Муса Джалиль в Саратовской области. Статья 1976 г

Муса Джалиль в Саратовской области. Статья Камила Абдразакова*, опубликованная в журнале «Казан утлары», 1976, 2. Перевод с татарского

Начало тридцатых годов. Годы, когда на селе наблюдалось особенное обострение классовой борьбы (1). Колхозы только что организовались, колхозам нужна техника, на селе не хватает кадров, умеющих обращаться с техникой. Короче, колхозы всесторонне нуждались в помощи. Вот в это время, весной 1933 года, на машинно-тракторную станцию (2) в Верхазовке (Илмине) из Москвы, из редакции газеты «Коммунист» прибыл  Муса Джалиль – в составе передвижной редакции (3).
Муса Джалиль, будучи ответственным редактором, за короткое время наладил работу. В колхозах, объединенных верхазовской машинно-тракторной станцией (4), он мобилизует селькоров из комсомольцев, колхозников старшего поколения и представителей интеллигенции, начинает, опираясь на их помощь, борьбу за подъем дисциплины, укрепление хозяйства сел (5).

Талантливый организатор и журналист, он проводит большую работу также по активизации культурно-массовой работы. При его участии проходят литературные вечера, концерты. Общественную работу Мусы Джалиля и сейчас в селах не забыли, вспоминают с благодарностью.

Персональный пенсионер, член КПСС с 1925 года, один из активистов колхозного движения в Дергачевском районе Галлям Хидиятович Батраев, вспоминая те дни, говорит:
«Я нашего любимого поэта Мусу Джалиля впервые встретил весной 1933 года в Илмине. Он приехал с передвижной редакцией из Москвы. Я в то время работал директором сортоиспытательной станции на орошаемом участке (ныне совхоз «Алтатинский»). Муса Джалиль показал себя опытным организатором, хорошим журналистом, способным партийным работником. Одновременно с выпуском газеты собрал художественную самодеятельность и расширил ее возможности.  Сам он хорошо играл на мандолине. В газете часто печатал свои стихи и в них хвалил передовиков, высмеивал лентяев, критиковал недостатки в организации работ. Часто выступал перед колхозниками с лекциями и докладами (6). Завоевал большой авторитет перед колхозниками».

Сафа Хусаинович Гайнетдинов, в 1929-1935 гг. бригадир, а затем механизатор, сейчас пенсионер вспоминает:

«Весной 1933 года, перед посевной, указали колхозному правлению из района прислать подводы. В том году весна была ранней, дорога была непроезжей. Но все-таки отправили подводы. Передвижная редакция вот при таких грязях перед вечерними сумерками прибыла. Ночью меня вызвали в правление колхоза. Редакции понадобился крепкий парень для приведения в действие типографского станка, да наборщик понадобился (7). Наборщиком поставили из нашей бригады Мостакыйма Фатхуллина. Не прошло и трех суток, как первая газета была напечатана. И затем она регулярно через день стала выходить.

Почти в каждом номере была рубрика “Равняйтесь на передовиков”. В этой рубрике передовики поощрялись,  лентяи высмеивались, недостатки попадали под огонь критики (8). Мы изумлялись тому, как Муса за очень короткое время успел так хорошо с колхозными делами ознакомиться. Не прошла и неделя, как приехала передвижная редакция, а Муса уже стал нам советовать создать в колхозе комсомольско-молодежные звенья. Создали. Они стали хорошо работать. Из молодежи хочется выделить таких активных работниц, как Зухра Ахлиулла кызы Саттарова, Асьма Рахматулла кызы Байбикова (9), Джамиля Гыйлажи кызы Фатхуллина (10), Амина Байбикова, Нафиса Сиражи кызы Амирова, Амина Набиулла кызы Файзуллина, Таскира  Сафиулла кызы Батраева. Обычно газета утром уже была напечатанной. Муса, взяв новые номера, со мной направлялся на полевой стан и там громко читал номер колхозникам. Да, это был трудолюбивый поэт, сильный и стремительный, как весенние воды».

Джамиля Фатхуллина (Азизова. – С.Ф.), в свое время трудившаяся в комсомольско-молодежном звене, отчетливо помнит те годы.
    
“Когда получили известие, что из района едет передвижная редакция, правление колхоза попросило моего мужа Йосыфа Азизова встретить редакцию. С тремя парами волов, двумя верблюдами муж уехал в Дергачи. Муса Джалиль и его спутник Габделбари (фамилию подзабыла{11}) у нас остановились. Редакцию и типографию расположили в школе. Более всего нас восхищала и удивляла способность Мусы не зная усталости интенсивно работать. Передвигался и на лошади, и на верблюде, и пешком. А после захода солнца до полуночи обрабатывал материалы”.

Товарищ Наима Алимова (12) в то время работала в Илмине учительницей. “Я многому научилась у Мусы Джалиля в деле культуры и просвещения в селе”, - говорит она, - Когда весенняя посевная закончилась, в один из дождливых вечеров Муса зашел в читальный зал. Там много молодежи было. Мы попросили его прочитать стихи. Он прочитал только что написанное стихотворение “Лэйсан” (13).

Рассеиваясь как дым,
Туча надвигается.
Золото пшеницы уже в земле полей,
И страстное сердце колхозника
Бьется оттого.

Вдохновенное чтение, глубокий смысл слов и соответствие реальным событиям оставили глубокий след в сердцах собравшихся. Муса часто читал свои стихи колхозникам. До сих  в памяти у меня, как он однажды читал стихотворение «Вор». Произведение заканчивается следующими словами. (Далее следует текст известного агитационного стихотворения. – С.Ф.)
Стихотворение «На весенней дороге» вызвало особенный интерес у колхозников, поскольку оно отражало конкретное положение дел в колхозах Дергачевского района… (14).
Многие стихи Мусы Джалиля стали в этих селах песнями, молодежь их с любовью поет. Только вот что вызывает сожаление: выпущенные передвижной редакцией газеты нигде не сохранились, даже в Москве в библиотеке имени В.И. Ленина (15). Поэтому стихи Мусы Джалиля, опубликованные на страницах многотиражки, нам неизвестны».

Илминские колхозники с большим почтением берегут память поэта-героя и хотели бы увековечить его память – в мемориальной доске и присвоить имя Мусы Джалиля новой школе. Воплощением этого святого желания в жизнь Саратовская областная партийная организация и руководство советских организаций, и саратовское отделение Союза писателей оказали бы помощь колхозникам. 
К слову, скажу вот еще что. Критик Гази Кашшаф написал в предисловии к изданию “Избранных произведений” Мусы Джалиля: «Дергачевский райком партии в июле отправляет его в Сталинград» (I том, 48). Здесь небольшая неточность. В то время краевой комитет партии находился не в Сталинграде, а в Саратове (16).
Вот такие слова я хотел сказать о герое-поэте Мусе Джалиле.
Камил Абдразаков

Примечания.

*Камил Абдразаков представлен редакцией как уроженец Верхазовки. Возможно, в 1-й пол. 20 в. в Верхазовке проживали Абдразаковы - носители фамилии, характерной все же для соседнего в Верхазовкой села Осинов Гай.
1. “Обострение классовой борьбы” на рубеже 1920-1030-х гг. – пропагандистский штамп. См. о ситуации в селах саратовского Заволжья в начале 1930-х годов в моих примечаниях к статье М. Дж.: Муса Джалиль В дни испытаний. 1 часть // https://sagitfaizov.livejournal.com/161129.html; Муса Джалиль В дни испытаний. 2 часть // https://sagitfaizov.livejournal.com/161652.html
2. М. Дж. был принят и обустроен верхазовским колхозом “Кызыл Маяк”.
3. В русскоязычной литературе редакция М.Дж. именуется выездной.
4. М. Дж. писал и совхозе “Алтатинский”, имевшем свою собственную техническую базу.
5. “Борьба за подъем дисциплины, укрепление хозяйства сел» не были главными задачами М. Дж. См. о доминирующих темах и смыслах агитаторской миссии М. Дж. в моих комментариях к упомянутой его статье.
6. Единственный профессиональный автор и редактор выходившей трижды в неделю многотиражки, куратор селькоров и стенных газет, разносчик тиража, он же автор статей в “большой” прессе  не мог часто выступать с докладами и лекциями. Маловероятно, чтобы М. Дж. вообще этим занимался.
7. Понадобился помощник наборщика, наборщик – Габделбари (Абделбари) Шарипов – приехал с М. Дж. Ошибка информатора в этом сюжете исключена.
8. Эта фраза Гайнетдинова, в Верхазовке известного как Айнетдинов, дословно копирует фразу из рассказа Батраева – признак некорректного редактирования рассказов информаторов.
9. Асьма Байбикова – близкая подруга М. Дж. в Верхазовке. Именно к ней, не называя ее (в Москве М. Дж. ждали супруга и ребенок), поэт обращался в стихотворении “Письмо с Волги” (“Иделд;н хат”).
10. Джамиля Илач кызы Азизова, урожденная Фатхуллина, родная сестра моей бабушки Джамалии Илач кызы Фаизовой (Фатхуллиной), то есть моя абыстай. В доме Азизовых (Юсуп Камил олы и Джамиля Илач кызы) поэт жил все дни своей 111-дневной командировки).  В середине 1960-х годов абыстай около недели присматривала за нами, детьми, когда наши родители уехали в гости в и разговорах со мной, старшим, вспоминала, в частности, М. Дж. Ничего “комсомольско-звеньевого” в ее воспоминаниях не было. Она отмечала его деликатность, нежелание обременять ее просьбами бытового свойства. В конце своего пребывания у Азизовых поэт обещал абыстай описать ее в своих стихах, что и случилось (образ Джамили в поэме “Солнце и директор”).
11. Шарипов.
12. Наима-апа Сабир кызы Алимова – моя первая учительница (1960-1963 гг.).
13. “Весенний дождь” – одно из лучших стихотворений М. Дж.
14. Насыщенное тонкими и точными образами описание весенней степи, выразительная ритмика сочетаются здесь, к сожалению, с агитацией за сверхраннюю посевную, авантюрную агротехническую кампанию (сеяли по грязи, когда на полях еще лежали плющи не растаявшего льда), к осуществлению которой принуждали тогда колхозников руководящие инстанции; гениальный поэт был очень послушным агитатором.
15. Не удалось найти что-либо в РГБ и сейчас. К этой проблеме примыкает другая – отсутствие полного собрания сочинений Мусы Джалиля, памятники есть, полного собрания нет.
16. Ошибается все-таки Абдразаков, центром края в 1933 г. являлся Сталинград.

Перевод и комментарии - Сагит Фаизов.
1 июля 2018 г.


Рецензии