Зимы не будет

Зимы не будет
Режиссёр Илья Демичев,



     Нехорошо, что название - Зимы не будет - выглядит заимствованным у короткометражного произведения искусства Виктора Тихомирова, созданного в 2001 г.

     Если существует в действительности повторение истории в качестве драмы и фарса, то столь же забавно было бы дублирование шедевров со сдвигом жанра в издевку: к примеру, - вот вам «Меланхолия» Фон-Триера (2011), а вот «Зимы не будет» Ильи Демичева (2014).  Гибель планеты, приближающиеся роковые разрушители.  Однако нет: у каждого свой путь,  тема, жанр и финал.
 
    Скорее,  фильм Демичева стал упреждающим антиподом и...антидотом от сериалов Тодоровского, - хипстерских продуктов.  Хотя очевиден разный режиссёрский класс:  сериалы внешне - продукт вполне профессиональный,  гладкий,  со слабыми сценарными разрешениями.  В сравнении с ними, налёт постановочного дилетантства и самодельность истории превращают «Зимы не будет» в игру.  Сюжет то и дело разворачивается в любую сторону без учета законов физики.  Быстро поняв эту фишку,  правда, можно без труда предсказать дальнейшие сюрпризы.

    Тема якобы измученности деньгами,  корыстью и  презрения к метаниям широкой русской души выперла в фильме  Демичева под треньканье балалайки.  И надо сказать, -  мне это симпатично, потому что не глянцево,  с трезвым и критичным взглядом, без патриотического или либерального надрыва и полно здорового сарказма.
 
    Конечно, молитва «иже еси на небеси», отправляемая  перед календарем на унитазе - шок неожиданности, но ведь что возразишь против правды метафоры.   Мне было бы также смешно, если бы на толчке стоял планшет  режиссера с Торой.
 
    Ну и обильны же тут метафоры - так же, как  интерьеры, костюмы и атрибутика.  Все - от души,  и страстное, как Калинка или Хава Нагила: лубочное, цирковое, фарсовое,  карикатурное, простое, как жилы, кровь, жизнь и смерть без понтов.  Хотя и кажется на первый взгляд эстетским закидоном.

    Есть и символы  (более или менее простые), и кино ассоциации : то персонаж  ребёнком в поле убегает,  как Илюшенька (но не Демичев, а Обломов), то к стогу разбитой судьбы прибегает, как «во сне и наяву» - ведь конвульсия Янковского в сене, в свою очередь,  тоже усиливалась воспоминанием о Цыбульском на помойке в Пепле и алмазе.   Мы и здесь из помойки выбраться не можем, - так и тянет на неё сюжет и персонажей.   Ну,  да, - прямолинейно немного,  - как и ряженые классики, отстающие от корабля  современности, уплывающего в туманную даль.  Но по  мне, так лучше балаган, чем хайп.  Одесский юмор  все же веселей,  чем наблюдение  в HD за роскошной жизнью будущих Минцев.
 
    Пускай уж много раз в кино краны торжественно уносили в небо разные  символы, - каждому своё: кому памятник  тирану, кому - корову, а кому - как здесь - белого коня, на котором «прынц» так и не смог приехать к даме.

    Фильм свободного (финансово) человека.  Даже Ингеборгу Эдмундовну Дапкунайте по-своему в титрах представил:  Ингиборга.
 
    Жалко, что  пока не  снимает: совсем ушёл во всемирный сетевой ресторанный бизнес.  Хотя... его стейкхаусы «Гудман» в Москве - сплошная лотерея, такую гадость иногда подадут. Хозяйской руки явно не хватает.  Про «Колбасофф» и вовсе нечего сказать, - за гранью.


Рецензии