133. Курс на Энзели

За угон чужого автомобиля полагается наказание, а за угон чужого военного флота могут и поощрить. В этом неоднократно могло убедиться правительство Советской России, у которого заморские гости неоднократно угоняли флоты и флотилии в разных морях.

Был потерян Черноморский флот, угнанный белыми "патриотами" в Бизерту, была утрачена Тихоокеанская эскадра, уведенная в Манилу. Угнали и часть кораблей на Севере. Та же участь была уготована и кораблям Каспийской флотилии, уведенным из Баку в персидский порт Энзели.

Но в силу замкнутости Каспийского моря спрятать или перепродать угнанные корабли не удалось. Впрочем, командующий деникинской Каспийской флотилией контр-адмирал А.И.Сергеев потихоньку приторговывал своими посудинами. В конечном счете, белый командующий предполагал передать бакинским властям всю флотилию. Из-за отказа офицеров сменить андреевские флаги на азербайджанские контр-адмирал Сергеев передал свои полномочия капитану 2 ранга Бушену и занял пост командующего флотом в Баку.

Оставшиеся офицеры довели свои корабли до персидского порта Энзели, где флаги все-таки были спущены. Возле персидского берега, контролировавшегося англичанами, остались 29 белогвардейских судов, включая 10 вспомогательных крейсеров, плавбазу торпедных катеров, 4 торпедных катера, авиатранспорт, вспомогательные суда и транспорты с оружием и боеприпасами.

Однако Совнарком не думал оставлять угнанную флотилию в чужих и, возможно, враждебных руках. Советская Волжско-Каспийская флотилия шла вслед за уходившими на юг кораблями. 30 марта 1920 года красные флаги уже развевались над Портом-Петровском, а еще через месяц - в Баку.

1 мая 1920 года командующий Морскими Силами РСФСР Немитц, передал командующему Волжско-Каспийской флотилии Ф.Ф.Раскольникову директиву:

"Очищение Каспия от белогвардейского флота должно быть выполнено во что бы то ни стало. Так как для достижения этой цели потребуется десант на персидской территории, то он и должен быть совершен вами.

Вы известите при этом ближайшие персидские власти о том, что десант предпринят военным командованием исключительно для выполнения боевого задания, которое возникло только потому, что Персия не в состоянии разоружить белогвардейские суда в своей гавани, и что персидская территория остается для нас неприкосновенной и будет очищена немедленно по выполнении боевого задания. Это извещение должно исходить не от центра, а только от вас."

Предварительная подготовка к походу на Энзели была начата кавалерийским дивизионом, который 3 мая перешел границу и занял Астару. Следом за передовым отрядом должна была двинуться и Волжско-Каспийская флотилия.

Чтобы не втягиваться в непосредственный конфликт с англичанами, действия советских моряков должны были изображаться, как личная инициатива их командира - Ф.Ф.Раскольникова или, в крайнем случае, как действия Советского Азербайджана.

14 мая правительство Персии, предвидя возможный удар, заявило о готовности вернуть захваченную флотилию. Однако задачей предстоящего советского десанта было не только возвращение кораблей, но и ликвидация английской базы на Каспийском море.

16 мая Г.К.Орджоникидзе и С.М.Киров провели совещание с командованием Волжско-Каспийской флотилии. Инструкции касались прежде всего политических вопросов, которые командованию предстояло решать после высадки. Негласно была достигнута договоренность о взаимодействии с партизанами Кучек-хана.

Вечером 16 мая флотилия, состоявшая из 2 вспомогательных крейсеров, 4 эсминцев, 2 канонерских лодок, 2 сторожевых катеров, 1 тральщика и 3 транспортов, под командованием Ф.Ф.Раскольникова вышла из Баку. Характерно, что среди моряков, отправившихся на десантную операцию были и те, кто за два года до этого поддерживал противников Бакинской коммуны.

Флотилия, состоявшая из старых кораблей с изношенными машинами, двигалась к цели со скоростью 5-8 узлов. Тем не менее, Волжско-Каспийская флотилия 18 мая по плану сосредоточилась на расстоянии 35 кабельтовых от персидского берега.

Вопреки опасениям советского командования, англичане оказались неготовыми к предстоящему бою и не воспользовались ни авиацией, ни шестидюймовыми орудиями береговых батарей, чтобы остановить противника на дальних дистанциях.

В 7.19 эсминцы "Карл Либкнехт", "Деятельный", "Расторопный" и "Дельный" открыли огонь по району Копурчаль. В 7.25 вспомогательный крейсер "Роза Люксембург" начал артобстрел Казьяна, где находились казармы и штаб британского гарнизона. Две тысячи английских солдат были застигнуты врасплох.

Одновременно советское командование передало по радио ультиматум о выводе английских войск из города и сдаче военного имущества. Около 8.00 началась высадка десантников под командованием Кожанова. Совершенно растерявшийся командир британской 39-й пехотной бригады генерал Чемпэйн обратился к советскому командованию с просьбой прекратить огонь на 2 часа для получения инструкций из посольства в Тегеране.

Около 8.30 огонь был прекращен. В 9.55 на катере прибыл английский парламентер капитан Джон Крачлей (видимо, Крачли), начавший переговоры о сдаче города. Белогвардейцы не стали ждать исхода переговоров и на шлюпках и прочих плавсредствах отправились через лиман к Пирбазару. Высадка советского десанта продолжалась, несмотря на протесты англичан.

В 12.40 огонь возобновился, но продолжался недолго. Тем временем, десантный отряд приблизился к Казьяну и даже сумел немного потеснить англичан. Вечером к Энзели подошел советский кавалерийский дивизион. Не желая больше искушать судьбу, британское командование согласилось на сдачу Энзели. Хотя письменного соглашения о капитуляции не было подписано, английские части без лишних формальностей отступили в сторону Решта.

19 мая командующий Волжско-Каспийской флотилией Ф.Ф.Раскольников доложил В.И.Ленину о выполнении боевой задачи на Каспии. В бою за Энзели отличился командир эсминца "Деятельный" будущий адмирал и заместитель наркома ВМФ И.С.Исаков.

Моряки и десантники Волжско-Каспийской флотилии захватили вспомогательные крейсера "Президент Крюгер", "Америка", "Европа", "Африка", "Дмитрий Донской", "Азия", "Слава", "Милютин", "Опыт" и "Меркурий", плавбазу торпедных катеров "Орленок", авиатранспорт "Волга" с четырьмя гидропланами, четыре английских торпедных катера, десять транспортов, свыше 50 орудий, 120 тысяч снарядов, свыше 20 радиостанций, 160 тысяч пудов хлопка, 25 тысяч пудов рельсов, до 8 тысяч пудов меди и другое имущество.

Впечатляющий результат был достигнут при минимальных потерях. Погиб 1 десантник и 10 было ранено. Англичане потеряли около 10 человек.

Сильно потрепанная в боях и штормах Волжско-Каспийская флотилия взяла реванш за многочисленные неудачи в годы Гражданской войны. Еще большим был политический эффект победы советских моряков.

23 мая газета "Правда" сделала красноречивый вывод: "Каспийское море – советское море". 27 мая 1920 года газета "Таймс" недовольно писала о положении в Иране: "Страна открыта большевизму, весь английский престиж теперь поставлен на карту, захват персидского порта Энзели является громадной угрозой, которая может заронить искру в легко воспламеняющийся материал, рассеянный по всему Среднему Востоку".

Значение Энзели, как плацдарма для распространения советского влияния понимали и в Москве. 21 мая командующий Волжско-Каспийской флотилией Ф.Ф.Раскольников заявил персидскому губернатору Гиляна о том, что советский "флот останется в Энзели даже после того, как все военное имущество будет вывезено". По приказу Ф.Ф.Раскольникова три десантных отряда были объединены в экспедиционный корпус под командованием И.К.Кожанова. Перспективы этих начинаний были еще не вполне ясны, но шаг к более активной политике на Среднем Востоке был сделан.


1. С.С.Близниченко. Энзелийская операция Волжско-Каспийской военной флотилии. Морской сборник. 2011. № 7. С. 77-86.

2. А.К.Семяничев. Волжско-каспийская флотилия в борьбе за Каспий. М. 1952.

3. Л.И.Мирошников. Английская экспансия в Иране. 1914–1920. М. 1961.

4. И.С.Исаков. Каспий, 1920. М. Советский писатель. 1973.

5. Ф.Ф.Раскольников. На боевых постах. М. Воениздат. 1964. С. 324-337.

6. А.А.Маковский, Б.М.Радченко. Каспийская Краснознаменная. М. Воениздат. 1982.

7. J.T.Smith. Gone to Russia to Fight. The RAF in South Russia 1918–1920. Amberley Publishing. 2010.

8. В.Нэх. Два похода в Персию (Исторический опыт персидских походов. 1909-1911 гг. 1920-1921 гг.). Безопасность Евразии. 2011. № 2. С. 163-172.

9. Военные моряки в борьбе за власть Советов в Азербайджане и Прикаспии. 1918–1920 гг. Сборник документов. Баку. Элм. 1971. 392 с.

10. К.А.Агаев. Особая морская экспедиция. Баку. Азербайджанское государственное издательство. 1967. 70 с.

11. Е.Б.Чернявский. Каспийские антиномии. Полис. Политические исследования. 2006. № 6. С. 125-134.

12. Б.С. Операция против Энзели и ликвидация белого флота на Каспийском море в мае 1920 г. Воспоминания участника. Морской сборник. № 3-4. Пг. 1923.

13. В.Б.Лобанов. "Громадное государственное значение флота на Каспии, к сожалению, плохо учитывается на берегу". Памятка А.И.Сергеева о возрождении Каспийской военной флотилии в составе ВСЮР и ее действиях в 1919 г. Новейшая история России. 2015. № 2. С. 232-245.

14. В.Куликов. Англичане над Каспием. Операции английской гидроавиации на Каспийском море в 1919 году. Авиация. 2000. № 4.

15. П.Г.Дарабади. Военно-политическая борьба за Баку и Каспий в 1918-1920 г. Возрождение-XXI век. 1999. № 21-22.

16. Б.Смирнов. Краткий очерк кампании 1920 года на Каспийском море. Военная мысль и революция. 1923. Кн. 1.

17. Ю.В.Морозов. Деятельность Коммунистической партии по созданию и боевому использованию военного флота на Каспийском море (лето 1918 - весна 1920 гг.). Кандидатская диссертация. М. 1984.


Рецензии