод - социалистический реализм. Основное внимание - успехам, передовикам. Но это - верхушка общей динамики. Под ней - гигантский массив проблем. Он полностью выбывают из общества, из литературы. Я же, знакомясь с каждой конкретной общественной ячейкой, выдавал данные по всей протяжённости развития. Если учебный процесс, то динамика - в количественно-качественном соотношении - всюду одна. Половина детей не заканчивает начальную школу. Из второй половины, многие не дотягивают до аттестата зрелости. И лишь единицы из общего числа, поступают в ВУЗы. Такая же картина в вопросах развития - в армии, во всех коллективах. Между мной и редакторами, нет взаимопонимания. Я, всё своё внимание, отдаю гуманитарным наукам. Появляется новое окружение. Окружение из всех имён, которое можно было встретить в толстых журналах. Все указывали проблемы по каждой из гуманитарных наук, но ни одна из них не решалась. ("Шептулину, 80 год". "Гражданикову - 85 год"). Мои творческие интересы охватывали все гуманитарные проблемы целиком. При таком окружении, когда реальное и книжное, сливалось в одно содержание, я, должен бы, быть особо востребованным. И, естественно, широко известным. По каждой из моих книг, можно было бы, организовывать дискуссии. Редакторы отказывались принимать то содержание, которое я им выдавал. Я продолжал свой творческий автобиографический путь. Появлялись книги: "В мир гуманитарных проблем". И, последняя, связанная с Перестройкой, "По наклонной".
Все виды человеческой деятельности должны развиваться. Это означает - находиться в определённой последовательности. Одно за другим, не прерываясь, как по ступенькам, по уровням. Пример тому, естественные науки. С гуманитарными - картина иная. Лучше всего её представлять в конкретной динамике. В советское время, благодаря особым - монопольным условиям - выделялась публично, одна плеяда. Они постоянно выступали по радио, на телевидении, регулярно выезжали на предприятия. Они были хорошо известны. Благодаря чему, кого не спроси, он всех мог перечислить. Вопрос: насколько они были талантливы, в то время, вообще не стоял. Были вне серьёзной критики. Дискуссий, как таковых, не было. Выступили, принимающая сторона - партийные начальники - поблагодарили, на этом всё тогда и заканчивалось. Вторгаться, в эту официальную крепость, ни кому не было дозволено. Перестройка, со своей свободой и демократией, разрушила эту крепость. Казалось бы, одна плеяда - из числа известных - должна смениться другой плеядой, так же, из числа известных. Но, за двадцать с лишним лет, она, почему то, не появилась. Кого не спроси: кого вы знаете в Сибири из поэтов, писателей, учёных по гуманитарным наукам, никто не сможет назвать ни одного. В чём тут дело? Чтобы стать известным, нужно постоянно, или, хотя бы изредка, появляться на экране. Именно, отсутствие таких имён, и приводит к единственному выводу. Писателей, поэтов, у нас, в столице Сибири, нет. Нет, в числе известных. Но, может быть, они существуют в числе НЕ известных? Я, всю жизнь, больше пятидесяти лет, занимался литературными делами. За это время, не то, что книги, малые объёмы - стихи, статьи - не были обнародованы. Что и говорить - уникальное явление. Кто может сказать, что такое явление могло быть в какой-то другой стране, в другом каком-то крупном городе. Следовательно, и сами условия, при которых стало такое возможно, придётся признать уникальными. Условия же, в данном случае - далеко не творческие - создаются конкретными чиновниками. И они подпадают под статус - уникальных. В столице Сибири, полный набор администраций, которые ответственны за состояние гуманитарных видов деятельности. Придётся и их отнести - к уникальным. Литература, со своим союзом писателей, и гуманитарные науки - со своими институтами, так же, уникальны. Ведь, если никто творчески не задействован, то и гуманитарной продукции, как таковой, не выдаётся ими. Что же получается, Новосибирск, в этом плане - мёртвая зона. Кое-что, всё-таки, выносится на видное место. В метро, под рубрикой - воспитание словом - каждый мог прочитать. "Варежка пахнет лошадкой". И это то, благодаря чему, СП, доказывает своё право на существование. Детские писатели посещают детские сады, знакомят детей со своей продукцией. На этом возрастном уровне, вероятно, и остановилось развитие художественного творчества. В заключение по данному вопросу об уникальности Сибири. Чиновники, отчитываясь об успехах, всегда уверяли, что сибиряки, чуть ли не самые читающие в России и в мире. Так ли это? Но что читать? Литературной продукции, вообще, нет никакой. А, что-то, если и есть, (то, что создаётся за свой счёт), это тот мизер, который не может считаться - народным, государственным. Охватывает лишь узкий круг людей. Литературная продукция, как некая ценность, должна быть известна всем жителям. Для этого требуется тираж, ни в сотни, тысячи экземпляров, а - миллионы. И, своими достоинствами, переходить из поколение в поколение, закрепляться в сознании людей. Могут ли - официальные государственные лица - собрать лучшее, что было в прошлом, и что появилось в последние десятилетия, и об этом постоянно делать научный обзор. Хотя бы для того, чтобы сибиряки знали, чем они располагают. И если это не делалось, и не делается, то, хвалиться, по сути, нечем. В речах высших чиновников, когда они отчитываются об успехах, вопрос о литературе, перестал ими выдаваться. Понятно, если нет ничего, более или менее значащего, то и говорить не о чем. Литература, как вид деятельности, полностью выбыла в Сибири. История в названиях улиц и площадей. В городе множество улиц с именами мировой и русской классики. За советский период не нашлось ни одного, кого бы можно было присоединить к ним. Что и говорить, постарались новосибирские "профессионалы", чтобы литература, как вид деятельности, полностью исчезла. К этому следует добавить, что литература и вредные привычки, как два противоборствующих фактора. Кто из них побеждает в быту, в повседневной жизни? Ясно, кто. Отсюда, Сибирь, как самый алкогольный регион в государстве. Человек приходит с работы, чем ему заняться? Были бы интересные книги, прилёг бы на диван, увлёкся содержательным течением мысли, забыл бы о том, что надо сбегать в ближайший киоск. Началось бы обогащение словом. За Сибирью укрепилось выражение: сибирское здоровье. Но соответствует ли оно реальным данным по нему? Каждый из своего окружения, мог бы ответить на этот вопрос. Умирают - в двадцать, тридцать, сорок лет. И очень большим числом. Чем дальше с возрастом, тем всё меньше и меньше их становится. 
Перед писателем два пути: сочинять или отражать. В сочинительстве он - свободен, в отражении - зависим от показателей самой жизни. Я выбрал второй путь. Сочиняя, писатель выбирает из той или иной общественной ячейки, положительных героев, окружает их отрицательными персонажами. Это называлось - реализмом. При отражении, берётся во внимание вся ячейка. И тогда - семьи, жители в ней - предстают в полном диапазоне. От бедных, ленивых, до самых продвинутых в физическом и умственном развитии. Все деревни, сёла, коллективы - свидетельство этому. Согласовывается со словарём антонимув. Вывод: бедные - не политика. Бедные - диалектика. То есть, жизнь каждого связывается с мерой и содержанием учёбы и труда. То же самое можно сказать о больных. Больные - не политика, а образ жизни. С которым приобретаются вредные привычки и, сопровождаются ими, с вполне определённым течением болезней, по каждому внутреннему органу. С появлением компьютеров, человека стали сравнивать с ним. Вся информация, которая поступает по каждой внутренней системе, (в виде пищи, напитков, газового состава, житейского содержания), обретает свой сюжет развития. Он и отмечается во времени соответствующими (объективными) показателями. Каковы они, эти объективные показатели? По всей России, с каких-то пор, начала действовать особая частная организация. В каждом почтовом ящике, жители находят газету "Вестник здоровья". В ней - полная конкретика: с именами, портретами и адресами. Они перечисляют свои болезни (полный их набор) на том уровне, когда жизнь - ад. Принимают два-три курса, парализованные - поднялись, диабетики - сахар в норме, простата, аденома - исчезают, жёны - довольны, печень, почки - восстановились, язва желудка - свелась на нет, песок, камни - растворились, вышли. Больные - полные восторга и благодарностей. Обретают вторую жизнь, переходят из ада в рай. Официальные врачи - в изумлении. Сами начинают пользоваться их услугами. Эффективность их средств, настолько высока, что граничит с чудом. Но, как бы там не было, вопрос, всё же, остаётся. Сколько там правды, и как велико - преувеличение? Всё дело в образе жизни. Человек набирает болезни с вредными привычками, доводит их до адских мучений. Допустим, он вылечился, там или там, снова здоров, можно - повторно - запускать возрождение тех же болезней. Основные источники болезней, известны. Они приходят с пищей, напитками, никотином, наркотиками, малоподвижным образом жизни, нервотрёпками в семье или на производстве. Вывод - один. Средствами природы - выявляются болезни, средствами природы - лечатся. Что касается общества, то они порождаются им. Это - обычаи, от которых невозможно уклониться. Из двух составляющих того, что содержится в природе в качестве вредного и полезного, человек, с большей охотой, использует вредное. Идеология в данном случае одна. От природы обществу в значении позитива. Но, изживать негатив, и, благодаря этому, совершенствовать общество, как бы кто не старался, не удаётся. Со свободой и демократией, когда препятствий стало больше на пути позитива, все виды негатива, многократно увеличились.
Маркс с Лениным, подарили миру диалектический материализм. Это, когда материя - в движении, развитии, взаимодействиях. Всё, что происходит в природе и обществе, непрерывные процессы составляющих материи. Человек, изучая их, ведёт, прежде всего, развитие технологий. Они затрагивают все виды материальной деятельности. Что касается гуманитарной, то, в этой области, нет такой определённости и последовательности. Никто не может сказать, на каком уровне развития, находится современная психология, социология, лингвистика, философия. Я, проблемами этих наук, занимался - комплексно, в единстве. Начиналось всё с анализа одной общественной ячейки - деревни Чарочка. И, как это не покажется дерзким, она, как образец, смогла в обобщённом виде, представить все виды гуманитарных наук. Всё дело в РАЗВИТИИ. Если связать человека, начиная с детского возраста, с мерой физического и умственного развития, то результирующие отметятся одной диагональной линией. То есть, от самых ленивых, до самых трудолюбивых, и, следовательно, от самых малограмотных, до самых образованных, от самых бедных, до самых обеспеченных. И это - ни политика, это - диалектика. Диалектика же, это всё то, что - измеряется. Берём всю систему категорий, каждая её составляющая, имеет свои единицы измерения. Время - свои, пространство - свои, движение, развитие (любые процессы) - свои. Всё это единство оформляется в формулах количественно-качественных соотношений. Законы природы - в одном однозначном наборе. Законы общества, не столь однообразны. У каждого времени, и у каждой страны, они были свои. Попытка объединить естественные науки с гуманитарными, не привела (имеется в виду, советский период), к их завершающему этапу. Итак, ПРИРОДА, с философских высот, отметилась СИСТЕМОЙ КАТЕГОРИЙ. Нашла свою связь с системой - грамматической. У философии - материя, у грамматической системы - имя существительное, у философии - движение, у грамматики - глагол. Следующие - количество, качество - так же, совпадают. Что касается общественной системы, и тут она определилась однозначно. Имеется в виду БАЗОВАЯ СИСТЕМА. Это, когда от каждой составляющей её, свои ОТКЛОНЕНИЯ. Выписав их все из словаря, сразу же приходишь к мысли, что они от чего-то (от какого базового слова) отклоняются. Правда, истина, связанные с точным отражением, набирает множество слов, которые не являются таковыми. Здоровье - базовое, болезни - отклонения от него. Прекрасное - то, лучшее, что удаётся кому-то создать. Все отклонения - в сторону ужасного, извращённого, неприятного. Справедливость предполагает для всех участников - никаких отклонений от того комплекса оценочных показателей, которые могут быть задействованы при объективном анализе. ЗАКОНЫ - двух видов. От природы - кто их нарушает - больные. От общества - кто их игнорирует - имеет дело с правоохранительными органами. ИДЕАЛЫ, касаются всех видов деятельности. В обобщённом виде, картина - с возрастанием позитива, и убыванием - негатива. С перестройкой, минус - возрастал, плюс - убывал. Каково их соотношение, у каждого имеется своё мнение. Объективно же, в показателях, по каждому виду деятельности. Они хорошо известны. РАЗВИТИЕ, на которое все ориентируются, имеет два дополнительных слова. Прогресс, от нуля - вверх, регресс, от нуля - вниз. А это - вертикальная шкала. Такое понятие, как примитив, на ней, где-то внизу. Если на нём застой, то, последующие уровни развития, не появляются. Россия, со всеми своими регионами, уникальная страна. Чтобы разрушить её, достаточно двух-трёх верховных чиновников. И, соответственно, целой армии поддержки. Но, и чтобы начать возрождение, так же требуется два-три верховных лидера. И - целой армии - надёжной поддержки. Такое чередование отметилось самой многовековой историей России. Что касается регионов, то и в них происходят те же процессы. Правда, с некоторыми существенными особенностями. Если в какой-то области застой, то он распространяется, и на весь период возрождения. В Сибири, это явление оказалось особенно показательным. Как не было ничего значительного в советский период, с таким же положением дел, она продолжает держаться и дальше.
Вся оценочная деятельность по гуманитарным делам, начавшаяся ещё в советское время, с перестройкой, полностью переместилась на запад. Там присуждают Нобелевские премии, там становятся известными писатели и поэты. Все они - художественно и идеологически - отмечались враждебно к Союзу (КПСС) и затем к России. Для того, чтобы критиковать, противодействовать, вести борьбу, нужны системы. Они создавались по одному принципу. Собирались все составляющие, например, атомы, получалась система. Грамматическая система складывалась практической необходимостью. Когда в неё включались все составляющие, и ничего больше добавить было нельзя, система обретала свою завершающую форму. Кто создавал философскую систему категорий? Никто. Нужно было определиться с понятием КАТЕГОРИЯ, и когда определились, можно было их свести в одно целое. До меня эта работа не была проделана. Велись лишь многочисленные дискуссии в толстых журналах. Кто создал базовую систему? И она была выявлена мной. Подход к ней при решении был прост. Нужно было собрать все составляющие, от которых могли вестись ОТКЛОНЕНИЯ. Так появился словарь из слов-отклонений. Взятые вместе, получался особый словарь для практической оценочной деятельности. Можно было критиковать, противодействовать критике. И всё это - в объективной динамике. Из наиболее упрощённых систем, является словарь антонимув. Но он создавался по признакам крайностей. Что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно. В общем, что позитивно, что негативно. Но между крайностями, существует обширнейшая промежуточная область. Включая и её, получаем единую оценочную систему. А это то, что, прежде всего, необходимо для учебных и образовательных целей. Все системы, объективно полученные из природы и общества, могли бы - самым продуктивным образом - творчески быть задействованы и в международных отношениях. Таким образом, полный комплекс систем по гуманитарным наукам, был выдан, но он был проигнорирован. Почему? Не стали придавать им значения. Ну, а то, чему не придают значения, как бы, отмирает, выбывает из серьёзной практической деятельности. В Сибири решили, без литературы, без гуманитарных наук, можно обойтись. Обошлись. Никто в этом не усмотрел большой беды. Само население Сибири, то же, не очень-то расстроилось. Нет поэтов, писателей, ну, что ж, проживём и без них. Тем не менее, вопрос - серьёзный. Литература нужна, но какая? Всё дело в содержании. Обогащаясь гуманитарными науками, литература наиболее полно, должна бы, прослеживать за всеми процессами общества. Но так уж закрепилось, основное внимание - успехам, передовикам. Ими - гордятся. Проблемы же, недостатки, отклонения - позорят. А потому, их замалчивают. Это и приводят к социальным потрясениям. В новейшей истории, их было несколько. Но сколько бы не менялась власть, проблемы - всё те же - не политические. Политика же, не наука, хотя и пытаются некоторые заполняться ей. Так уж принято, политику сочли - искусством. Где-то она на уровне примитивной художественной самодеятельности, где-то возвышается до "искусства возможного".
Что же я предлагаю? За мной, как творческим явлением, богатейший материал. Пока он мало кому известен. Кто заинтересуется им, может обнародовать. Одновременно, указать адрес моего сайта. Убеждён, то, что скрывалось от людей, вызовет в стране широкий общественный резонанс. Ознакомившись с моими произведениями, можно будет устраивать дискуссии, как по книгам, так и по каждой статье. 


Рецензии