22 глава. Споры с Риммой
– Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит. Но из
самого твоего поражения ты сможешь извлечь пользу для себя.
– Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась
победа, ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.
– Спорь с человеком ума слабейшего; спорь не из желания
победы, но ты можешь быть тому полезным.
– Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты не добудешь.
Но отчего иногда не позабавиться?
– Не спорь только с Владимиром Стасовым.
И.С.Тургенев
Говорят, что в споре рождается истина – но и об этом можно поспорить, потому что не всегда в результате спора появляется именно она, но зачастую, напротив, её так запутывают словесами, что не поймёшь потом, где правда, а где её антипод.
В разговорах и спорах Лина не раз находила тому подтверждение, причём запутывать любила именно она (вообще-то не любила, но почему-то так получалось), Римма же, напротив, приводила не книжные, а жизненные и потому более прагматичные доводы.
Римма Иосифовна на пять лет старше Лины. Невысокая, с тёмной копной кудрявых волос. Нос с лёгкой горбинкой. Яркие чёрные глаза – не глаза, а очи! Самые отпетые становились шёлковыми под этим взглядом. Можно было позавидовать умению Риммы разговаривать: в её голосе всегда находилась нужная жёсткость, никогда не переходившая в грубость.
Пережив сердечную драму, Римма надеялась вдали забыть всё, потому и согласилась поехать в глубинку. Обожая Есенина и Пушкина, музыку и театр, жаждала приобщить деревенских детей к культуре. А познакомившись с «англичанкой», интуитивно поняла: они будут не просто коллегами.
Во многом эрудированнее и умнее, без всякого романтического флёра или спонтанной идеализации, Римма вовремя умела охладить «пылающие мысли» подруги, цитируя известные слова Базарова: «Друг Аркадий, не говори красиво».
Ей нравилась эта увлекающаяся девочка (конечно, девушка, но по душевным порывам совсем девчонка!), нравилась её искренняя любовь к школе, детям, к литературе и вообще к книгам. Она чувствовала в ней очень близкую по творческому духу натуру; да и стремление понять людей не по внешним проявлениям (то есть поступкам), но изнутри тоже вызывало уважение.
В отличие от подруги, Римма яснее видела и понимала другую сторону жизни: ей пришлось уже не раз вплотную столкнуться с нечестностью и подлостью, поэтому холод скептицизма отравлял сердце. Спасала ирония, а ещё работа, дети: сердце радовалось и оттаивало, видя глаза деревенских детей, смотревших с ожиданием и любовью.
Зимние короткие сумерки плотными тёмными шторами закрывают окна.
Прошёл ещё один день. Семейные учителя разбежались по избам. Дядя Коля в коридоре сбрасывает охапки поленьев у печей – надо протопить на ночь. В учительской одиноко, но уютно, тепло. Планы готовы, журналы проверены – пора…
Ага, чьи-то шаги. Ну, конечно, это ещё одна полуночница покидает своё убежище – библиотеку. Так и есть – Лина, ну кто же это может быть, кроме неё?
Добирается до любимого дивана, с наслаждением усаживается в любимый уголок. Диван жалобно скрипит, так что Римма, не удержавшись, усмехается:
- Даже диван на тебя жалуется.
- А ещё кто?
- А в десятом ты почему так много задала на дом? И диалог выучить, и упражнение сделать, и слова повторить.
- Бессовестные лентяи, - возмущается Лина, - диалог - это их долг. Видишь, у меня даже стихи складываются в честь твоего любимого десятого, вечно ты их защищаешь.
- Я за справедливость. Когда они это успеют?
- Ты сама говорила, что если память не развивать, она атрофируется. И вообще учёные уже доказали, что человечество использует всего 10% коры головного мозга, вот пусть и тренируют мозги.
- Надо всё делать постепенно. От переедания даже желудок страдает.
- А от недоедания? – жалобно вопрошает Лина.
- От недоедания у меня есть печенье. Будешь?
- Ещё спрашиваешь! Давай.
- Всухомятку подавиться можешь.
- То-то десятый будет радоваться. Но если серьёзно, Рим, они та-акие лентяи, кроме нескольких. Интересно, как в такой глуши, в таких условиях…
- Извини... Вот ты говоришь «в глуши»! А человек как личность разве только от внешнего окружения зависит? Бывает, и в одних условиях люди - а настолько разные! А в некоторых вообще словно две или несколько личностей.
- Например?
- Пожалуйста! Вольтер, при всей гениальности, был необычайно скуп, а Лессинг, напротив, легкомысленно щедр, Данте фанатически религиозен, а Бетховен – вообще мучительно разорванная личность.
Лина, прищурившись, задумывается ненадолго.
- Я вот иногда смотрю на кого-нибудь из учеников и думаю: «Понять бы ваши мысли!» А то ведь говорят одно – а что там, в этой, как говорит Толя Шкет, черепушке, ни за что не угадаешь. А жаль.
- Мы в моём десятом придумали классные часы «Расскажи мне обо мне». Выходят к столу по очереди, а остальные высказывают свое мнение о нём или о ней. Строго, объективно! Но чтобы без обид.
- Здорово! Ну и… были уже смельчаки?
- Были. Знаешь, получилось интересно. Правда, пришлось кое-кого останавливать от пошлых сплетен. Девчонки упрекали мальчишек за грубость, те их – за лицемерие, но это в порядке вещей и даже очень полезно. Некоторые хоть задумаются, как они выглядят со стороны. А ещё с днём рождения поздравляем – радуются безмерно.
- А для тебя...скажи вот, Рим, какая жизнь лично для тебя интересна?
- Какая? - переспрашивает Римма и тут же отвечает: - Когда тебя любят, стараются понять, поддерживают. Тогда интересно работать! Если этого нет, то и жизнь неинтересна.
Её собеседница вздыхает, соглашаясь, смолкает, но ненадолго.
- Но разве это человек подчиняется жизни, а не наоборот?! - и в интонации праведный гнев.
- Взаимно, - успокаивает её Римма. - Естественно, они влияют друг на друга Вот если бы сейчас хоть на мгновение оказаться в Ленинграде!
И столько боли было в её голосе! Глаза, обведённые тенями, потускнели, губы печально сжались. Казалось, сильная, несгибаемая (такой она была для всех днём, на виду), она готова расплакаться. Лина обняла подругу за плечи:
- Вот спорили, спорили – и доспорились. Не раскисай. Тебя, знаешь, как дети любят! И я люблю. И... ещё один человек любит. - Лина лукаво заглядывает в глаза. Римма грустно опускает голову.
- Нет, конечно, я никогда не буду жалеть, что работаю здесь. Дети потрясающие, отзывчивые на добро, талантливые. Знаешь, что интересно – они не боятся высказать своё мнение. Говорить не умеют, речь косноязычна, иногда смех сдерживаю, но за всей корой – сердцевина искренности. И ума. Вот смотри, проверяла сочинения и удивлялась: и смех и грех – всё перемешано.
Римма снова увлеклась. Две головы – светлая и тёмная – склонились над тетрадками.
- Вот отзыв о стихотворении Лермонтова «Пророк». Учти, это не Пушкинский, а Лермонтовский трагический пророк. Читай вслух.
- «Это история человечества, которое упорно не хочет знать истину. Написано оно за несколько месяцев до смерти, пророчески для автора. Он погиб на глупой дуэли, и его чистые учения ушли вместе с ним, но нам остались стихи, рассказавшие о непростой жизни «одинокого странника». Умничка, как верно поняла! Это Люба Захарова. Хотя "глупая дуэль"... надо же так понять! Завтра поговорим на уроке.
- Я обожаю Любу! Она как сестра мне!
Римма с понимающим вздохом смотрит в глаза.
- А вот об этом же стихотворении: «Основная идея – «Против толпы не попрёшь». Как тебе мнение Литовченко? Грубо. Но и он, увы, прав!
- «В общем, это очень таинственное и трагическое произведение». Яша Арзамасов. Конкретно и верно, ведь и для меня там тоже не всё понятно. А трагедия общечеловеческая – трагедия непонимания и в итоге - одиночества. Почти как здесь, в этом захолустье.
Тут уж Лина возмущается:
- Как ты можешь так говорить? Разве ты здесь одна? А мы с Катей? А другие? А дети? Ведь они любят тебя! Зачем же ты тогда приехала?
- Приехала... нет, я потом расскажу. Но только тебе! А детей я тоже люблю. Но работа приносила бы бОльшую радость, если бы мне дали волю изменить многое. Рядом же всё время перестраховщик-директор! Да и старые учителя не согласны менять стиль работы, бьют по рукам, поэтому трудно.
- Ты против трудностей? Разве бывает всё-всё легко? - возмущается Лина.
- Я не против трудностей, но пусть они будут естественными, а здесь всё время искусственные из-за тупости, ограниченности. Меня «прорабатывают» за танцы на перемене! «Как это учитель может с учениками танцевать – это неприлично» - передразнила она кого-то противным скрипучим голосом. – А я детям показывала, как полечку танцевать.
- И не обращай внимания: пусть бурчат. Ты сейчас просто устала. А мы к Новому году придумали столько нового, интересного! Мальчишки танцуют матросский танец! Сюрприз, между прочим, для тебя.
- А ты и разболтала.
- Ой, я нечаянно, ты же не расскажешь?
- Ладно, не расскажу, - улыбается Римма.
Они еще на улице хотели продолжать обсуждение, но снежный ветер залеплял глаза и рот... Начиналась метель. Благо, идти было недалеко.
Боже, как тепло в избе – вот оно, счастье! За окном ветер свирепствует, воет. Декабрьская ночь дрожит от холода, стучит в окошко, жалобно просит: «Пустите погреться!»
Продолжение на http://www.proza.ru/2017/08/26/567
Свидетельство о публикации №218070101801
Так приятно, что Лина подружилась с Риммой.
Всё-таки, уехать очень далеко и оказаться там в одиночестве - очень тяжело морально.
Рада за главную героиню.
Но!
Вот это напрягло =
" - Мы в моём десятом придумали классные часы «Расскажи мне обо мне».
Выходят к столу по очереди, а остальные высказывают свое мнение о нём или о ней. Строго, объективно! Но чтобы без обид(?!)"
***********
ЭТО - ужас ужасный!
Мало ли какое "мнение" может быть у кого-то там обо мне? О моей подруге?
О мальчике, который нравится МНЕ?
Кто-то там - его терпеть не может. А ОН - нравится именно мне! (это, как пример)
Обсуждать прилюдно человека - верх нетактичности. Точка.
Публично карать?
Точно - нет.
Кто-то там "выскажется"...
Как потом жить тому человеку?
У девушек - тонкая организация. Любое некрасивое слово, сказанное публично какой-либо девушке вызовет тайные переживания. В итоге возможна - депрессия.
*********
Моей знакомой когда-то её соседка сказала что-то там не слишком хорошее.
Результат = соседка переживает постоянно уже несколько месяцев!
Даже плачет.
*********
А тут - перед классом!
Не согласна в принципе.
Что-то переборщили молодые учительницы.
Написано хорошо. Увлекает.
Читаю далее...
Галина Леонова 08.09.2024 21:04 Заявить о нарушении
Ваше недовольство понимаю.
Но у Риммы получалось останавливать тех, кто переходил грань нравственности.
Выступающие говорили больше хорошего, и это тоже важно, как и тонкое мнение учителя!
С теплом,
Элла Лякишева 10.09.2024 11:29 Заявить о нарушении