Струны понимания. Глава 100

1. В этой главе мы обсудим шестой смысловой фактор "часы" (03006) софрономной контекстной модальности (03). Часы это конечно символ времени. Но о каком времени в данном случае идет речь и как это понятие вписывается в динамику софрономики?

2. Напомним что парадигма софрономики ICMB состоит из четырех половинок: 1) левой оригономики CIB, 2) правой директономики СМВ, 3) нижней протерономики ICM и верхней телеономики IBM. Буквенные обозначения здесь соответствуют следующим контекстным полям контекстограммы: I центральное контекстное поле смысловых взаимодействий; С нижнее правое контекстное поле автономной личности; М правое среднее боковое месономное контекстное поле синтеза/смысловых сущностей; В верхнее правое боковое контекстное поле совершенных жизнях форм.

4. В этой главе мы рассмотрим четыре типа времени: 1) оригономное циклическое время; 2) директономное линейное время; 3) отрезковое линейное время; 4) актономное радиальное центрическое время.

5. Оригономное циклическое время это наиболее распространенный природный тип времени, в котором жизненная динамика определяется циклами: от циклов вращения планет вокруг солнца до жизненных циклов рождения развития старения и умирания свойственных живым существам. Оригономное понятие места и уместности теснейшим образом связано с этим понятием времени, а также с идеей природной иерархии и незыблемого природного порядка вещей. Понятие "своего" и "своих", отображенное в контекстограмме средним боковым экзистенциальным контeкстным полем "своих" G в середине основания СВ оригономного треугольника, также играет здесь большую роль.

5 а. Интересно, что в числовом варианте контекстного анализа (см. книгу Числа и идентичность), где центральное контекстное поле смысловых взаимодействий I получает значение единицы, а угловые контекстные поля связываются с дальнейшими целыми числами в порядке алфавита А 2 В 3 и так далее, числовое значение оригономного треугольника В 3 I 1 C 4 совпадает с числовым значением константы пи 3,14, выражающей соотношение между окружностью (цикл) и ее диаметром.

6. Директономное линейное время определяется фундаментальным знаковым событием, которое вырывает личность или группу из изначальной оригономной целостности и направляет их движение к лежащей далеко впереди определенной провиденциальной цели.

7. Таков призыв Бога к Аврааму в начале 12й главы библейской книги Бытия:

1. И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе;
2. и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
4. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
5. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
6. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи.
7. И явился Господь Авраму, и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал он там жертвенник Господу, Который явился ему.
(Книга Бытие 12:1-7)

8. Такова начальная дата мусульманского летоисчисления: переселение Мухаммеда из Мекки в Медину. Вообще говоря переселение, передвижение на большие расстояния нередко осмыслялось провиденциально, как например переселение Энея из Трои в Италию у Вергилия.

9. Директономное время связано не с общим, а с уникальным, единственным в своем роде. Оно придает человеческой жизни особый смысл и наполненность, особенно если речь идет о божественном призвании.

10. Отрезковое линейное время также как и директономное время подчёркивает уникальность каждого момента, их несходство между собой. Но в отличие от директономного времени разнообразие, самодостаточность множественности здесь лишены какого либо высшего смысла. Они здесь являются не выводом, а аксиомой.

11. Поскольку смерть с полной ясностью обнаруживает предел самости и подмены единства множественностью, люди, находящиеся внутри отрезкового времени, испытывают ужас перед смертью, которая скоро должна покончить с претензиями на самодостаточность и судьботворчество, вокруг которых строилась их жизнь и самоощущение.

12. Становление самосознания, как поворот от множественности к единству сопровождается преодолением самости, как совокупности самодостаточных разнонаправленных желаний и мотивов в безоглядной погоне за которыми бездумно растрачивается столько человеческих жизней, порождая отчаяние и чувство бесполезности любых усилий у их временных обладателей.

13. В линии не хватает единства: общее поглощает собой отдельное, необходимое оторвано от случайного и противопоставлено ему. В отрезковом времени отдельное заслоняет собой общее (дробление линии на ряд разнонаправленных отрезков).

14. Событие это встреча между общим и отдельным. Если их переговоры заканчиваются к взаимному удовлетворению событие становится частью контекста и превращается в символ.

15. Контекст это смысловое целое и в качестве такового он существенно центрирован. Центрированность это такая связь между множественностью и единством, в которой опосредование между ними максимально и следовательно не иерархично. Равное расстояние между центром и точками на окружности часового циферблата отображает эту неиерархичность. Иерархичность это следствие нехватки опосредования, внутри которой отдельное вынуждено брать на себя роль общего.

16. Центрическое время это время движения от множественности к единству. Древний православный мистик авва Дорофей (6 век) в шестом поучении определяет радиально центрическое время как движение индивидов, находящихся на внешней окружности к Богу в центре, в ходе этого движения происходит сближение между индивидами.

И чтобы вам яснее понять силу сказанного, предложу вам сравнение, преданное от отцов. Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называет центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните, что я буду говорить: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог; радиусы же, т. е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть пути жизни человеческой. Итак, на сколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, на столько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются к Богу, столько приближаются и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом.

17. Центрическое радиальное время преодолевает противоречие между директономной и отрезковой линейностью и оригономной цикличностью, между равенством и иерархией за счет максимальной роли центрального опосредования в контекстном поле смысловых взаимодействий I.

18. Характерно, что все модальности/парадигмы актономного (экзистенциально месономного) цикла, на которых сосредоточено в этой книге наше внимание, сюнетономика IALD, асперономика IDKC,, софрономика ICMB и символономика IBJA существенно центрированы и все они имеют центральное контекстное поле смысловых взаимодействий в качестве своей исходной точки.


Рецензии