Выпрямление имен. Книга 2. Глава 19

"Вперед без оглядки»
"Семь верст до небес и все лесом".


Будучи в Кызыле, я наблюдал  хурэ, лам (хоараков). Общее представление о буддисткой вере у меня весьма туманное и больше получено из книжек и описаний путешественников, в том числе Николая Рериха. Восток дело тонкое. Многие годы Николай Рерих пытался понять его. Пытался сделать это и я. В 2002 году, проживая в Санкт-Петербурге, мне попалась книжка о жизни Рериха. Коренной петербуржец, его отец был нотариусом, а род они вели от шведов. Может по этой причине в своей книге «По тропам срединной Азии» Рерих  не прошел мимо своих земляков.  Художник, философ и немного юрист в большей мере жил искусством.

Рисованию его, кстати, обучал грек Куинджи. Архип Куинджи считал себя русским, предками своими называл греков, которые со времен античности населяли Причерноморское побережье Крыма. По-местному Куинджи были урумами.  Урумы одевались как крымские татары, пели такие же песни как крымские татары, готовили почти такую же еду. И многие праздники отмечали одновременно, а Кыдырлез (Панагия, день Святого Георгия) урумы и крымские татары отмечали не только одновременно, но и вместе. При этом, урумы стойко сохраняли православную веру. Вероятно, и Чакировы в Крыму придерживались такого  образа жизни.
Дед художника Христофор был золотых дел мастер и получил за это прозвище Куинджи. Так и пошло. Родился Архип 27 января 1841 года в семье Ивана Христофоровича Куинджи,  но уже сапожника, в Мариупольском предместье Карасевке, что, вероятно, связано с бывшим проживанием предков (до переселения  из Крыма) в Карасубазаре, который русские называли Карасев.

В виде на жительство городской управой было указано «мещанин из привилегированных греков». Точно не известно, учился ли он в Академии художеств. Впервые официально заявил о себе выставив в 1868 г.  картину «Татарская деревня на южном берегу Крыма». После нее прогремела картина «Вид на Исакиевский собор при лунном освещении». Потом их были сотни, некоторые он писал прямо из окна квартиры на 6-й линии Малого проспекта Васильевского острова.
Репин о мастере писал: «Иллюзия света  была его богом и не было художника равного в достижении этого чуда живописи». Особенно это чудо проявилось в картине «Ночь над Днепром».
Его картины покупали, у него был достаток, но он ходил в поношенном сюртуке и помогал чем мог нуждающимся. На одну из последних выставок он из многих картин выбрал четыре: «Березовая роща», «Вечер на Украине», «Днепр» и «Христос в Ифсиманском саду». Его близкими друзьями были Крамской, Шишкин, Ярошенко, Третьяков, Григорович, Стасов, Менделеев.

Куинджи был не только великим художником, но также и великим учителем жизни.  О нем писали: «Его частная жизнь была необычна, уединенна, и только ближайшие его ученики знали глубины души его. Ровно в полдень он восходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка в Петербурге, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьев, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний.  В 1904 г. он принес в дар Академии 100 тыс.рублей для выдачи 24 ежегодных премий; в 1909 г. пожертвовал художественному обществу 150 тыс. рублей и свое имение в Крыму, а обществу поощрения художеств 11 тыс.700 рублей для премии по пейзажной живописи; 11 июля 1910 г. Куинджи скончался.

Многое Николай Рерих перенял у своего учителя. Уже с молодости он был «странником», любимыми его героями были Леонардо да Винчи и Дон Кихот, любимым выражением «Вперед без оглядки». Идея самоотречения ради добра, открытие ко всему живому. Это содержалось в учениях Рама Кришны, Конфуция и Лао-цзы (Ли Эр), что переводится как сливовое ухо. Именно он и написал труд «Дао дэцзинь» («Учение о пути добродетели») в пять тысяч знаков, которое пристально изучал Лев Толстой. Речь о нем будет ниже.
 Сердоболь (Сортавалы), Финляндия, Лондон, Америка, Тибет, Монголия, Индия – вот  путь Николая Рериха из России на Восток после революции 1917 года. В 1928 году он основательно поселился в долине Кулу и создал там Институт научных исследований «Урусвати» - «Свет утренней звезды». Там он жил, там он и умер в 1947 году   Сестра Николая Елена Владимировна  Рерих (Шапошникова) умерла тоже в Индии в 1955 году.

Интересная жизнь интересных людей.  Читал я и его «Листы дневника». Сделал некоторые выписки: «Русский народ ищет правду». «В грозе и молнии несет русский народ славную судьбу свою». «Обозри всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар и разор лишь способствовали величию Земли Русской». «В блеске вражьих мечей Русь слушала новые сказки и углубляла свое неисчерпаемое творчество. Сам народ сказал: «Не бывать бы счастью, да несчастье помогло».
Запомнился и записанный Рерихом сказ из петровских времен, как простой селянин перехитрил строителей искусных. Огромный камень мешал провести улицу отстроенного города. – Взорвать? – По частям убрать? Все оказалось намного проще. Селянин рядом вырыл глубокую яму, свалил туда камень и сравнял с землей, как будто ничего и не было.

Занимаясь родственниками в Харбине, столкнулся с младшим братом Николая Рериха — Владимиром. В период Гражданской войны Владимир Константинович воевал на стороне белых (чуть ли ни в Азиатской дивизии Унгерна) и к концу войны оказался в Центральной Сибири. Затем, пройдя с остатками белых частей Алтай, часть Китайского Туркестана и всю Монголию, оказался в Урге, а затем в Харбине, где и поселился до конца своих дней. Постепенно он стал знатоком Монголии, Маньчжурии и всего Китайского Дальнего Востока, и в этом своём качестве оказывал незаменимую помощь Николаю Рериху и его семье.

Внимательно вчитывался во все сведения о харбинском Рерихе еще и потому, что он, как и Надежда Лукина, был биологом по образованию и тоже сотрудником Земельного отдела КВЖД. Позже он организовал Опытное поле на Западной линии железной дороги, заведовал маслодельно-сыроваренным заводом в Харбине. В  начале 1930-х годов служил в харбинском Торговом Доме «Н.Я. Чурин и К°». Здесь тоже удача, позднее выяснится, что жена Владимира Чакирова Любовь Владимировна тоже трудилась в фирме Чурина.


 


Рецензии