Бесплатный сыр...

Моя подруга никогда не была в турецкой бане. И не знала, что такое хамам. 
 Для меня хамам - это визитная карточка Турции и воспринимается, как целое направление восточной культуры. Это не только расслабление тела и очищение организма, это расслабление души...
Классический хамам состоит из трех помещений.
 Первое - «джамекян» - служит раздевалкой. Тут по правилам востока, человек оставляет все повседневное – одежду, обувь, вещи. На теле остается лишь набедренная повязка.
  Следующее помещение называется «пестемаль». В нем происходит омовение. В хамаме данная процедура проводится с помощью медной чаши, из которой поливают воду с оливковым мылом - смывают пыль и грязь с кожи.
  Третье помещение турецкой бани называется «харарет» и представляет собой парную, которая очень отличается, от привычной славянскому человеку. В хамаме - это зал, где и пол и лежаки выполнены из мрамора и нагреваются до 40-60 градусов. На мраморном лежаке достаточно комфортно находиться долгое время. На нем же проводятся процедуры пилингов, пенных и масляных массажей.

  Выиграв бесплатный ваучер от отеля в первый день отпуска на посещение хамама, я всю дорогу рассказывала своей подружке, что в этом году мы начнём отдых правильно - очистим душу, тело и, обновлённые, будем впитывать красоту восточного солнца, аромат вековых сосен, соседствующих с вековыми пальмами, и ловить солёные брызги тёплого Эгейского моря.

  Меня начали терзать смутные сомнения, когда в группе счастливчиков, выигравших бесплатный ваучер, я насчитала шестнадцать человек.
  Продолжись терзания тогда, когда после раздевалки, нашу группу из шестнадцати человек, включая трёх детей от двух до пяти лет, а также незнакомых мужчин, запихнули в обычную сауну и сказали там ждать и очищаться. Сразу не сложилось с надбедренной повязкой в присутствии посторонних, а визги и крики детей как-то не способствовали релаксу.
  Затем мы пошли на омовение. Дети продолжали кричать. А в помещении, рассчитанном на двух человек - начали омываться ... шестнадцать «очищенных» одновременно, разбрызгивая в разные стороны воду из треснутых пластиковых вёдер.
  Разыскивая глазами медную чашу в этом бедламе и надеясь на полную релаксацию, мы с подружкой забились в уголочек «пестемали», чтобы брызги с чужих тел не попадали на нас. У меня было ощущение, что я на суточном дежурстве, где из восьми родзалов доносятся крики, бегают чужие мужья вперемешку с медицинским персоналом, а особо активные родственники пытаются навязать мне свою точку зрения, что делать правильно и как.
  Мы всё таки ждали чуда, ибо надежда, как известно, умирает последней. И вот оно - «чудо свершилось»!
Открылась дверь и пять банщиков, обмотанные полотенцами не первой свежести вокруг бёдер, начали раскладывать штабелями шестнадцать человек на мраморную тёплую плиту так, что ноги одного счастливчика прекрасно себя чувствовали на голове другого.

  Всё! Моё обострённое чувство справедливости просто не смогло промолчать, несмотря на первый день отпуска!
Благоразумие на отдыхе уснуло, а в голове крутилось, что во-первых, я сейчас реально попрактикуюсь в своём английском. А во-вторых, учитывая, что я боюсь летать на самолётах, а действие лошадиной дозы успокоительных ещё не прошло, то очень спокойно, а главное, почтенно и без истерик, мы объясним людям, что такое «турецкая баня хамам» и  почему обман - это плохо!

  На рецепции собралось много народа. Держа крепко подругу за руку, я начала издалека. Про восточные традиции, про гостеприимную Турцию, про то, что позорить свою страну подобным надувательством и обманом, крайне недостойно. Поэтому, моё чувство собственного достоинства и негодование по поводу данного колхоза, не позволяет более находиться в этом оздоровительном центре. У меня уже заканчивался английский словарный запас, когда - «Madame. Who are you?» от хозяйки комплекса, остановил мой торжественный спич и заставил задуматься. Большая доза гидазепама в моём организме не заставила себя ждать и я гордо сообщила, что я врач и журналист в одном флаконе. И этот случай - прекрасная тема для статьи, как минимум в «Нью Йорк Таймс». Поэтому, пожалуйста - верните мне ваучер и вызовите такси обратно в отель.
  Не знаю, что так впечатлило хозяйку центра... Может быть мой «безупречный» английский. А может двойное образование. Ведь не часто встретишь и врача и журналиста. А может быть всё таки вот это, пресловутое, чувство собственного достоинства?
  Нам сказали, что всё будет исправлено. И через пять минут .....

  Огромный зал, величественный и неповторимый, с куполом, уходящим ввысь и нежными, пробивающимися через невидимые отверстия, лучами солнца, с тёплыми мраморными плитами, медными чашами, ароматом трав и ощущения полной тишины и покоя. Ловкие руки массажистов в этом беззвучном релаксе, облачка невесомой пены, смешанной с еле уловимым запахом оливкового масла. Ощущение свежести, новорождённости и огромное желание жить дальше. И тишина... Именно тишина, которой так не хватает в повседневной жизни.

  Рецепция нас встретила чайной церемонией и вопросами - понравилось ли нам? С одной стороны - безусловно понравилось, ведь настоящий хамам не понравиться просто не может. Понравилось и удивило то, как быстро и без скандала, была исправлена ситуация в оздоровительном центре. С другой стороны - стало немного стыдно и обидно за тех людей, которые уже давным давно уехали. Ведь тот первый, так называемый, хамам - это конвейер для выманивания денег у неискушённых туристов и ничего не имеет общего ни с восточной философией, ни с турецкими банями.

  Но даже в расслабленные мозги и полностью обновлённый организм занозой впивается мысль - что бесплатный сыр только в мышеловке, но не везде и не у всех. И есть люди, мои коллеги врачи, которые, работая практически бесплатно, всегда держат марку и престиж. Как свой личный, так и клиники, где они врачуют.
  А ещё ... Ещё всегда нужно иметь чувство собственного достоинства и не позволять себя кормить дерьмом, пусть даже из серебряной ложечки.
  А вот этому очень помогает знание языков, постоянная тренировка мозга, обострённое чувство справедливости и ... успокоительные в дамской сумочке.

Желаю Вам всем тёплого и спокойного лета.


Рецензии
Здравствуйте, Наталия!
Ваше это произведение скорее очерк, а не рассказ, хотя и небезынтенресный. Однако "Настоящий полковник" мне понравился болше — там конфликт интереснее и концовка ударная! Кстати, частицы "кое", "таки", "ка" пишутся через черточку, уж простите старика.
С уважением и пожеланием успехов,
Владимир.

Владимир Словесник Иванов   18.09.2019 08:57     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за интересные комментарии.
Вы абсолютно правильно заметили, что у меня есть базовые произведения, которые уже вошли в мою первую книгу. А есть просто лёгкие очерки - наблюдения, которые иногда приходят в голову и я их публикую, чтобы они не потерялись.
И вообще, мне очень приятно, что меня читают и уделяют внимание.
Ещё раз - благодарю Вас!

Наталия Яремчук   18.09.2019 14:00   Заявить о нарушении