Бесстрашный диалог с эпохой

Впервые публикуются мемуарные записки Марии Александровны Рунне-Федоренко (1877-1970). В книге уместилась практически вся долгая жизнь автора — девяносто три года.
Она родилась в Казани, выросла в Симбирске, училась в Женеве, работала врачом — до революции и при советской власти, в мирные и военные времена. В Гражданскую — была военврачом в корпусе генерала Шкуро, однако не эмигрировала и уцелела в годы репрессий.
Ее муж был расстрелян в Феодосии в 1921-м, а дочь много лет провела в сталинских лагерях. На долю Марии Александровны выпала забота о внуках — до войны и под фашистской оккупацией в Новороссийске и Крыму.
Можно сказать, что книгу своей жизни Мария Рунне-Федоренко писала практически всю жизнь, оглядываясь в давние годы юности и возвращаясь к переживаниям совсем недавних лет.
В центре внимания автора – профессиональная деятельность, организация медицинской помощи и врачебная практика в разных обстоятельствах: в петербургской клинике и земской больнице, в Добровольческой армии и Красном Крыму, в оккупированном Новороссийске и киргизском Токмаке, где отбывала ссылку дочь.
Эта незаурядная женщина чувствовала потребность не только излагать события своей жизни и жизни страны, но и размышлять о судьбах России, критически оценивать окружающую действительность, делиться своими чувствами и переживаниями.

Автор была знакома со многими выдающимися современниками. Среди них: депутат Государственной думы Алексей Аладьин, нарком юстиции СССР Николай Крыленко. Мария Рунне дружила с семьей Георгия Плеханова. В нее был влюблен болгарский историк, дипломат, публицист Симеон Трайчев Радев. В 1905-1906 годах взаимная симпатия связывала ее с художником Иваном Билибиным. Каждому из них она уделяет внимание в своих мемуарах.

Книга вышла в год 140-летия со дня рождения автора.

Рукописные тетради Марии Александровны (а это две тысячи страниц!), из которых сложилась книга, сохранились в семейном архиве. Лежали тетради много лет до тех пор, когда Андрей Николаевич Чижов (внук) прочел и расшифровал их целиком. Сейчас ему девяносто два года. Из них семь лет заняла работа по подготовке к изданию и комментирование. Также Андрей Николаевич написал предисловие к книге и несколько мемуарных очерков.

Издание иллюстрировано фотографиями и фотокопиями документов из семейного архива Чижовых.

Можно с уверенностью сказать, что книга Марии Рунне-Федоренко — своего рода эпопея в мемуарах, документ исключительной честности, искренности и эмоциональной силы, охватывающий почти сто лет истории России. Одновременно это и история жизни автора — героини повествования.
 
Эти цитаты взяты из книги: Рунне-Федоренко М.А. Воспоминания и дневник, 1877-1970: Симбирск. Женева. Санкт-Петербург… М., 2017.

Мемуары Марии Александровны посвящены многим событиям XIX века и XX веков. Она также подробно описывает города, в которых ей приходилось жить – от Симбирска до Феодосии.
«Небольшой город, о котором идет речь, расположен на высоком берегу Волги, с которой он почти не виден, так как покато спускается к другой реке – Свияге, текущей в противоположном направлении Волги. Но зато со всех его точек открывается громадный горизонт, который ограничивается только способностью глаза», – так начинаются воспоминания врача Марии Рунне-Федоренко, внучки известного симбирского провизора Федора Ивановича Рунне. Описывает она, конечно, предреволюционный Симбирск – так, как он сохранился в ее детской памяти.

Приведу еще одно любопытное описание центра города, фактически позволяющее своим глазами «увидеть» Симбирск конца XIX века:
«По центральным улицам, поднимающимся от Свияги, расположены лучшие здания: громадный кадетский корпус, женская гимназия, мужская гимназия, около которой сквер с памятником Карамзину. А дальше опять громадная площадь, но уже не страшная, а поросшая зеленой муравой. В центре большой красивый собор. Одна сторона площади доходит до Нового Венца с его замечательными видами вниз по Волге. А Венец представляет собой длинную аллею из желтой акации и нескольких серебристых тополей, вид которой может навести только скуку».
Повторяющийся мотив «скуки» дополняется характерным упоминанием о тишине провинциального центра, некой погруженности в сон:

«Город необыкновенно тихий; зимою засыпанный снегом, а летом, в жару, заснувший глубоким сном. Изредка проедет извозчик, и на тротуарах вдоль улицы больше двух пешеходов не увидишь».

Мария Рунне-Федоренко – Воспоминания и дневник 1877-1970: Симбирск. Женева. Санкт-Петербург. Феодосия. Новороссийск. Земства. Белая армия. Тридцать седьмой. Великая отечественная. = Феодосия, Москва ИД «Коктебель», 2017. – 976 с., ил. – (Образы былого. Вып. 20)


Рецензии