Зимы не будет
Режиссёр Илья Демичев,
Нехорошо, что название - Зимы не будет - выглядит заимствованным у короткометражного произведения искусства Виктора Тихомирова, созданного в 2001 г.
Если существует в действительности повторение истории в качестве драмы и фарса, то столь же забавно было бы дублирование шедевров со сдвигом жанра в издевку: к примеру, - вот вам «Меланхолия» Фон-Триера (2011), а вот «Зимы не будет» Ильи Демичева (2014). Гибель планеты, приближающиеся роковые разрушители. Однако нет: у каждого свой путь, тема, жанр и финал.
Скорее, фильм Демичева стал упреждающим антиподом и...антидотом от сериалов Тодоровского, - хипстерских продуктов. Хотя очевиден разный режиссёрский класс: сериалы внешне - продукт вполне профессиональный, гладкий, со слабыми сценарными разрешениями. В сравнении с ними, налёт постановочного дилетантства и самодельность истории превращают «Зимы не будет» в игру. Сюжет то и дело разворачивается в любую сторону без учета законов физики. Быстро поняв эту фишку, правда, можно без труда предсказать дальнейшие сюрпризы.
Тема якобы измученности деньгами, корыстью и презрения к метаниям широкой русской души выперла в фильме Демичева под треньканье балалайки. И надо сказать, - мне это симпатично, потому что не глянцево, с трезвым и критичным взглядом, без патриотического или либерального надрыва и полно здорового сарказма.
Конечно, молитва «иже еси на небеси», отправляемая перед календарем на унитазе - шок неожиданности, но ведь что возразишь против правды метафоры. Мне было бы также смешно, если бы на толчке стоял планшет режиссера с Торой.
Ну и обильны же тут метафоры - так же, как интерьеры, костюмы и атрибутика. Все - от души, и страстное, как Калинка или Хава Нагила: лубочное, цирковое, фарсовое, карикатурное, простое, как жилы, кровь, жизнь и смерть без понтов. Хотя и кажется на первый взгляд эстетским закидоном.
Есть и символы (более или менее простые), и кино ассоциации : то персонаж ребёнком в поле убегает, как Илюшенька (но не Демичев, а Обломов), то к стогу разбитой судьбы прибегает, как «во сне и наяву» - ведь конвульсия Янковского в сене, в свою очередь, тоже усиливалась воспоминанием о Цыбульском на помойке в Пепле и алмазе. Мы и здесь из помойки выбраться не можем, - так и тянет на неё сюжет и персонажей. Ну, да, - прямолинейно немного, - как и ряженые классики, отстающие от корабля современности, уплывающего в туманную даль. Но по мне, так лучше балаган, чем хайп. Одесский юмор все же веселей, чем наблюдение в HD за роскошной жизнью будущих Минцев.
Пускай уж много раз в кино краны торжественно уносили в небо разные символы, - каждому своё: кому памятник тирану, кому - корову, а кому - как здесь - белого коня, на котором «прынц» так и не смог приехать к даме.
Фильм свободного (финансово) человека. Даже Ингеборгу Эдмундовну Дапкунайте по-своему в титрах представил: Ингиборга.
Жалко, что пока не снимает: совсем ушёл во всемирный сетевой ресторанный бизнес. Хотя... его стейкхаусы «Гудман» в Москве - сплошная лотерея, такую гадость иногда подадут. Хозяйской руки явно не хватает. Про «Колбасофф» и вовсе нечего сказать, - за гранью.
Свидетельство о публикации №218070100915