Космос на разлив

3 июля - 275 лет со дня рождения Гавриила Романовича Державина
...

Поговорим, как алкоголик с алкоголиками. Ибо мы представляем разницу между лёгкой виноградной наливкой и крепким русским самогоном.
И отсюда нагнем говорить трезво.
Так вот. "Божественная комедия" Данте, рядом с одой "Бог" Гавриила Державина и есть лёгкая философская наливка. Ибо то, что великому итальянцу удалось с трудом вместить в здоровенный том, Державин в собранном виде представил в объёме совсем невеликой оды.
И там - и там космос.
И там - и там путешествие писателя по кругам мироздания.
Но - Боже мой! - насколько доходчивее и человечнее наш Державин. В его оде мip не враждебен человеку, автор не тянет за собой читателя по безднам. Он без страха, но с бескрайним восхищением открывает перед нами картину Творения, чей художник - Бог:

"Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед Тобой – как нощь пред днем."

Здесь Державин уходит от канонов. Оставаясь глубоко верующим человеком, он становится атеистом, ибо откровенно кощунствует, сливая воедино Творца и Творение.
А дальше - еще смеле

"А я перед Тобой – ничто.
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! – Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь – конечно, есть и Ты!"

Вот так вот. Удар по мозгам. Бог существует только потому, что существует человек. Державин Создателя, безграничное Творение, Вселенную помещает внутри человека...
...ну, и где ваш Данте? Ах, он уже летит вверх, через дыру Ада в Чистилище, к Раю?
А что в этом месте наш Державин?
А Державин тоже перевернул песочные часы. Ибо что есть его ода, как не два сообщающихся одним горлышком сосуда, поставленные на писательский стол на манер буддийской ступы? Потому, когда мы начинаем читать оду, мы ощутимо начинаем как бы ввинчиваться в верхнюю часть ступы. И, просыпаясь песком времени через узкое место, попадаем из той части оды, где говорится о величии Бога в ту, где великим становится человек.:

"Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!".

Вы помните, что ода написана в 18-м веке? При господствующем положении церкви, в условиях полного абсолютизма. Когда всего-лишь за лишённый всякой идеологии дорожный отчёт о путешествии из Петербурга в Москву автор был приговорен к смертной казни.
А тут - топором под устои.
И - ничего...?
Я полагаю - умница Екатерина просто сделала вид, что оды нету. Она не подняла шума ни в обществе, ни в печати.
А Державин и не полез в бутылку.
Кстати, Гаврила Романович был из наших, из алкоголиков. Кого, как известно, Бог бережёт


Рецензии