Дедушка. Глава 8. Спасение. Отец дедушки

Ж. Жирарден

Дедушка

Перевод с французского

Н. Моисеевская


Когда я вышел по маленькой тропинке на большую дорогу, я внезапно остановился, увидев нечто забавное. По дороге, в сторону, противоположную деревне, шагал по пыли маленький мальчик. Малыш был закреплён до подмышек в тележку на колёсиках, по форме напоминающую клетку, куда сажают цыплят, чтобы отделить их от другой птицы. Маленький путешественник, довольный, что выскочил из-под материнского надзора, вышагивал прямо по середине. Пройдя шагов двадцать, я обернулся - маленькая тележка продолжала триумфальный марш. Вдруг мне пришла в голову мысль: если бы дедушка был со мной, он не оставил бы малыша слоняться - был риск кувыркнуться в ров, повстречать дилижанс или попасть под ноги животным, идущим на водопой. Я кинулся назад. И вовремя! Дилижанс из Шатору прибывал во весь опор. Я слышал уже колокольчики лошадей, видел верх второго яруса, который поднимался над улицей. Я с живостью повернул к тележке и, несмотря на сопротивление маленького человечка, быстро толкнул его на обочину. В конце концов я передал его матери.

- Я очень доволен, - сказал мне дедушка, - что ты спас малыша; я очень этим доволен.
- Дедушка, - ответил я, опустив голову, - я едва не оставил его, где ему хотелось.
- Как это, мой мальчик?
- Я видел, как он шагал, я не думал его останавливать. Я себе говорил, что не мне поручили за ним смотреть.
- Да, но ты передумал, - сказал дедушка, слегка сжимая мою руку.
- Да, я передумал, потому что я вдруг сказал себе: если бы мой дедушка был здесь, он не оставил бы этого бедняжку на дороге, по которой ездят экипажи и которая неровная.
Дедушка посмотрел в даль, как будто  искал кого-то.
- Когда я был маленьким, - сказал он, помолчав несколько секунд, - я не всегда видел то, что лучше было сделать. Тогда я себе говорил: если бы мой дедушка был на моём месте, что бы он сделал?
Я слушал его с жадностью.
- Твой дедушка знал, что ты делал?
-  Да, да, он знал, я от него никогда ничего из того, что делал или думал, не скрывал.
- И что твой дедушка говорил?
- Он говорил мне: "Мой мальчик, я очень доволен, что у тебя эта мысль, ибо это хорошая мысль." У маленьких детей сознание почти такое, как у дедушек; их совесть говорит им так же, как совесть дедушек. Надо делать добро и избегать зла везде, всегда. Только есть одна разница между сознанием дедушки и ребёнка: ведь дедушка имеет опыт, а у внучка его ещё нет.
- Ты помнишь, у моего дедушки было семеро сыновей? - продолжил дедушка.
- Да, дедушка, я хорошо помню это.
- Он сделал из сыновей благородных мужчин, которые были на него похожи. Он им дал почётное ремесло, так что они хорошо зарабатывали себе на жизнь. Трое из них женились и стали отцами семейств, в том числе и мой отец. Они жили очень счастливо, пока на Францию не напали враги, ты узнаешь об этом на уроках истории. Мой дедушка сказал своим сыновьям: "Настал момент показать, что вас воспитал порядочный человек. Родина прежде всего; на неё напали, её надо защищать. Нужны добровольцы, вы сегодня оставите вашу работу, жён, детей и каждый возьмёте ружьё. Пока будет продолжаться война, я прослежу, чтобы у ваших семей было всё необходимое, в средствах придётся стеснить себя. Сочтёмся, когда война кончится. Тех, кто останется на поле боя, навсегда будут почитать в семье, те, которые вернутся, будут её опорой. Ступайте!"
Было что-то пронзительное в затаённом волнении дедушки, поскольку моё сердце подпрыгнуло в груди, и слёзы великодушия показались у меня на ресницах.
- Итак, - возобновил разговор дедушка, - семь представителей нашего семейства ушли в тот день. Ты понимаешь, мой мальчик, семь братьев сразу!
- Ах, дедушка!
- Среди них был и мой отец. Мне в ту пору исполнилось два года. Мой отец в жизни не держал в руках ружьё. Значит, он выглядел рядом со старыми солдатами как ребёнок рядом с мужчиной. Совесть подсказывала ему, как и им, что на своём  посту надо стоять до конца, если даже придётся умереть. Только у его совести не было опыта, и тогда знаешь, что он делал? Он беседовал со старыми воинами, но не со всеми, а с теми, кто был самым храбрым и кто в то же время хорошо знал обязанности солдата. Он очень подружился с одним старым сержантом, который всегда повторял: "Добрый солдат должен умереть с пользой!"
- "С пользой", что это значит, дедушка?
- На войне бывают случаи, когда люди гибнут без необходимости, единственно потому, чтобы сказали о них: "Такой-то умер смертью храбрых". Это безрассудные смельчаки. Есть и другие, которые щадят свою жизнь, когда не нужно ею рисковать, и которые отдают её в подходящий момент, когда их смерть может послужить во благо армии, которая является благом для страны. В трудные моменты мой отец спрашивал себя: "Как бы сержант Марге поступил на моём месте?"
- Как ты, когда спрашивал себя: "Как бы мой дедушка поступил на моём месте?"
- Как и ты тоже, мой мальчик, ибо ты ведь из нашей семьи. Прежде ты был из нашей семьи по рождению, теперь - по душе.
Я приложился губами к дедушкиной руке, когда мы проходили через порог дома, что поразило Бригитту, так как до сих пор я не отличался нежностью по своей натуре.
- Ты уже нашёлся? - спросила она сердито.
Чтобы не прерывать нить разговора с дедушкой, я увлёк его в беседку.
- Однажды, - продолжил он, - когда отец был в разведке со своими людьми,он заметил небольшой кавалерийский корпус, который, полагая, что его отделяют от неприятеля многие лье, отдыхал, не приняв мер предосторожности. Распряжённые лошади мирно паслись, всадники спали или играли в карты, командир курил фарфоровую трубку. "Мы их возьмём!" - такова была первая мысль отца. Ситуация была заманчивой. Захватив смелым налётом маленький отряд, отец мог привлечь к себе внимание начальства, получить высшее звание, не так ли? К счастью он спросил себя: "Как бы Марге поступил на моём месте?" Этот вопрос вернул ему всё его хладнокровие, и он ответил себе: "Марге вспомнил бы, что его послали разведать местонахождение врага, а не атаковать его. Этот отряд кавалерии может быть неподалёку от значительного корпуса, и малейшее сопротивление со стороны нескольких решительных всадников может повлечь человеческие жертвы. Выстрелы могут привлечь внимание врага, дать обнаружить присутствие французской армии. Марге не атаковал бы, и я не стану." Несколько солдат зароптали, когда он отдал приказ отступить, но, когда он рапортовал полковнику, полковник назвал его человеком дела, сказав, что незначительная атака могла смешать все планы главнокомандующего. Отец нашёл Марге и рассказал ему всё. Марге сказал запросто: "Ты настоящий человек, ты сможешь умереть с пользой."


Рецензии