Лучший городской автомобиль

Автолюбители или просто обладатели легкового автомобиля для личных нужд могут со мной не согласиться.  Да и еще десять лет назад думал иначе.  На руль автомобиля я сел уже в весьма солидном возрасте, под 50 лет.  До этого у меня не было возможности приобрести автомобиль в личное пользование.  Покупка автомобиля в советские годы была событие не меньшее, чем получение квартиры.  Автомобильная промышленность Советского   Союза выпускала  весьма ограниченное количество автомобилей, меньше 2 миллионов в год. Для страны в 300 миллионов человек – капля в море. Поэтому на этом дефиците неплохо наживались пронырливые люди.  Я даже не помышлял, что смогу когда-то приобрести личный автомобиль. Я был не космонавт, не известный спортсмен, не большой чиновник, не торгаш. Но времена меняются, и для многих, живущих на Дальнем Востоке, появилась возможность приобрести подержанный японский  автомобиль в правым расположением руля.  Дальневосточные моряки, пользуясь законодательством Японии, стали в массовом порядке вывозить со свалок этого островного государства автомобили в весьма приличном состоянии. А отечественные автослесаря научились их приводить в работоспособное состояние.

Живя рядом с затоном в Хабаровске, где на зимний отстой приходят суда Амурского речного пароходства, я видел заходящие в конце навигации суда типа «река-море»,  обвешанные японскими автомобилями, как новогодняя елка игрушками.  Эта статья дохода получила весьма большое распространение. Ведь до 1994 годы вывоз автомобиля человеком, который несколько дней провел на территории Японии и зарегистрирован на таможне, осуществлялся без таможенных платежей. Заплатил 500 долларов японцу  на автосвалке, еще немного водителю грузовика, который дотащит автомобиль до судна в порту, погрузил машину на судно, и ты – обладатель  иномарки.  И в России не надо платить пошлину  на таможне, только за регистрацию, и автомобиль готов к продаже.  И желающие приобрести автомобиль б/у потянулись со всего Дальнего Востока в портовые города – Владивосток, Находку, Преображения, Советскую Гавань, Николаевск-на Амуре. Камчадалы и сахалинцы покупали автомобили у себя, там этого добра было выше крыши.  И потом вереницы автомобилей с транзитными номерами потянулись вначале в дальневосточные города, а потом и в Сибирь.  Появился и рэкет, одиночную машину могли и отобрать бандюги. Были случаи, когда группа автомобилистов, купив машины в Находке или Владивостоке, брали с собой милиционера с личным оружием.

Первый автомобиль в нашей семье приобрел старший сын Саша – Тойота Марк-2. Потом автомобили появились и у меня – Ниссан Скайлайн, и у второго сына Сережи – Тойота Супра.  Все это произошло в период 1993-95 годов.  Так что мне довелось поездить на многих марках японского автопрома – Тойота Кроун, Ниссан Патрол, Тойота Лэнд Крузер, - и на своих, и на машинах друзей.  В первые годы во Владивостоке очень популярными были джипы Ниссан Патрол Сафари,  с кенгурятником, который местные остряки называли «бабкоотбойником». С хорошей резиной этот автомобиль был незаменим на сопках Владивостока, хотя переменчивая зимняя погода с оттепелями и гололедом иногда и эти автомобили ставила в неуправляемое состояние.  В Хабаровске таких крутых сопок нет, но три горных кряжа, по которым протянулись  улицы Ленина, Карла Маркса и Серышева, в гололед или в снегопад доставляли немало хлопот автолюбителям.  И в этом случае заднеприводные автомобили даже имели преимущество. Особенно если возить в багажнике автомобиля канализационный люк и ящик с песком, как это делал я на своем Скайлайне.

За 10 лет, что я имел автомобиль, пока жил на Дальнем Востоке, я поездил на нескольких. Конечно, я не входил в число тех, кто менял автомобиль вместе с заменой масла, хотя были и такие, которые ездили полгода, потом   избавлялись от старого автомобиля, покупая такой же б/у, но более свежего года выпуска. Чаще всего на Дальнем Востоке автомобили со сроком эксплуатации 5 и 7 лет, и очень редко более молодые и более старые.  Из всех своих автомобилей мне больше по душе пришелся автомобиль Тойота Марк-2, бизнес класса, с задним приводом. Он внешне похож на нынешние Тойота Камри или Мазда-5, примерно такие же габариты и форма корпуса, только заднеприводной. Этот автомобиль мне нравился по двум причинам – комфортный и  большой, что соответствовало моему имиджу чиновника краевого уровня. На этом автомобиле я много ездил в другие города Дальнего Востока – Комсомольск, Биробиджан, Находка, Владивосток.  На нем я «положил стрелку», т.е. достиг предела скорости по спидометру. У меня есть рассказ об этом случае. http://www.proza.ru/2017/03/11/656 Причем у автомобиля 1993 года выпуска с двигателем в  2,5 литра, выпущенного для внутреннего рынка, многие опции были незнакомы для европейских автомобилей тех же лет выпуска. Например, датчик дождя, щетки автомобиля начинали работать после первых капель на ветровое стекло. Или автоматически загорались фары,  когда машина въезжала в темный туннель. Про повороте руля в какую-то сторону в эту же сторону начинали светить  подфарники, чтобы было лучше видеть. Наконец, на автомате была опция для зимней езды, когда автомобиль начинал движение сразу со второй скорости, чтобы не было проскальзывания  колес из-за избыточной мощности на колеса.

После переезда в Сибирь я какое-то время был без колес, т.е. не имел автомобиля. Потом мне дали служебный автомобиль Тойота Лэнд Крузер с дизелем и в самой простой комплектации, в 80 кузове. После автомата, которые был на всех моих предшествующих автомобилях, мне пришлось осваивать механическую коробку передач. А вот последним автомобилей для меня стал небольшой паркетный джип Тойота RAV-4, который я и считаю самым лучшим автомобилем для города. Но вначале немного об истории создания этого автомобиля, который положил начало новому классу – паркетных внедорожников.

Toyota RAV4 — компактный кроссовер, запущенный в производство в Японии в 1994 году. Первое поколение позиционировалось компанией Toyota как молодёжный автомобиль для активного отдыха, отсюда и происхождение названия (Recreation Active Vehicle), цифра «4» указывает на постоянный полный привод.

Первое поколение RAV4 (SXA10) было создано на базе Toyota Celica GT-Four. В производство был запущен кузов с тремя дверями. C 1995 г начался выпуск 5-дверных кузовов. На автомобиль устанавливали двигатели объёмом 2,0 литра, 3S-FE и 3S-GE мощностью соответственно 135 и 178 л.с. RAV4 первого поколения оснащался также механической либо автоматической коробкой передач и имел привод либо на передние, либо на все колеса. С 1998 г. RAV4 первого поколения получил также версию кузова с тканевой крышей и прошёл незначительный рестайлинг. Rav4 уже первого поколения официально продавался на российском рынке.
Модель кузова: E-SXA15G-AZPGK(L)
Объем двигателя, см3: 1998
Мощность, л.с/об.мин: 135/6000
Длина|Ширина|Высота, мм: 3705*1695*1645
Колесная база, мм: 2200
Колея, передняя/задняя, мм: 1465*1470
Дорожный просвет, мм: 195
Снаряженная масса, кг: 1160
Кол-во посадочных мест: 4
Полная масса, кг: 1380
Расход топлива, загородный цикл, л/100км: 5.00
Расход топлива, городской цикл, л/100км: 9.09
Радиус разворота, м: 5.00
Объем бензобака, л.: 58
Модель двигателя: 3S-FE, бензин
Кол-во цилиндров, тип ГБЦ: 4, DOHC 16
Диаметр*Ход поршня, мм: 86.0*86.0
Крут. момент, кг*м/об.мин: 18.5/4400
Степень сжатия: 9.00
Трансмиссия: 4AT (ECT-S)
Привод, пер.число редуктора: передний (FF),3.178
Шины: 215/70R16
Стоимость в Японии, JPY: 1598000.00


Вот такой автомобиль мне достался. Уже 10 лет эксплуатации, но на спидометре всего 60 тысяч км пробега. Причем я верю этим цифрам. Автомобиль куплен в Японии на аукционе, подготовлен к продаже в России, установлены фары европейского образца для правостороннего движения.  В отличие от стандартных  Рафиков были установлены спортивные аммортизаторы, которые  позволяют автомобилю с короткой базой не «козлить», т.е. не подпрыгивать на ухабах.  Как я узнал, владелец автомобиля в Японии по выходным занимался драйвом ради разрядки.  В России автомобиль попал в руки женщины, которая продавала мне свою игрушку со слезами на глазах.  Еще несколько обстоятельств заставило меня купить этот автомобиль. Первое – я знал, что автомобили до 2000-го года выпуска делались очень качественными,  а позже стали делать такими же, как в других странах, чтобы рассыпались после гарантийного срока эксплуатации. Иначе никто не будет часто менять автомобиль на новый. Второе – за полгода до покупки я перенес операцию по протезированию тазобедренного сустава, и у меня были ограничения по амплитуде сгибания в суставах. А этот высокий автомобиль как нельзя лучше подходил для посадки в него, не очень сгибая тазобедренные суставы.  И третье обстоятельство – автомобиль нужен был для перемещения по Тюмени нас двоих с женой, и лишь изредка еще парочки людей, включая одного ребенка.

За 10 лет эксплуатации этого автомобиля я ни разу не пожалел, что заплатил за него в 2007 году 280 тысяч рублей.  Да, мне потом пришлось вложить немало денег, и на расходные материалы, и на замену некоторых деталей, но это того стоило. Автомобиль ни разу не подвел меня. В нем исправно  работает все – двигатель с автоматической трансмиссией, кондиционер, электростеклоподъемники, нет ржавчины корпуса,  ничего. И это несмотря на 20 лет эксплуатации автомобиля, из них  13 в условиях российского бездорожья.  Маленький автомобиль как раз для нашей семьи, в нем обычно ездят 2-3 человека взрослых и один ребенок.

Если первые десять лет автомобиль эксплуатировался в щадящем режиме, то вторые десять  - на полную катушку. На нем перевозился груз на пределе грузопродъемности  автомобиля, и ничего не случилось, запас прочности очень высок.  Сложив задние сиденья, я мог перевести и довольно объемные грузы. Короткая база, высокий дорожный просвет и большие колеса позволяли заехать на любой бордюр, а небольшие размеры протиснуться в мало-мальски подходящую щель. 136 л.с. мощности для такого легкого, чуть больше тонны, автомобиля, хватало спокойно выдерживать темп движения даже на скоростных автомагистралях. Полный привод позволяет залезать в любой сугроб без опасности застрять в нем. А это немаловажно при наших долгих зимах. Установленная еще в первый месяц Webasto позволяла запускать двигатель в любые морозы.  Так что я не нарадуюсь на свой автомобиль, и сейчас, когда я перестал в нем нуждаться, на нем ездит моя дочь, которая, как и я, влюблена в свой маленький «Рафик».

А теперь назовите хоть один автомобиль, обладающий такими качествами.  Чтобы и проходимый был, и маневренный, и с высокой посадкой водителя, которому все хорошо видно впереди. Комфортабельный, с кондиционером и отопителем, вполне достаточными, чтобы в небольшом салоне автомобиля создать хорошие климатические  условия.  Да еще мощный, быстро набирающий скорость, что важно в городе при гонках от светофора к светофору.  Следующие модели паркетных внедорожников стали более массивными, том числе и RAV-4, уже мало похожие на паркетные.  А большие джипы неповоротливые, жрут много топлива, особенно если работает кондиционер летом.  Другие легковушки уступают по другим параметрам.  Конечно, для Европы с их редкими снегами и бездорожьем проходимость автомобиля не играет большой роли, а вот у нас в России, особенно в северных областях, этот юркий и в тоже время комфортабельный автомобильчик просто незаменим. Жаль, его уже в том виде, какой полюбился мне, не выпускают. Редко они попадаются на дороге.   А то число поклонников этого автомобиля было бы еще больше.


Рецензии