Зов площадей. Глава 6

1. Для удобства читателей я вновь воспроизвожу здесь цитированный в прошлой главе текст французского юриста 17 века и идеолога абсолютизма Дома. Анализ этого текста может служить хорошей отправной точкой для понимания субактономики EFGH.

Нет ни одного человека, который не был бы убежден в том, что хороший порядок в государстве имеет большое значение и кто не желал бы искренне, чтобы государство, в котором он живет, было бы хорошо устроено…

Каждый знает, что человеческое общество составляет тело, в котором каждый человек является одним из членов, и эта истина, которой учит нас Писание и свет разума,является основанием всех обязанностей,которые относятся к поведению каждого человека по отношению к остальным и по отношению к телу в целом. Ибо эти обязательства есть ничто иное как функции,присущие тому месту,которое каждое лицо занимает согласно своему положению в обществе.

Ибо в этом принципе должны мы искать источник всех правил, которые определяют обязанности и тех, кто управляет и тех, кто находится под управлением. Ведь через посредство места, которое Бог определил каждому человеку в теле общества, Он, усваивая ему это призвание,предписывает ему все его роли и обязанности.И так же, как Он приказывает каждому верно повиноваться заповедям Его закона, который относится к общим для всех людей обязанностям,Он предписывает специально для каждого в отдельности обязанности свойственные его положению и рангу в обществе, которого он является членом.Это относится и к функциям и обязанностям каждого члена по отношению к другим индивидам и по отношению к телу общества как целого.

Поскольку все люди равны по природе, то есть по основному присущему им человечеству, природа не подчиняет никого другим…Но внутри этого естественного равенства, люди различаются причинами,которые обуславливают их неравное положение и создают между ними отношения и зависимости,которые определяют разные обязанности каждого по отношению к другим и деляют правительство необходимым…
 
Первое различие, которое определяет подчинение одних людей другим, создается рождением и относится к родителям и детям. И это различие ведет к первому роду правления в семьях, где дети обязаны повиноваться родителям,которые возглавляют семью.

Второе различие между лицами определяется различием занятий,требуемых обществом, эти занятия соединяют общество в тело, которого каждый является членом.Ибо также как Бог сделал каждого человека зависимым от помощи других для удовлетворения своих нужд,Он провел различие между положением разных людей и между их разными занятиями, ради разных их нужд определяя людям место,на котором они должны играть свою роль.

И посредством этих взаимозависимых занятий и положений образовываются связи, обьединяющие как общество в целом, так и разных индивидов в их отношениях друг к другу. Это также обуславливает необходимость иметь главу, для обьединения и управления телом общества,созданного этими различными занятиями,и поддерживать порядок отношений, позволяющих публике извлекать пользу из различных общественных ролей, соответствующих положению каждого человека в этой жизни….

И поскольку это послушание необходимо для поддержания порядка и мира, который должен соединять главу и членов, образующих тело государства, всеобщей обязанностью подданных является во всех случаях повиноваться приказаниям государя, без того чтобы взяться свободно судить о тех распоряжениях, которым они должны повиноваться. Ибо иначе право судить о том, что справедливо,а что нет сделало бы каждого человека господином, и такая свобода порождала бы мятежи….власть суверена получает от Бога свой авторитет,и таким образом действует как орудие справедливости, которая должна быть душой государственного управления; только одна справедливость обладает естественным правом править людскими умами и сердцами ибо справедливость должна управлять через эти две человеческие способности....

Бог позволяет чтобы власть, которую он уделяет правителям,была бы пропорционально подчеркнута ими, с тем, чтобы вызвать уважение у народа.Это может быть сделано только с помощью блеска,излучаемого великолепием их дворцов,и других видимых знаков величия,которые их окружают…

Эти общие обязанности правителей включают все специфические обязательства тех, кто пользуется суверенной властью. Ибо эти обязательства покрывают все, что касается до суда,общего надзора за состоянием дел в государстве, общественного порядка, спокойствия подданных, мира в семьях,ревности о том, что может содействовать общему благу,выбора способных министров,которые любят истину и справедливость,назначение хороших людей на те должности и положения, на которые сам суверен нуждается в том, чтобы поместить людей лично ему знакомых,...разумное распределение статей дохода,вознаграждений,исключений,привилегий и других милостей,хорошее управление общественными финансами,разумная осторожность в отношениях с иностранными государствами,иными словами все,что делает власть, приятной для хороших людей,ужасной для дурных,и во всех отношениях достойной божественного  поручения управлять людьми…

Мы можем прибавить к этому, как последнюю обязанность государя,которая вытекает из первой и включает в себя все остальные, что,хотя его власть, по  видимости, ставит его выше закона, так  как никто не имеет права призвать его к ответу,тем не менее он должен соблюдать законы, насколько они к нему относятся. И он должен делать это не только с тем, чтобы дать добрый пример своим подданным и внушить им любовь к своим обязанностям, но и по той причине,что его суверенная власть не освобождает его от его собственных обязанностей, и его положение требует от него предпочитать общее благо государства  своим личным интересам и славным для него является то, чтобы рассматривать общее благо как свое собственное (Domat 1697/1829)

2. Мы имеем дело с рациономикой EFG, когда встречаем в тексте указания на "свет разума",использование рациональных  доводов и аргументов, механических (функциональное распределение ролей, ср. популярное в эту эпоху сравнение  абсолютной монархии с хорошо отлаженным часовым механизмом)и органических аналогий,требование разумного, соответствующего интересам общества распоряжения финансовыми ресурсами и властью,пропорционального по мере необходимости использования наказаний и т.д. все это проявления рациономики, в которой власть F отождествляется с инструментальным рассудком, опосредующим отношения между личным и общественным, между привилегированными инсайдерами ("мы" G)общества и его бесправными "аутсайдерами" ("они" Е)в лице французского крестьянства, составлявшего более 80 процентов населения.

3. Во имя разумной необходимости (рациономика)и "обшего блага" (реферономика HEF) Дома оправдывал резкое увеличение налогов на крестьянство, которые в течение длительного правления Людовика XIV практически удвоились с 85 миллионов ливров (1661) до 152 миллионов ливров (1715) (Dunn 1979, 183).Таким образом в контексте реферономики (FEH)крестьянство в качестве "иных" (Е)являлось главным источником осуществлявшейся по "снабжающей" супплементальной линии ЕН поставки средств в точку Н,где эти средства превращались в находившиеся под контролем государства ценности. Эти средства государство использовало для содержания самой большой в Европе армии (около 300 тысяч человек)которая не только вела  многочисленные войны с другими европейскими государствами,такие как война за Испанское наследство (1700/1713)с Австрией и Англией, но также эффективно подавляла многочисленные крестьянские  восстания против непосильного налогового бремени.Чтобы подавить лишь одно такое восстание в Бретани в 1675г потребовалась 16 тысяч солдат.

4. Очевидно что многие крестьяне не разделяли убеждения Дома в том, что такие расходы оправданы интересами общественного благосостояния.Но этих крестьян никто не слушал, ведь не будучи "инсайдерами" они не имели политического представительства в рамках абсолютной монархии.Как мы видим в абсолютистской системе реферономика работает преимущественно вниз,а не вверх, иными словами обязанности власти перед обществом (облигативная/обязательственная линия FE)понимаются  прежде  всего в патерналистском смысле, сверху вниз,как обязанности власти F заботиться об обществе E. Но заботилась  ли власть об обществе в целом,включая то же самое крестьянство?

5. Вот один характерный пример. Во время Великого голода 1693/4гг.тихо вымерла 1/16 часть населения страны, около 1.3 миллиона французов из 22 миллионов(O'Grada 2002,710).Этот голод и сопровождавшая его смертность хорошо известен историкам,он документирован сохранившейся приходской статистикой по всей Франции.И он был далеко не единственным,сравнимый по масштабам голод произошел и в 1709 г. а более мелкие местные голодовки были хроническими, повторяясь из года в год.Тем не менее я никогда не встречал упоминания о нем ни в русскоязычных, ни в англоязычных учебниках,по которым мне приходилось преподавать историю,несмотря на то,что эти учебники обычно довольно подробно рассказывают о блестящем царствовании Людовика XIV. Приходится констатировать, что в понимании официальной историографии вымирание одной шестнадцатой части части населения за пару голодных лет это просто не заслуживающий внимания факт.

6. Не то, чтобы у монархии не было денег чтобы помочь голодающим.Но имевшиеся ресурсы режим расходовал на другие вещи, например на содержание двора и новой королевской резиденции в Версале.На это уходило до 60 процентов государственного бюджета, а остальное шло в основном на армию и войну.

7.Построенный по проекту архитектора Ленотра растянувшийся на четверть мили Версальский дворец и разбитый вокруг него большой парк с его прямыми аллеями,оранжевыми деревьями,массой фонтанов и ясной геометрической ориентацией на стороны света был одним из самых замечательных достижений искусства эпохи барокко.И не случайно именно он послужил образцом для американских архитекторов,которые к 1913 г. (год создания федеральной резервной системы)закончили перестройку на Версальский лад центра Вашингтона.

8.Это о Версальском дворце специально упомянул Дома в цитированном нами в прошлой главе тексте: "Бог позволяет,чтобы власть, которую Он уделяет правителям,была бы пропорционально подчеркнута ими с тем,чтобы вызвать уважение у народа.Это может быть сделано только с помощью блеска,излучаемого великолепием их дворцов,и других видимых знаков величия, которые их окружают.".

9.Новая королевская резиденция таким образом была рассчитана на то, чтобы внушать населению трепет перед величием монархии и нескольких тысяч блестящих преферономных аристократов, которые постоянно жили в Версале,участвовали в придворных церемониях и развлечениях и энергично соперничали между собой за королевские милости.

10.Заметим, что право поданных на критику действий власти здесь отвергается, отношение между властью и населением (обязательственная угловая диагональ FE реферономики) понимается как нисходящее, а не как восходящее, суверенитет принадлежит власти, а не народу: "И поскольку это послушание необходимо для поддержания порядка и мира, который должен соединять главу и членов, образующих тело государства, всеобщей обязанностью подданных является во всех случаях повиноваться приказаниям государя, без того чтобы взяться свободно судить о тех распоряжениях, которым они должны повиноваться. Ибо иначе право судить о том, что справедливо,а что нет сделало бы каждого человека господином, и такая свобода порождала бы мятежи…". Здесь отвергается прежде всего катаномный нормативизм CAF, на том основании что он противоречит принципу концентрации власти и ведет к раздорам и гражданской войне.

11. Ведь в случае такой критики индивид ("каждый человек" в правом нижнем контекстном поле автономной личности С), по мнению Дома, присвоил бы себе право независимо, помимо государства соотносить свои и чужие действия с принципом справедливости (верхнее левое контекстное поле общих принципов А) тематизируя нормативную диагональ СА, а поскольку справедливость это источник власти (верхнее центральное контекстное поле субъекта власти F)то индивид тем самым приобрел бы независимое от государства отношение к власти (катаномную субьектность): "право судить о том, что справедливо, а что нет сделало бы каждого человека господином".Катаномный нормативизм таким образом воспринимается автором, как потенциальная угроза существующему субактономному порядку вещей. 

12. Развитие критического сознания внутри новой культуры общественного мнения (кафе, газеты и журналы, активно публиковавшие письма читателей, публичные судебные процессы, салоны, масонские ложи, провинциальные академии, театр, библиотеки, светская литература, прежде всего романы, такие как имевший огромный общественный резонанс роман Руссо Юлия или Новая Элоиза)в Европе 18 века безусловно сыграло большую роль в подготовке Французской революции.


Рецензии