К критике не готова. Еще раз о клятве Гиппократа

Нежданно-негаданно, во вполне зрелом возрасте, мной вдруг овладела жажда писательства. Я написала книгу и в дополнение к ней еще и сборник рассказов. Родственники и друзья удивились, почитали и сказали, что неплохо. Родные и друзья это хорошо, но хотелось узнать мнение посторонних людей. Они не знают меня, я не знаю их, значит, мнение будет не предвзятым и уж они-то, эти самые незнакомые мне читатели точно скажут хорошо или плохо. Я опубликовала свои творения в интернете и стала ждать отзывов и рецензий. Произведения читали, ну или хотя бы просматривали. Но ни одного отзыва я не получала. Пока я ждала, заглядывая время от времени на литературные сайты, где разместились мои опусы, в голову пришла мысль написать коротенький рассказ о совсем недавно произошедших в моей жизни событиях. Рассказ написался очень быстро. От первого лица. На болезненную для многих тему медицинского обслуживания российских граждан. Без претензий на шедевр или глубину. Просто незатейливое изложение произошедшего.
Муж, прочитав, сказал, что слабо и ни о чем. История без начала и конца, из серии «Что вижу о том и пою». Больше похоже на жалобу в вышестоящую организацию.
Критику мужа я восприняла спокойно.  Мелькнула, конечно, мысль, а стоит ли публиковать. Но решив, что, я и так ни коим образом не участвую ни в общественной, ни в политической жизни нашего общества, а являюсь исключительно мамашей сидящей с детьми, а попросту домохозяйкой, то, пусть хоть это сочинение-жалоба будет  моим слабым комариным писком протеста против того, что мы становимся все более и более равнодушными и забываем о таких понятиях как человечность и долг.
Опубликовав рассказ, с удивлением обнаружила, что его активно читают  (ну или хотя бы просматривают). На следующий день после публикации я получила первый отзыв.  «Наконец-то!» радуясь как ребенок, думала я, нажимая дрожащим пальцем на клавишу мыши, что бы прочесть текст сообщения. Радостно улыбаясь, первая рецензия все-таки, я начала читать:
«Клятву российского врача дают, а не Гиппократа. (далее шел текст клятвы).
Ещё нужно написать клятву всем чиновникам, чтобы они тоже добросовестно выполняли свою работу, внимательно и заботливо относились к населению. Врач не обязан всем сочувствовать, сам раньше времени умрет от переживания за всех. Работая за гроши, он не имеет достаточного настроения, чтоб всем улыбаться, особенно матерям, у которых дети не воспитаны правильно и не умеют вести себя хорошо , мешают врачу сосредоточиться на лечении. Таких гиперактивных детей сейчас много и от них страдают даже учителя. Всего доброго.»
У меня было ощущение, что меня окатили холодной водой, смешанной пардон, с порцией если не дерьма то помоев.
Я чувствовала себя не только бездарной писательницей-ябедой, пишущей жалобы. Я чувствовала себя малограмотной, клеветницей и вдобавок еще и плохой матерью, не умеющей воспитывать своих детей.
Чувствуя потребность разделить с кем-нибудь свою несчастную участь сочинительницы-неудачницы, я поплелась в комнату и сообщив мужу, что получила первую рецензию изложила ее содержание. В общем, снова наябедничала, прав был муж насчет меня. Он не возмутился. К широкой груди меня не прижал, а сказал, что рассказ не очень и может его вообще, того, удалить, да и дело с концом.
Я удалила рассказ, но на душе приятнее и легче не стало. Промаявшись пол дня, постоянно прокручивая в голове вроде бы и пустяковую, но неприятную ситуацию, я решила, что дудки! Пусть я буду ябеда. Пусть рассказ не претендует на литературные премии и  далеко не шедевр. Это не комариный писк. Это мой, пусть не крик, но протест. И пусть я не знаю правильного названия клятвы, которую дают выпускники медицинских ВУЗов. И пусть мой ребенок гиперактивен и не идеально воспитан. Но я не плохая мать, желающая свалить свою родительскую несостоятельность на несчастных медработников, получающих гроши. Дело не в грошах, а в том, что мы живем во времена, когда человечность, доброта и сострадание к ближнему, измеряется этими самыми грошами и их количеством. Мы уже почти забыли о том, что эти человеческие ценности нельзя мерить деньгами или материальными благами иначе мы в скором времени можем просто перестать быть людьми. Это мое мнение и как автора, и как человека.

К критике готова, дамы и господа!


Ниже идет текст злополучного рассказа, из-за которого весь сыр-бор, «Клятва Гиппократа».


Клятва Гиппократа.
Недавно мой младший сын получил ожег. Опрокинул на себя только, что налитый кофе. Произошло это во время празднования юбилея моей мамы. Все ужасно перепугались. Вызвали скорую. Скрая оказалась на высоте. Приехали быстро. Оказали первую помощь. Ребенок успокоился, мы тоже немного отошли. Нас отвезли в ожеговый центр. Слава богу, все оказалось не так страшно и, поменяв повязку, врач отправил нас домой. Через два дня нам было велено явиться в травмопункт, на перевязку.
Травмотологический пункт нашего района расположен примерно в километре от ближайшей автобусной остановки. Может быть, это кажется странным только мне, как не имеющей собственного автомобиля. Ведь даже, если у кого-то как у  меня нет машины, то, что им, собственно говоря, стоит каждые три дня посещать это медицинское учреждение на такси. Это ведь такая мелочь. Чего не сделаешь ради ребенка. То, что не у каждого есть на это самое такси средства, наверное, тоже не особо волнует кого-то, кто отвечает за удобство и доступность пользования медицинскими учреждениями. О каких деньгах можно говорить, когда речь идет о здоровье любимого чада?  Уж будьте добры  родители, не уследили за ребенком, получил он перелом или вывих, так изыщите средства или прыгайте на одной ноге километр, если уж совсем не имущие и неспособные обеспечить подрастающее поколение всем необходимым.
В общем, совершенно запутавшись в автобусных остановках и направлениях их движения, а речь идет о районе метро Каширская, я плюнула и остановила такси. Изучив дома яндекс-карту ,я знала, что ехать недалеко. Назвала таксисту адрес, и мы поехали. Я надеялась, что по дороге я пойму как в следующий раз добираться на общественном транспорте и увижу, где находится нужная нам остановка автобуса. Как-бы не так. То ли я такая везучая, то ли таксист, попавшийся нам, оказался действительно совершенно бестолковым, но перед тем как довезти нас до нужного нам места он провез нас по всем больницам и медучреждениям, которых в районе Каширской имеется с избытком. Даже в роддом нас завез, хотя перед воротами висела здоровенная вывеска, сообщавшая название данного заведения, да и я, все больше и больше раздражаясь несколько раз озвучила, что это роддом и туда нам точно не нужно. В каждой из больниц, на территорию которых мы пытались въехать, охранники вежливо и понятно объясняли, как доехать до травмопункта, и даже я со своей топографической тупостью, уже поняла, куда нужно ехать. Таксист был невозмутим и спокоен, продолжая исследовать район во всех направлениях. Слава богу, наконец, мы приехали.
Заняв очередь и пожалев тех, кого направляли на рентген, естественно расположенный на другом этаже, а чего бы больным не пройтись лишний раз, мы сели ждать.
Наконец, спустя, наверное, час, нас пригласили в кабинет. Хмурый, недовольный врач жестом показал на кушетку. Понимая, что у него работа суровая, целыми днями осматривать и оказывать помощь травмированным детям, я попыталась усадить своего шустрого отпрыска на указанную врачом кушетку. Отпрыск сидеть не хотел, а носился по кабинету, с любопытством все рассматривая и повторяя: «Я очень нервничаю. Мне страшно!». Хмурого доктора не умилило и не развеселило такое поведение четырехлетнего карапуза. Оно его раздражало. Видно было, что его раздражаю и я, и все остальные пациенты, сидящие за дверью кабинета в ожидании своей очереди. Я не обиделась. Работа такая…
Дверь открылась, и в кабинет вошел молоденький медбрат со скорой. Я залюбовалась. Накачанный красавчик, как будто только, что сошедший с экрана какого-нибудь голливудского блокбастера,  обаятельно улыбнулся и дружелюбно поинтересовался у хмурого доктора, есть ли у них кресло-каталка.
- Зачем?- буркнул наш доктор.
- Паренька привезли с переломом ноги.– продолжая белозубо улыбаться сообщил красавч-медбрат.
- И что?- доктор воззрился на улыбающегося парня еще более хмурым взглядом.- Чего он допрыгать не может? Что сегодня все инвалиды-то такие?
В его голосе слышалось раздражение. Кресло-каталка стояла у него за спиной.
Медбрат, не переставая улыбаться, пожал плечами:
- Он не может. Полненький.- Совершенно спокойно и невозмутимо сказал он. Его не удивило и не возмутило поведение хмурого доктора. Он привык. У него тоже такая работа. Травмированные дети, хмурые травмотологи.
Я сидела, открыв рот, глядя на травмотолога широко раскрытыми глазами. «А как же клятва Гиппократа?»- не к месту возник в моей голове риторический, в данном случае вопрос. Не нужно рыдать над каждым. Этого никто не ждет. Но хоть какое-то человеческое сочувствие и сострадание должно же быть.
Медбрат прошел через кабинет и, взяв каталку отправился за своим больным «инвалидом».
Хмурый врач молча уволок моего сына в перевязочную, естественно не соизволив сказать мне, что-то типа: «Посидите, подождите. Не волнуйтесь». А я даже не посмела спросить могу ли я пойти со своим ребенком. Закончив перевязку и вернув мне моего зареванного ребенка, доктор сунул мне маленькую бумажку. «В следующий раз принесете справку из своей поликлиники»- заявил он. В бумажке было написано «Дата последней прививки АКДС?». Спросить, зачем нужна такая справка я, естественно тоже не посмела.
Покинув здание детской поликлиники, в которой располагается травмопункт, мы поплелись на автобусную остановку.
Дома муж заявил мне: «Как можно было допустить, что бы маленького ребенка отвели куда-то одного без мамы?».
Мне очень хотелось сказать в ответ много всего не самого приятного. В конце концов, я сказала с плохо скрытым раздражением: «Значит, на следующую перевязку едешь ты».
На нашем участке в детской поликлинике долгое время не было участкового врача. Непонятная реформа в сфере здравоохранения, вообще странно и не лучшим образом отразилась на медицинском обслуживании. Врачи всех направлений и специализаций менялись с такой скоростью, что я уже даже перестала удивляться. Каждый раз, придя с одним из детей на прием к кому-нибудь из врачей, я заставала на месте прежнего медработника новое лицо. И, к сожалению, раз от раза, все менее и менее компетентное, на мой скромный взгляд.
Открыв в интернете электронную запись, я с удивлением обнаружила, что у нас наконец-то появился свой педиатр на участке. И, что самое приятное записаться можно уже на следующий день.
Придя, в нужное время в поликлинику и подойдя к нужному мне кабинету, я с радостью обнаружила, что больше желающих не наблюдается.
- Здравствуйте! Можно?- обратилась я к доктору. Девушка в белом халате, на вид не на много старше моей дочери, оторвалась от монитора компьютера и посмотрела на меня. Взгляд ее выражал усталость всего мира. Скорее всего, она только-только окончила институт и это, наверняка ее первое место работы. Откуда взялась эта усталость во взгляде, это замученное, равнодушно-раздраженное выражение лица мне было непонятно. Но мне нужна была пустяковая справка и я не стала обременять себя долгими размышлениями на эту тему. 
Я сообщила о цели своего визита.
- Вам нужно в прививочный кабинет. Или в справочную.- тихим и таким же усталым как и взгляд голосом сообщила мне юная медработница. 
- Понимаете,- радостно сообщила я, все еще надеясь, что получу от нее необходимую мне справку,- в нашу карту, буквально пару недель назад вклеили ксерокопию со всеми нашими прививками. Посмотрите, пожалуйста.
Она окинула меня унылым неприязненным взглядом. Слегка развернувшись от экрана монитора на крутящемся кресле, девушка-врач окинула усталым взглядом стол. На ее губах появилась легкая улыбка.
- А вашей карты нет.- Почти со счастливым видом сообщила она.
Наверное, стоило предложить ей поднять свою молодую, хоть и сильно усталую задницу и сгонять на поиски карты моего ребенка. И все-таки добиться того, что бы она выдала мне нужный мне документ. Но она своим видом и своим отношением повергла меня в такое уныние и растерянность, что я тоже почувствовала себя очень усталой и замученной этой жизнью. Снова некстати вспомнился Гиппократ, но я отогнала мысль о нем подальше. Мне все еще нужна была дурацкая справка, и я отправилась добывать ее там, куда меня послала молоденькая усталая врачиха, непонятно для чего окончившая медицинский, потратив несколько лет своей жизни на обучение профессии, которую она выбрала по совершенно непонятной причине.
В коридоре, по-прежнему, никого не было. То ли на нашем участке все стали удивительно здоровыми,  то ли уже поняли всю бесполезность и бессмысленность обращения к юной особе гордо именующейся педиатром.
Спустившись на один этаж, я зашла в кабинет «Выдачи справок». Девушка чуть постарше предыдущей, слава богу, энергичная и полная жизненных сил, в соответствии со своим возрастом, выслушав меня, быстренько сходила куда-то и, вернувшись с картой моего сына, выдала нужную мне справку.
Июнь 2018г.


Рецензии