Первая борозда

Была весенняя поря. Пора полевых работ. Грачи прилетели в сторону северную, храня любовь к этой их второй, а возможно и первой родине. Апрель принял их неласковой погодой: изредка снежные хлопья, гонимые уже тёплым ветром, внезапно налетали на жидкие верхушки берёз, раскачивали их и заодно птичьи жилища, надёжно устроенные на их ветвях. Сильно потеплело. Лучи солнца растопили снега, и они сошли с полей мутными потоками. Трактора выехали на пахоту. И только грачи неустанно жаловались изо дня в день, оглашая своими криками окрестности с большими заплатами рыжих полей. Жаловались, а на что? – поди, разгадай их.
Молодой тракторист Володька встречал свою вторую весну полевых работ. Более полгода назад им было окончено училище механизации широкого профиля. Теперь он имел право вождение тракторов, комбайнов и автомобилей, разных марок. Тракторист Володька умело отбил загонку. Под монотонную песню двигателя вспомнил свою первую весеннюю практику. Ему после стажировки со старшим опытным механизатором доверили трактор. Наряд на работу лежал в нагрудном кармане комбинезона. Поле – вот оно. Паши! Поле, как назло , было овальной формой и он, Володька, не усвоивший правило начало пахоты, направил машину к противоположному краю поля, прямо посередине его. Стальная машина, урча, то громче, то слабее, стала деловито оставлять за собой черную полосу борозды.
Володька шёл только прямо к намеченной цели. Противоположный край поля неумолимо приближался. Пахарь спокойно оглянулся на плуг, на носатых грачей и на саму борозду. Ужас! Вместо прямой, она была то дугообразной, то змеевидной. Почти ежесекундно стал оборачиваться, на глазок выравнивая её. Прошел час, другой. Поле кромсалось. Островки не паханной земли светлыми пятнами рыжели здесь и там на тёмной полосе пашни. Тогда он, Володька, сделал много лишней работы для своего наставника Алексея Петровича, который, чертыхаясь: «Пахарь нашелся!», - запахал огрехи. Володька в знак благодарности сунул ему руку, мол, спасибо, в ответ наставник Алексей Петрович зло буркнул: «Да пошел ты…»
Было около девяти часов утра, когда к Володьке на поле, отдаленном на два километра от поселка. пришел его десятилетний братишка Павлик, с которым старший брат Володька условился встретиться.
Еще издали он узнал братишку и погнал трактор навстречу. Сравнялись: "Быстро в кабину, Пашенька! Гляди, как включать скорость. Педаль сцепления нажать покрепче надо, да воткнуть рычаг в любое место вперед, газку добавить и плавно спустить педаль" . Трактор двинулся. «Смотри, что будет, если сцепление, отпустить резко», - поучал братишку. Резко отпустил сцепление, трактор дернулся и чуть было не заглох. "Понял? Элементарно,погнали!" На равнинах и взгорках трактор нырял и выныривал, урча весело и игриво.
"Пашка, а ну пересядь на мои колени. Держи рули, фрикционы называются. Дергай вправо, левым. Видишь, машина слушается. А теперь газком поиграй. Видишь! убавил газ - тише едем, добавил - мчимся" .
Ручонки и ножонки братишки выполняли команды.
-Получается!- закричал сначала один, затем другой брат. -Нажми на сцепление, газ не трогай. Младший нажал на педаль и стальной конь послушно встал, как вкопанный.
-Держи педаль. Так. А теперь плавно отпускай, не дергай, -прокричал на ухо брату Павлику, перекрикивая гул двигателя.
Тот восторженными глазками благодарно поглядел на Володьку, не забывая также про дорогу.
-Да ты прирожденный тракторист, Пашка. Садись на мое место.
Аварии не будет, не бойся, поле-то оно вон какое большое, ни во что не врежешься.
Приближалось время обеденного перерыва. Братишка Павлик совсем освоился с управлением трактора на прямых загонках, вел его самостоятельно.
Старшему опять вспомнилась его первая борозда. Почти крича, перекрывая рокот машины в нескольких словах поведал свой конфуз: "Погорел я на первой борозде. Напахал, черт не разберется. Хорошо тебе, держи край гусеницы вдоль пашни - и все дела. А давай-ка ты сделаешь свою первую борозду" .
У края поля, максимально убавив газ, старший брат Володька объяснял младшему Пашеньке, как вести дело: "Главное, чтобы борозда была ровной, как стрела. Видишь, моя не петляет туда - сюда. Нужно взять три ориентира: глаз свой, фару трактора со своей стороны и какой-нибудь предмет на том конце поля. Чтобы ты взял за дальнюю точку?"
-Володенька, вон электрический стоб за полем, его можно?
-Не только можно, а нужно. Повтори, что нужно делать с предметами.
-Держать их друг на дружке, - прокричал в ответ смышленный мальчишка.
-Трогай, братан! - старший помог включить скорость, напоминая последовательность операции.
-Знаю, знаю, я сам. На второй передаче двинул машину. Брат Володька дернул за веревку - та из кабины шла к агрегату, - она резко опустила лемеха плуга в стерню.
-Да не оглядывайся ты, братишка, каждую секунду, через каждые сто, двести метров оглядывайся и хватит. Там, сзади трактора, само собой будет все в порядке. Не забывай про фару и столб впереди. Ну, а теперь поглядим, что получается.
Борозда, первая борозда братишки Павлика была ровной, как стрела.
-А ты говоришь... многозначительно прокричал брат - наставник.
Рождался новый, очень и очень молодой тракторист. Он, то сиял лицом, то вдруг, становился серьезным и сосредоточенным.
-Передохнуть надо, - неожиданно тонко прокричал Павлик и нажал на педаль сцепления, трактор встал. Сбросив газ и убрав скорость, молодой тракторист Пашка выбрался из кабины размяться. Стал глядеть на проложенную им борозду. Заулыбался.
-Поле длинное, на второй скорости допашешь сам. Там остановишься. Смотри, не разворачивай трактор. Я буду рядом, глубину вспашки проверю.
Меньшой брат лихо юркнул в кабину, поиграл газом, включил передачу и плавно двинул машину. С улыбкой во весь рот помахал рукой старшему, стал вглядываться в ориентиры...
Прошло еще два часа. Работа спорилась. Подъехали к месту, куда пришла машина-развозка с обедом. Механизаторы расположились вокруг брезента, растеленного на земле, на который, как на стол, тетя Маруся подавала кушанье: "Ешьте на здоровье, чтобы хорошо работалось. Павлуша, а ты что же брату уже помогаешь?"
-Покататься пришел, - смело ответил подросток, принимая картофельное пюре с сарделькой. -Спасибо, тетя Маруся.
Механизаторы подшучивали над братьями: "Едите за двоих, так и две нормы дайте". Вдруг один из механизаторов, Петро, опомнился: "Ты что, Владимир, трактор под нос поставил! Заглуши мотор или отгони подальше. Покушать и поговорить спокойно не даешь".
-Павлик, отгони метров на 50, - скомандовал Владимир. Тот пружиной вскочил с места, бойко влетел в кабину и вскоре трактор забряцал гусеницами. Не через долго остановился. Подросток выпрыгнул из него и подбежал к столу доедать сардельку.
-Ты  чего ему позволяешь? Маловат он еще. Ну и брат нашелся, - несдержанно завозмущался механизатор Петро.
-Да брось ты кричать. Малец-молодец. Павел Иванович, возьмите еще одну сардельку, заработали.
Остальные тоже пришли в себя.
-Чайку держи, сынок. Ну и ну! - встряла в разговор раздатчица тетя Маруся. Отобедали. Старший брат гордо проговорил младшему: "Пашка, ты сейчас с развозкой домой возвращайся, хорошего помаленьку. На нашу лень - есть завтра день. Придешь завтра? Подумай дома, вечерком скажешь. Пока", - подал руку. Все механизаторы, тетя Маруся и даже осторожный Петро тоже пожали на прощание руку молодого тракториста.
-Братишка, вот твоя первая борозда. Запомни ее. С неё ты начался трудовым человеком. Запомни, таких первых борозд в твоей жизни будет много, постарайся проложить их достойно, какими бы трудными они не были. А теперь домой!
-Ты прямо как замполит, Володя, - не удержалась высказаться раздатчица обедов. Водитель развозки просигналил, приглашая молодого героя уехать с поля домой.
-Володя,  я опять приду сюда завтра, помахал рукой всем на прощание.
Вспаханное поле, словно живое, с освобожденным весенним дыханием, также провожало своего маленького создателя.


Рецензии