Там где живёт Пермь Великая!
Только здешний человек лишнего не брал. Пойдёт бывало в лес, добудет что нужно, вознесёт хвалебную молитву таёжным духам да богам и домой возвращается.. Ну а дом у него далеко за пределы избы простирался. Знал человек на своей земле всяк уголок, каждый перелесок, полянку да омут. Всё возлюбил, всё оберегал, крепким хозяином был он в глухом краю. От того то цвела его родина да и дела потихоньку спорились...
Каждой весной по большой воде прибывали на верхнюю Каму гости, шедшие по рекам да волокам с разных сторон земли. Долго они плыли иль коротко, видели пороги, шторма да мели, покуда не заходили в такую глушь ,что и на карте в помин не найти! В этом-то краю на семи холмах высился великий город Чердынь, где на майское солнце открывался на бреге шумный да весёлый торг. И кого только не встретишь на этом широком торгу! Весело шумел здесь Новгородский говор, слышалась заливистая персидская речь, бойко торговались варяги да спорили о чём-то охотники, жители окрестной земли.
Славилось в ту пору Верхнекамье мехами ценными , в коих ходили султаны да цари, и какие доставляли на рынки в самые далёкие города. Взамен оставляли купцы здесь серебряную посуду, дорогие каменья, изысканные пряности или атласные шелка. И было подобной утвари настолько много, что появилась легенда о закамском серебре, кое таят долины, горы и луга ,скрытые от глаз несведущих тёмной дремучей тайгой. Только назывался это край по-разному. Знали его как Биармию или Пера-маа (что означает с вепсского «далёкая земля»). И лишь к 14 веку, волей летописца обретут эти земли истинное название: Пермь великая – последнее удельное княжество древней Руси. Впрочем и русский князь появлялся здесь не сразу , ибо с древности жили люди на Каме вольно, да сами владели собой.
Начиная с 11 века, проникают на верхнюю Каму новгородцы, посещают здешние ярмарки, выкупая у местных жителей льняные ткани да дорогие меха. Бывало, прибудут гости, весь свой товар распродадут, мягкую рухлядь в ладьи нагрузят, а обратно ехать - душа не лежит. Так и оставались они в Верхнекамье строили избёнки, заводили семьи да забывали со временем про свои настоящие родные места.
В 14 -15 веках поднимаются в Прикамье первые русские селения. Строились они, как водится, на подле великих рек да обносились частоколом. Был он таким высоким, чтобы ни вогулу ни басурманину не пройти. Сказывают, что первыми городами, появившимися в нашем заповедном краю, стали Чердынь и Соликамск, слава которых до сих пор разливается в лоне великих парм.
В 1462 году происходит крещенье Перми Великой, утвердившее законы Божьи на нашей старинной земле. Несколько позднее, в середине 16 века, придут в этот край солепромышленники Строгановы, открывая новый этап развития Прикамья, только будет это другая история. Коей ещё предстоит появиться на свет.
Этой порой складывается в Прикамье особый, не на что не похожий укромный мирок.
В маленьких деревушках, острожках и сёлах поднимаются величественные православные храмы, по рекам ходят резные купеческие корабли, а на лугах машут крыльями мельницы, обращая холодные уральские ветры на пользу простому крестьянину, коий целое лето растил да лелеял хлеба. У каждого крестьянина в деревне стоит добротная избёнка с резными наличниками да затейливым коньком. Взглянешь на такой домишко да подивишься , как такая красота посреди тайги оказалась. Такие хоромы достойны самого императора, а их на краю земли простой мужик для себя поставилл. В доме у крестьянина сухо и тепло. За массивной дверью начинается широкая горница. Здесь и лавки подле стен, и стол у оконца, и резная посуда. Прямо напротив входа, в красному углу, стоят образа, так что каждый входящий волей не волей сделает им поклон. Посреди избы высится русская печка, там, где в морозные деньки весело трещит огонёк. Здесь же ухваты, лопаты и приборы всякие, коие использует хозяйка для своей стряпни.
Хорошо у крестьянина в избе! Но особенно уютно становится здесь в высокий сезон, после праздника покровА. Когда на божницу помещают последний сноп, хозяйка печёт пироги из муки свежего урожая, по крыше стучат дожди, а за печкой вздыхает да охает домовой, вспоминая летнюю пору: куда же в хозяйстве без него!
Давно это было, многие столетья назад, может быть в те золотые годы, в кои не знали на Каме господ, люди жили мирно, почитая частицей природы себя. Много воды у текло с тех пор, стал человек силён да властен выстроив до неба свои города. Кажется, что исчезла и Пермь Великая, затерявшись среди небоскрёбов да блеснувши на страницах книг, многие из которых сокрыты в библиотеках на верхних запылённых стеллажах. И всё же есть в нашем крае место, где старинное княжество живо и процветает, где как и века назад пахнет в избёнках хлебом, за каждой печкой тихо шуршит домовой, а на зелёном пригорке тянется к небу церковка, точно желая взлететь в облака…
Севши в автобус на пермском автовокзале и минувши загруженный мост да далёкую Гайву, волей не волей улыбнёшься, глядя на окружающий пейзаж. Здесь, за пределами Перми, тянутся леса густые , редкие деревушки да заливные луга. Всюду летают бабочки, небо рассекают стрижи, а сосны шумят да качаются, точно бы ведут неспешный, занятный разговор…
И тут вдруг ты зажмуришься от света: вместо лесов покажутся зелёные, заросшие травами луга да холмы, выглянут широкие нивы, заплещет водами Кама, а прямо перед тобою встанут деревянные бойницы, резные избёнки, крылья старинной мельницы да деревянные купола. Кажется, нее сон ли это! Не поблазились ли такие пейзажи в лёгкой дремоте от долгой и мерной езды? Но нет! Это место реально, и зовётся музеем «Хохловка», там где заботливые руки реставраторов собрали и вдохнули новую жизнь в шедевры крестьянской архитектуры, привезённые в маленькое село со всей Прикамской земли!
Прямо за массивной оградой, кои в прошлые столетья окружали наши города, начинаются деревянные тротуары, серебристой лентой опоясывающие зелёные холмы и уходящие далеко за горизонт…
Первой взору гостей, как и водилось в русских селениях предстаёт чудесная церковь, привезённая когда то в Хохловку из старинного села Янидор. Это село служило последней остановкой для уральских купцов ехавших в земли коми, весте с большим обозами, полными солью, хлебом да изделиями из металла – всем, что ценили охотники жившие в глубоком таёжном краю… Тяжела была такая дорога, много опасностей ждало на пути да что было делать! Вот и останавливались купцы на отдых в Янидое, ставили свечи в Преображенской церкви, искренне умоляя Бога даровать им спокойный путь. Село размещалось в 36 километрах от Чердыни, как говорили в ту пору «на ключах», и было настолько древним, что даже самый глубокий старик не мог сказать, откуда оно пошло. Сказывали только, что его название с коми- языка означает «божий край» и было когда то у инородцев местом ежегодных молений, куда съезжался на языческий праздник в определённый день, весь происходивший из этого края род. Когда же пришло христианство на берег Колвы , то воздвигли на месте капища деревянную церковь, освящённую в честь Преображения Господня и ставшую очагом православия для этих заповедных мест. Нынешнее здание церкви было построено между 1702 и 1707 годами, из толстых кондовых брёвен, образующих высокий подклет. Когда в этом подклете хитрые купцы хранили пушнину, купленную у суровых охотников на далёкой северной земле. Расчёт у этого предприятия был такой: народ у нас не надёжный, каждый желает поживиться за чужой счёт. Построишь амбар – разграбят, и ищи потом – кто виноват да ни кто тебе и не скажет. А церковь грабить русский человек не пойдёт: боязно было, да и место в народе почиталось святым, от того и отношение другое.
Куполки у храма покрывает деревянная «чешуя» называема лемехом. Делали её когда то из осины, которая высыхая, приобретала серебристый оттенок и сияла на солнце ярче северных звёзд! Интересно, что церковь строили без единого гвоздя и только лемех прилаживали ими.
Вышел храм на славу у безызвестных мастеров! Столетиями дивились ему проезжавшие путники, а в 1956 году отреставрировал его архитектор Б.В. Гнедовский, и заблистала старинная церковь всею своею красой!
Прогулявшись немного дальше, каждый посетитель Хохловки увидит ещё одно прикамское чудо – старинную ветряную мельницу доставленную в музей из села Шихари лежавшего в тех местах, где бежит своенравная речка Очёр . Выстроил её когда то местный богатей Кузьма Рахманов , передал своим сыновьям, да те удержать не смогли. Грянула революция и, в 1937 году мельницу национализировали, отдав её в полное владение окрестных крестьян.
Выстроена мельница, как это было принято на юге Прикамья, на неподвижном восьмигранном основании, поднимавшимся от земли массивным шатром. Этот «шатёр» венчало подвижное оголовье , к коему крепился «хворостина» -специальный рычаг, опускавшийся до самой земли. Сельский мельник, руководивший помолом, постоянно следил за движением ветра и разворачивал оголовье с крыльями, дабы поймать своенравный ветер, и заставить с его помощью мельницу размалывать зерно.
Подле мельницы присоседились ещё два интересных строения: амбар для хранения зерна и Гумно с овином. Зерновой амбар, в отличие от многих других построек, остался стоять на исконной родине, ибо был он срублен крестьянами села Хохловка в 1906 году. Сложно поверить, но вмещало это небольшое здание целых 125 тон зерна, позволяя запасти его на долгую холодную зиму, коя длится в наших местах почти пять месяцев, начиная с конца октября.
Гумно с овином доставили в музей из села Ошиб Кудымкарского района Коми-Пермяцкого округа. Осень в тех местах выдаётся ранней и дождливой, а потому крестьяне выстроили отдельное здание, предназначенное для сушки и обмолота зерна. Место это считалось тайным и загадочным, ибо там, в специальной яме, обитал Овинник - брат обычного домового да уж больно злой. То он головёшками кидается, то на мужика нападёт, а коли разозлится так и всю постройку спалит! От того –то стремились крестьяне его задобрить , приносили 17 сентября и 14 октября хозяину овина богатые дары.
На праздники Воздвижения (27 сентября), день Фёклы Заревницы (7 октября) и Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), топить овины повсеместно запрещалось, ибо считалось что празднует сердитый дух свои именины, и, коли нарушишь его покой – непременно устроит пожар, а то и пол деревни в огне сгорит!
Следуя по деревянному тротуару, незадачливый путник выйдет на берег Камы, где во всю свою силу играют ветра. Здесь разбита удивительная набережная, с каждой точки которой открывается вид на загадочный остров в белых скалах, уж не тот ли это сказочный буян?
Прямо у воды высятся резные терема да башни, точно какой-то лубочный городок, писанный палехским мастером, и только знающий человек узнает в этих громадах соляной завод, кои стояли на севере края многие века. Этот завод, называемый Усть-Боровским, доставили в Хохловку из города Соликамск. Самая примечательная его постройка – рассолоподъёмная башня, построенная в 1880году. Когда то такие башни защищали от непогоды насосные установки, поднимавшие из глубин Прикамской земли соляной раствор. Через специальную трубу, проходящую сквозь стену башни, подавался такой раствор в другое помещение, называемое соляной ларь. Здесь его отстаивали и обогащали, покуда не будет пригоден для того чтобы выпаривать соль. Интересно что этот ларь , единственный из всех построек Хохловки, коий был доставлен в музей в целостном виде, ибо на месте его не смогли разобрать. Оказалось, что он настолько пропитался раствором, что соль скрепила брёвна прочнее, чем цемент.
Готовый раствор отправлялся из ларя по трубам в варницу, напоминавшую всем своим видом сказочный резной теремок. В этом помещении располагалась в ту пору исполинская печь, над которой подвешивалась немыслимых размеров сковорода, площадью более 100 квадратных метров. Туда и подавался соляной рассол. Сверху над печью располагалась деревянная вытяжная труба, отчего огонь в печи разгорался так жарко, что с рабочих пот катился градом!
Здесь же на специальных платьях вываренную соль сушили какое то время, после чего отправляли на хранение в соседний амбар. Загружали её туда, как водилось сверху, перенося на спине в тяжёлых мешках. Соль из мешков высыпалась, попадала на шею и уши, взмыленные от долгой работы и непосильного труда.
От этого они краснели да покрывались россыпью волдырей. Видя такие знаки, жители других регионов сразу смекали, что перед ними выходец с Уральской земли. Так и пошло выражение «Пермяк солёные уши» да распространилось оно по всей Российской стране.
Двигаясь дальше по запылённым дорожкам музея рано или поздно, зайдёте вы дремучий лес, да тёмный, что света белого не видать. Здесь под сенью корабельных сосен притаилось охотничье становье и самый настоящий балаган. Именно на таком бил когда то ножкой серебряное копытце, а по крыше камешки разлетались и каждый – самоцвет!
Выйдя из леса вы попадаете на маленькую лесную полянку, где притаилось сельское пожарное депо. Доставили его из деревни Скобелевка, пермского района, где построили его для крестьянских нужд в 1906 году. Крышу депо венчает высокая пожарная каланча. Когда то именно оттуда дённо и ношно взирал дежурный за окрестностями, не появится ли где то дым. В случае пожара дежурный бил в набат и из конюшни на самых быстрых лошадях выезжала отважная команда, готовая в любую минуту вступить в неравную битву с огнём.
Сразу за пожарной частью располагается просторный зелёный луг, над которым красуется маковка изысканной Богородицкой церкви, построенной крестьянами деревни Тохтарёво (Суксунский район) в 1694 году. Глубокой древностью веет от маленьких окошек и массивных дверей, призванных не пустить в церковку холод, ибо были в ту пору зимы снежны да холодны – не чета настоящим. Построен храм, как водилось тогда, кораблём, и в два яруса. Нижний подклет использовался для хозяйственных нужд, хранили когда-то там крестьяне сельский инвентарь, запасы общины да церковную утварь. На втором этаже - проходили службы, размещалась трапезная, да встречались представители разных семей. Здесь держали совет старейшины, обсуждали насущные дела, да присматривали пару, чтобы заслать сватов.
Перевезли Богородицкую церковь в Хохловку в 1971 году. Не по душе ей пришёлся такой переезд, да заботливые руки реставраторов всё починили и подлатали, дабы предстала она в музее во всей своей красе. Это церковка - самый старинный в Хохловке экспонат, ибо помнит она самого Петра Великого, а срубили её раньше, чем на далёкой Неве поднялся над студёным моремм город Санкт-Петербург.
Подле Богородицкой церкви высится колоколенка, построенная в селе Сыра Суксунского района в 1781 году. Высоко поднимается она над окрестными лугами, штурмуя непостижимую для своей эпохи высоту - целых 30 метров! Форма колоколенки называется довольно затейливо – восьмерик от земли, а венчает её площадка для звона и высокий шатёр. В прошлые годы колокольня на селе призывала людей на службы, сельские сходы, а в случае опасности били на ней в набат и тогда сбегались на сельскую площадь все окрестные жители, готовые защитить свою землю от любого врага!
Спускаюсь с широкого луга, вы попадаете на зелёный холм. Здесь обозревая простор, высится самая настоящая сторожевая башня, привезённая в Хохловку из села Торговище в 1972году. В 17-18 веках строились такие башни повсеместно, защищая от набегов кочевников русские острожки и города. Стояло село в ту пору на высоком Сылвенском берегу, подле широкой дороги, уходящей далеко в Сибирь. За его массивными стенами отдыхали купцы и простые путники, кои волей судьбы оказались по делам насущным в диком и необузданном краю.
Будучи опорным пунктом, прикрывавшим дорогу в Кунгур, было село в ту пору окружено высоким частоколом да глубоким рвом. Имело оно восемь военных башен, откуда дозорные днями и ночами обозревали окрестный простор. На вершину каждой башни вела высокая с перилами лестница, кою венчала специальная смотровая площадка, а также окошки для стрельбы. Всё это великолепие покрывал массивный шатёр, увенчанный двуглавым орлом, дабы ведали неприятели, чья это земля! В 1671 и 1708 годах крепость выдержала две осады, успешно показав себя в бою. Только со временем стала в острожке надобность отпадать. Границы России были отодвинуты далеко на восток, а на самом Урале установился мир. В конце 18 века крепость разобрали, а башни оставили, и одно из них – надвратной, оказали в ту пору славу и почёт. Каждое второе августа, вплоть до октябрьской революции проводились в башне молебны, в благодарность за избавление от набегов башкир.
Странное дело, но в разные годы сёстры этой башни погибли от огня, а эта в течение двух столетий стояла нетронутой, да только 3 июля 1899 года не пощадил огонь и её. В 1905 году башню восстановили по старинным чертежам и оставили в память о великих предках, кои первыми поселились на границах русского царства , в диком неизведанном, полном опасностей краю!
Много чудес в Хохловке, сложно все описать. Есть здесь и избы крестьянские, и амбары зерновые, и маленькие баньки, кои стояли когда-то на берегу речушки или пруда. Гуляя по музею , чувствуешь невыразимое спокойствие, тишину и уют. В тайге поют птицы лесные, шепчут о чём-то сосны высокие, ласково блистает тинная Кама да напевает тернистый прибой. В этой атмосфере словно забываешь какое нынче столетье, и кажется что по запылённой дороге вот-вот проедет лихая тройка, а из соседней сторожки покажется сердитый городовой.
Выходя из ворот музея кто – то воскликнул : «Вот где живёт Пермь великая, вот где душа Прикамья!», да только и в этом был он не прав. Пермь Великая живёт не в старинных церковках, не в крестьянских избах и не в величественных башнях, кои построили в когда-то крестьянские мастера, а в простом человеческом сердце, каждого, кто родился на этой великой земле! И покуда мы помним, кем были наши предки, покуда слышим дыханье Камы да шёпот великой тайги, будет цвести города и веси, будут расти небоскрёбы над великой и древней землёй, там где медведь несёт Евангелие в грядущие века!
Свидетельство о публикации №218070201361