Пешком по Лондону

I
Маленький остров, правивший морями и огромными частями суши более 400 лет, должен чем-то отличаться от остального цивилизованного мира… С этой мыслью и приземляешься в аэропорту Хитроу, в 25 км от Лондона. Хитроу – крупнейший (и самый перегруженный – каждые 1,5 мин. взлетает и садится самолет) аэропорт Англии, и не только ее…5 его терминалов обслуживают до 67 млн. пассажиров ежегодно.

Открывшийся в марте 2008 года 5-й терминал  поражает размерами и кажущейся простотой форм – несущие фермы, стеклянные стены, отделка – все это не поддается описанию и не идет ни в какое сравнение ни с чем подобным. К тому же, оттуда до центра можно добраться просто сев в метро – прямо на Пикадилли Сёркус! Да, той самой, куда «выходила» Лайма Вайкуле. (интересно, куда именно она выходила – на Пикадилли сходятся 8 или 9 улиц с очень интенсивным движением).
Но я о Лондоне, да!

Город Лондон прекрасен, особенно в дождь…- строчка из стихотворения И.Бродского «Темза в Челси», написанного в 1974 году. Не считая Вены, куда прибыл изгнанник в 1972 году, Лондон был первым крупнейшим городом, столицей мира, если хотите, для молодого Бродского. От себя добавлю - Лондон прекрасен в любую погоду, а что до знаменитых дождей и туманов, то любителям словесного тандема «туманный Альбион» сообщаю, что Лондон по количеству осадков не вошел даже в ТОП-10 Европы. Первыми тут Милан с Осло. С туманами та же история – однако, не переписывать же по этой причине всего «Шерлока Холмса»! Профессор Мориарти просто непредставим в ярком солнечном свете, равно, как и та злополучная собака.
И привычно сходя с катушек жанра, не могу не поделиться собственным маленьким ужасом – однажды в августе температура в Лондоне «сягнула» рекордной за 100 лет отметки - +38 по Цельсию! Моему сыну как раз приспичило жениться (по этой причине я и прибыл в Лондон) – что благополучно и произошло там же. Но вернемся от жары к жанру.

II
Лондон довольно древний город, ему более 2000 лет, основан, разумеется, римлянами, на месте римского военного лагеря, его латинское имя Лондиниум со временем сократилось до современного написания… Рим, как известно, утратил влияние на эту далекую провинцию, оставив после себя, кроме Лондиниума, еще множество поселений, со временем превратившиеся в города. Они и сейчас на своих местах – Кентерберри, Брайтон, Стратфорд, Йорк, Оксфорд и многие другие. Лондон пережил много взлетов и падений, чудовищный пожар в 1666 году уничтожил его Старый Сити почти полностью. Печальным напоминанием этого события теперь служит «Монумент» - 61-метровая колонна дорического ордера, сооруженная Кристофером Реном в 1671 году. По преданию, высота «Монумента» точно соответствует расстоянию от него до лавки пекаря, откуда и вылетел этот огненный петух…Ну, как говорится, Лондон не сразу строился!

Современный Лондон завораживает – косвенный ответ на вопрос, который я задавал себе в начале этой статьи – если не считать тщательно оберегаемых средневековых памятников архитектуры (включая знаменитые лондонские пабы, первый из них открыли еще в XIII-м веке), всё остальное несет на себе величественный имперский отпечаток и представлено всеми известными стилями – от нормандского до постмодернизма. Знаменитый Тауэр (нормандский стиль), который начал строиться еще при Вильгельме Завоевателе считается старейшей постройкой города. Из постмодернистких шедевров можно отметить купол «Миллениума», сооруженный к началу III тысячелетия. Злые языки говорят, что принц Чарльз не выносит вида этой постройки, когда пролетает над ним на своем вертолете– она напоминает ему пудинг со свечками. Наверно, перекормили в детстве, бедолагу…

Кстати, о языках – промолчу об английском юморе, это хрестоматийное, а вот не сказать о знаменитом лондонском «кокни» не могу – остроумный ответ черни на высокомерный и «правильный» английский знати. Считалось, что к кокни мог себя причислить всякий лондонец, родившийся и выросший в Ист-Энде, в пределах слышимости звона колоколов церкви Сент-Мэри-ле-Боу. Человек, не знакомый с диалектом «кокни», не мог понять даже простого предложения. Сегодня этот диалект известен как Cockney rhyming slang - рифмующийся сленг кокни.

Побродив по Ист-Энду и нагуляв аппетит, самое время перекусить. Опускаю избитое про дороговизну в Лондоне – лучше всего сделать это в одном из многочисленных китайских ресторанчиков и лучше всего – в Сохо. За 5-6 фунтов, уплаченных авансом, набираешь, все что твоей душе угодно и, главное, можешь делать это неограниченное количество раз.

С китайцами по части еды соперничают турки – их многочисленные «Fish&Chipse» предлагают  нехитрый, но зато дешевый набор (3-4 фунта), рыбу, запеченную с картофелем –вкусно! К тому же- take away, т.е., на вынос, что очень удобно – некогда рассиживаться, перед тобой столица мира и надо еще успеть и на Оксфорд Стрит с ее многочисленными магазинами – вот где настоящий шопинг и настоящие распродажи!

Мечта всех модниц мира, эта самая Оксфорд стрит… Говорят, в средние века и позже по ней гнали скот на мясобойни («ox» -  бык, буйвол, в переводе с английского). С того времени она сильно преобразилась – и в основном в викторианскую эпоху, это видно по великолепным фасадам дорогих (и не очень) универмагов и многочисленных бутиков. К тому же, она и самая длинная в мире торговая улица – более 3 км! Не стану перечислять торговые марки, представленные на ней – просто не хватит места. А посетить все тамошние магазины – не хватит жизни!
Но один, роскошный Selfridges, посетиь стоит – хотя бы затем, что бы ахнуть – вот они, все эти ваши армани, гуччи, риччи, ив сент лораны и иже…Все в одном месте! Ваши ноздри трепещут, улавливая густой запах роскоши, глаза разбегаются и только кошелек безучастен - трепетать ему особенно нечем, если вы, конечно, не американский или австралийский турист-пенсионер.

Кстати, их отличаешь в сонмищах народу сразу же – седые, ухоженные старички и старушки, просветленные лица, детская радость в глазах, просторные рубашки и шорты  немыслимых расцветок… И не говорите мне, что «мировая закулиса» все 70 лет советской власти измышляла против нас всевозможные заговоры! Вот она, здесь, в Лондоне, радуется жизни… О том, как «радуется» жизни наш пенсионер говорить не буду – это общее место…

III
…Наглазевшись на роскошные интерьеры Selfridges и полюбовавшись на гармоничный фасад (викторианский!) с великолепным 22-колонным портиком и курантами посередине (помните? – «…Город Лондон прекрасен, в нем повсюду идут часы…»). Кстати, Selfridges есть и в Бирмингеме, втором по величине городе Великобритании. Но там он выглядит, как инопланетный терминал или станция – сплошной Hi-Tech, 15 тысяч алюминиевых дисков украшают его криволинейный, не имеющий ни одного угла, фасад.
 
Но вернемся на Оксфорд-стрит. Можно посетить и магазины попроще – «Next», «Gap», «Fcuk» (читается, как «фак» - эпатажный брэнд молодежной одежды French Connection United Kingdom – FCUK! придумали же! Если бы такой придумали у нас, то, думаю, назвали  бы «йух»…).

Пройдя весь этот бесконечный торговый ряд, выходишь к Гайд-парку и прямо к Speaker Corner, то есть, к углу говорунов, где каждый желающий может, насколько хватит голоса, красноречия и терпения, встать на принесенную с собой скамейку и говорить, все, что душе угодно – призывать сменить правительство, парламент, требовать дополнительных прав и свобод для угнетенных секс-меньшинств (?) и т.д….Как говорят англичане – лишь бы вы не оскорбляли королеву и не пугали лошадей…

Там же можно и отдохнуть на великолепном газоне, под аккомпанемент очередного оратора с мегафоном, повествующего вам о новой, и разумеется самой правильной вере… Рядом с ним расположился другой – с гневными призывами освободить какое-то порабощенное племя неизвестно где. Это замечательно, думалось мне под мягкий шелест платановых листьев, это и есть демократия – возможность и свобода говорить каждого. Как только призывы подобного рода становятся заботой государства – наступает инквизиция. Или пресловутая «власть советов», это кому как угодно, а по мне - так те же яйца, только в профиль.

Завтра пойду в Британский музей, решил я, переворачиваясь на мягком газоне. И непременно загляну в его знаменитую библиотеку – интересно же посмотреть, где молодого Ульянова тире Ленина посещали его идеи. А еще раньше Ленина – Маркса нашего Карла. Как все запутано!

IV
Лучше всего попасть в Британский музей, приехав на станцию Холборн лондонским метро. Холборн – старинная, респектабельная улица Лондона, в свое время на ней проживал Диккенс, о чем неоднократно упоминал в своих романах. Попетляв немного в сторону Блумсбери, выхожу к Британскому музею… Величественный фасад в неоклассическом стиле напоминает одновременно и Санкт_Петербург и Грецию… Музейные коллекции расположились в 94 галереях общей протяженностью более 4км на площади около 6 гектаров. Он - крупнейший музей мира (после Лувра) и до отказа набит сокровищами и историческими артефактами (среди них - Розеттский камень, Портлендсая ваза…перечислять не имеет смысла, заинтересованных отсылаю в Интернет), свезенными сюда предприимчивыми англичанами из всех углов своей огромной империи. Говорю это без всякого сарказма и зависти – неизвестно, что с ними стало бы  в этих бывших колониях, после пробуждения чувства «национального самосознания»…

Впрочем – известно! На примере еще одной распавшейся империи – Российской. Так что слава Богу, что все это здесь, под одной крышей. Под этой же крышей – одна из самых больших библиотек мира (число единиц хранения превышает 150 млн.), ее круглый в плане читальный зал занимает почти весь внутренний дворик музея…Вхожу, вместе с группками многочисленных туристов медленно передвигаемся вдоль столов, можно присесть, заказать любую книгу, почитать…вот и отмеченное мемориальной табличкой место Карла Маркса. Интересно, нашелся хоть один праздный турист, не поддавшийся искушению поместить свой зад на эту же скамью? По крайней мере, это лучше, чем полировать, прикасаясь, бронзовые гениталии у статуй.

По соседству, на стене, красиво оформленный длинный список знаменитостей помельче, когда-либо посещавших библиотеку. Среди прочих и фамилия «Uljanov (Ульянов)» на английском, а в скобках, вместо привычного нам (Ленин) значится «Bolshevik» (Большевик). Хм, выглядит безобидно, как псевдоним, если бы не знать, что это на  самом деле означало для нашей одной шестой…
Да, так вот, значит, где доморощенные идеи одаренного еврейского мальчика из семьи потомственных раввинов (я про Маркса) обрели силу и мощь «единственно верного учения». Лучше бы он стал раввином.

Следующим пунктом, была, разумеется, Египетская коллекция, крупнейшая в мире. Иду туда совершенно бездумно – просто потому, что все идут. Правильно, к мумиям, которых здесь более ста, включая даже мумии кошек, собак, рыб и других наших любимцев.

А! - вот и главный предмет любопытства всех туристов – Клеопатра! Ну, думалось мне под непрекращающиеся вспышки и щелчки камер,хорошо, что мы не в музее мадам Тюссо - Клеопатра там или нет под раскрашенной крышкой, но все же Кто-то, а не кукла из воска. А что до настоящей Клеопатры… Цитирую с сайта: Генеральный секретарь египетского Высшего совета по делам древностей Захи Хавасс (Zahi Hawass) объявил, что его группе две недели назад удалось отыскать место погребения легендарной Клеопатры VII Филопатор, пишет Times (перевод статьи приведен на сайте Inopressa).. Вместе с царицей археологи надеются отыскать и ее любовника, римского военачальника Марка Антония. Как предполагается, эту пару похоронили вместе на территории храма Осириса, известного под названием Тапосирис Магна (Taposiris Magna).

Разумеется, такая красивая и трагическая история любви не могла не обрасти за 2000 лет всякого рода мифами, но тем она и хороша! Умереть на руках у возлюбленной – чего еще желать герою? Жаль, что мы, современные «герои» лишены такой возможности – то ли тотальная эмансипация настала, то ли героев поубавилось. Но это так, мысли немолодого уже романтика, глядящего на саркофаг… Тебя, читатель, ждет еще одна история любви – и тоже венценосной пары! – V&A, инициалы имен, давшие название еще одному лондонскому музею. Но это – совсем другая (или нет?) история….
(продолжение следует)


Рецензии