Иван фатеевич

В далекие семидесятые годы в медицине, при нехватке кадров, можно было брать совместительство по другой профессии. Так в один из рабочих дней ко мне обратился главный врач с предложением поработать хирургом в поликлинике. Работать на одну ставку и получать 110 рублей было маловато, и я дал согласие. Поработав в поликлинике, мне захотелось попробовать и  стационар, на что главный врач дал согласие, хирургов и там не хватало. Для приобретения практических навыков меня прикрепили к опытному хирургу, Ивану Фатеевичу. Человек он был с юморком. Мог в 4 часа утра попросить медсестру позвонить семье главного врача , что он умер и когда они приезжали в ЦРБ и устраивали ему скандал, он с умилением слушал и говорил, вот теперь я знаю как вы меня уважаете и любите, или забравшись на шкаф в ординаторской ждал, как паук ждет свою жертву, входящую медсестру. Не подозревая женщина входила, зажигала свет и видя, что никого нет, вдруг чувствовала как кто сверху начинал ее гладить голову, от такого  возникал испуг и подкашивались ноги. Все это сходило ему с рук, потому что он был замечательным человеком и хирургом. В первый день, как по заказу, для меня, поступил больной с аппендицитом, с такой операции мы и хотели начать учебу.
-Ну что, Владимир Николаевич, приступай к осмотру больного и  поставь ему свой диагноз.
Прежде чем идти работать в стационар я прочитал медицинскую литературу, освежив память институтским знаниям, и уже не как слепой котенок подошел к больному.
 - Иван Фатеевич! По симптомам у больного аппендицит. Старый хирург проверил мои знания, сделав повторный осмотр
-Правильно, молодец! Вот теперь пойдем в операционную. Ну, если мы  вместе будем работать, давай я тебя буду Володей звать уж дюже ты молодой, не возражаешь?
-Да конечно нет.
Даже из-за такой мелочи, у нас с ним, начали рождаться теплые отношения.
-Володя! А ты в институте видел, как делается операция?
-Нет.
 -Вот сейчас я буду оперировать, а ты будешь ассистировать, смотри в оба, что я делаю и как, примечай все мелочи, они тебе в дальнейшем пригодятся, хирурги как саперы, ошибаться не могут, понятно?
-Понятно Иван Фатеевич.
Совет был принят, операцию просмотрел от «а» до «я».
-Ну что понятно?
-Понятно,
-Ну и ладненько.
В этот день поступлений  больных  в ЦРБ не было.
На второй день, после ночного дежурства, Иван Фатеевич заполнял историю болезни, в это время скорая помощь  привезла больного. 
- Володя иди, смотри второго своего пациента.
Осмотрев, я снова поставил диагноз аппендицит, мой учитель подтвердил и сказал: 
- Больного в операционную, и ты Володя иди руки мой, а я допишу историю и тоже приду, мне там немножко осталось.
Помыв руки, я зашел в операционную, Раиса Викторовна, медсестра с большим стажем работы раскладывала инструменты, на операционном столе лежал больной. Прошло минут десять, Ивана Фатеевича не было, Раиса Викторовна, закончив свою  подготовку тоже, присоединилась к моему ожиданию. Так прошло еще столько же времени, на столе больной стал шевелиться и беспокоиться Раиса Викторовна, не вытерпев, сказала:
- Владимир Николаевич, начинайте сами, допишет и придет, куда он денется, а то как-то перед больным неудобно.
От ее слов, у меня по телу пробежал холодок, но она права, не может же столько времени лежать человек.
- Господи, благослови и помоги - и с этими словами я начал операцию. Руки тряслись, пот градом лился со лба и по ложбинке. На мою радость в хирургии, где операция аппендэктомия считается самой простой и самой сложной, мне на первый раз досталась простая, и я ее сделал без Ивана Фатеевича. Раиса Викторовна, накладывая на операционный шов марлевую повязку сказала:
-Молодец! Владимир Николаевич, ты сделал операцию как настоящий хирург, с хорошим  началом тебя.
Поблагодарив медсестру, уставший я вышел в предоперационную. Глазам своим не поверив, там стоял, в зажиме держа сигаретку, мой учитель.
-Иван Фатеевич! Ты что делаешь а? Я всю операцию сам сделал, ждал, ждал тебя, а ты стоишь, куришь.
Выплеснув свое негодование, я смотрел на него, что он скажет в свое оправдание.
-Володя, я здесь все время был на подстраховке, видишь до сих пор руки стерильные и всю операцию наблюдал в замочную скважину, за выполненную операцию  выношу тебе свою благодарность, ты оправдал надежду старика и теперь я знаю ко мне пришел настоящий помощник.


Рецензии