Никита Хрущёв

Последний год жизни Никиты Хрущёва, 1971, его сын Сергей вспоминает с болью. «Отец сильно постарел, и дело было не только в здоровье. Отец говорил, что отдал силы народу, а сегодня его просто не существует. Когда изредка в прессе печаталась фамилия Хрущёв, её всегда сопровождала фраза о волюнтаризме. Отцу было обидно слышать, что все его нововведения отменили, а полки в магазинах стали пустеть. Он никогда не забывал голод и разруху Гражданской войны, послевоенный голод в Украине и людоедство. Он повторял: «Главное – накормить, обуть и одеть людей!» Зимой 1971-го он сильно сдал, ослабел организм. Отец часто выражал мрачные мысли: «Прошло моё время, я стал никому не нужен. Только по земле зря хожу, хоть в петлю лезь…» Мы конечно, поддерживали его и старались не оставлять наедине с собой, но он мрачнел на глазах. Видно было, что это не сиюминутная слабость, а давно запущенный процесс в его душе. После отставки отца, я постоянно фотографировал его и снимал на киноплёнку. Раньше этим занимались профессионалы, теперь только я. Помню, как в конце августа внучка привезла в гости Евгения Евтушенко – отец обрадовался гостю. Целиком поглощённый съёмкой, я рассеяно слушал их беседу. Отец разговорился о 60-х, когда было сказано много резких слов, разъединивших отца и современных ему деятелей искусства. Тогда он сказал Евтушенко, что чувствует вину перед молодыми людьми за резкие высказывания в их адрес.
В начале сентября у отца защемило сердце, лекарства не помогали. Тогда он сказал моей маме: «Посиди со мной. Мне кажется, я эту осень не переживу». Так и случилось – спустя неделю его не стало…»
Так описывал сын Никиты Сергеевича Хрущёва Сергей Никитич Хрущёв последний год жизни своего отца!


Рецензии