Механик
Директор взял в руки тетрадь, полистал её. Вместе с упражнениями по русскому языку в ней красовались рисунки автомашин и тракторов, умело исполненных нерадивым учеником. Вчитался в коряво написанные строчки.
Ошибка на ошибке.
- Вы что предлагаете, Галина Александровна? – спросил устало директор.
- Я предлагаю, Александр Ильич, обследовать его у психиатра.
По остальным предметам не краше. Правда, физрук отмечает его усердие на уроках, ставит в пример. Трудовик тоже.
- Но на уроках-то он ведёт себя неплохо.
Может дотянем до девятого класса, а там в техническое училище. Три года осталось. Классный руководитель нервно выпалила:
« Он может весь класс испортить!...» Директор при этих словах выставил руку вперёд с широко раздвинутыми пальцами, словно защищаясь от этих несправедливых слов: « Потише, успокойтесь, Галина Александровна! » Но женщину трудно было остановить, она докончила речь: « Возможно, ему следует только немного помочь, подлечиться.
В городе есть спецшкола № 6, в ней учатся все трудные. Устала я от него ».
- Ладно, готовьтесь на завтра ехать в больницу. Документы я подготовлю.
Утром в сопровождении матери и технички Антониды Ивановны ученик Айса Гафанов трясся в рейсовом автобусе, идущим до города, до которого было рукой подать, каких-то двенадцать километров. Женщины вели разговор.
Добродушная техничка Антонида Ивановна снова оправдывалась перед Гафановой: « Не обессудь, моей вины здесь нет. Приказал директор сопровождать – никуда не денешься. Учебный процесс нельзя нарушать. Каждый учебный час и учитель каждый на счету. Меня послали в сопровождающие. А мальчишка твой мне нравится. Всё в гараже торчит, отцу помогает железки ремонтировать. Большой уже, шестой класс заканчивает. Разве беда, что карбюратор в школу приносил ребятам показать. В школе его механиком прозвали. А по дому-то он тебе помогает?»
- Конечно, немногословно и степенно проговорила Гафанова, - вода из калонки – да таскает, баня – да топит, сестрёнка – да Мавлида таблицу умножения помогает узнать. Мой сын неплохой. Послушный. Вот.
- Мам, асэй*, корали*, автокран «Ивановец». Большой, - Айса возбуждённо тыкал пальцем в стекло автобуса. Мать поглядела в окно на проезжающий мимо автокран, двигая головой из стороны в сторону, проговорила: «Не знаю я машины…Не перебивай старших».
В поликлинике записались на приём к психиатру. Ждать пришлось недолго. Антонида Ивановна подала врачу сопроводительное письмо. На его вопрос: «Представьтесь, кто вы?» - ответила: « Техперсонал я, директор послал, у учителя учебный процесс. Сопровождающая я, а это мать мальчика. Доярка она».
Врач предложил женщинам снять пальто, усадил в кресло, а сам внимательно и изучающе стал глядеть на мальчика.
- Ну, что, солдат, в армию готовишься? Да, ты тоже сними своё пальто. Физкультуру любишь?
Мальчик испуганно взглянул на мать, ища у неё поддержки. Та ответила за сына: «Конечно». Её поддержала другая женщина: «Хвалит его физрук: и бегает, и прыгает хорошо. Учитель по труду тоже хвалит».
- Женщина… Антонида Ивановна, спасибо за взаимовыручку, но только я мальчика спрашиваю. Да, вот что, быстро чайку с дороги. Все за стол.
Снял халат и по-домашнему начал хлопотать за столом.
- Света,- обратился к медицинской сестре, своей помощнице, - ты за чайком поспрашивай мальчика, а я с женщинами поговорю. Пили чай с печеньем. Говорили о жизни на селе, постепенно перешли к разговору о мальчике, но без вопросов врача к нему , а к матери и школьной техничке. Вскоре врач узнал про любовь мальчика к технике, что тот уже самостоятельно водит трактор, что послушен и деловит.
Вдруг до слуха врача донесся голос его медицинской сестры Светы: «Айса, а как ты поступишь, если ты ребёнок и дотягиваешься только до кнопки четвёртого этажа, а тебе нужен шестой этаж?»
Врач укоризненно взглянул на Свету и лёгким смехом прервал её: « О чём вы спрашиваете? Мальчик живёт в районе, где нет многоэтажек и, тем более лифтов с кнопками. Айса, ещё чаю налить? Пей, и я с тобой попью. А скажи мне, кто из нас выше? Зови меня дядя Толя».
- Конечно вы длинней, дядя Толь.
- Ха-ха-ха. А как пишется «Жи-ши?»
- Через «и», дядя Толь. А «ча-ща» - через «а».
- Молодец, солдат. Узнал я, что ты технику любишь. Механиком зовут. Карбюратор в школу приносил. А устройство его знаешь?
- Знаю, конечно, отец рассказывал. У мотоцикла «Минск» я сам его разбирал. Им регулируют богатую смесь и бедную, чтобы лучше мотор тянул. Кружок на игле есть. Ставишь выше – богатая смесь, ниже – бедная.
- Айса, ты действительно механик. Спасибо за компанию.
Все засмеялись и стали собираться в дорогу.
- Подождите в коридоре. Я вам бумагу для директора напишу тоже с печатью. Как только психиатр и медсестра остались вдвоём, врач сказал ей: « Директору и классному руководителю самим бы не помешало заглянуть в наш кабинет. Мальчик будет хорошим рабочим, а это главное…»
Женщины и Айса вышли на улицу.
-Асэй! Мам! «Татра» идёт, смотри. Большая!
Мальчик заворожено уставился на проходящую мимо грузовую машину.
______________________
*асэй – мама
**корали – смотрИ
Свидетельство о публикации №218070101596