всего тридцать шесть часов

пункт 1.

Восемь лет назад впервые самостоятельно сплавившись по относительно простому маршруту я задумался о более сложных вариантах  походов. По территории республики в которой живу. Все что нам нужно на расстоянии вытянутой руки.
Какое  состояние сознания и физического тела получится если соединить в одном формате :

1. прыжок на веревках с моста высотой в 20 метров.
2. окунание в купель тут же, под мостом.
3. спуск по веревке пассажиров в лодку, находящуюся на воде с середины другого моста;
4. ночной сплав 48 км по реке;
5. И после 200 км автопробега грязевые процедуры на лесном озере?
В поисках ответа на этот вопрос затеяла неугомонная команда туристов-любителей очередной челлендж...

Каждый элемент вылазки по много раз был отработан отдельно и неоднократно описан в путевых заметках. Новым предстояло стать процессу сборки составляющих. Большое экстремальное приключение.

Обманчивая установка "плавали знаем" - стремится усыпить бдительность. Впрочем всем участникам, числом трое, известно что пока не повернулся ключ в замке двери, по возвращению с маршрута, расслабляться нельзя. Ошибки возможны на ровном месте в самых элементарных типовых вещах. Вечером в пятницу после работы стартуем,  в расчете на два дня выходных.

Напрягаюсь по поводу джампинга. Ходили слухи, что служители правопорядка недавно гоняли зевак, залезающих поглазеть на округу со старого  не действующего и ,потихоньку  обсыпающегося штукатуркой, моста. Однако напрасно. Все в порядке,  возможность прыгать в наличии. Разворачиваемся в темпе и выполняем навеску веревок. Всего два прыжка. Каждый по разу. Третий участник делает видео, выбирая удачные ракурсы съемки. На закате в ясную летнюю погоду длинные тени арочных пролетов смотрятся эффектно. Серый бетон окрашивается в золотистые цвета. Летом наша команда еще не джампила. Напарник первым кувыркается в сальто назад. А ведь еще полгода назад этот упитанный юноша очень сильно сомневался относительно  вероятности подобной выходки. Я в свою очередь выполняю простой вариант прыжка лицом вперед. Давая возможность напарнику побыть "круче".

На старте всегда мандражно. Сколько ни прыгай, инстинкт самосохранения исправно и надежно выполняет свою функцию. Фокус в том, чтобы преодолеть его тормозящее действие и получить доступ к кладовочке внутренней силы.

Совсем не технично, словно ныряя, только раскинув руки наподобие крыльев, улетаю под мост. Надо бы чуть вперед оттолкнуться, а у меня получилось строго вниз. Шууух!
Обычно веревки нагружаются когда корпус развернулся ногами к земле. Меня рывок застал в положении головой вниз, резко крутанув на 180 градусов. Мало приятного. Перед глазами зашевелились  точки, как будто пальцем провели по жидкокристаллическому монитору, а за пальцем след-хвост остался. Из памяти вынырнули воспоминания прыжка с тарзанки в Индии тремя годами ранее. Похожие "очучения."

А теперь купаться. Но добрые местные жители накануне слили из купалки воду. Печалька. Используем домашнюю заготовку - покупаем в местном магазинчике три пластиковых ведра и обливаемся на роднике. Дешево и сердито. Это конечно не совсем чего хотелось, но "за неимением гербовой бумаги пишем на простой." Еще одна порция воспоминаний, уже с 2008 года, ускоренной перемоткой мелькнула перед глазами. Тусовка с обливальщиками. Это не моржи, это отдельная группа товарищей. Колокольчиком над водой набранной в ведра прозвонят, в воду опустят побултыхают. А потом серией, три ведра холоднющей водицы на себя. С головы до ног. Раз!Два! Три! Брызги в стороны! Визг! Куда попало - туда попало.
У моржей поведение посдержанней и поосновательней. Полное погружение в тему.

Ужинаем и обмениваемся свежими впечатлениями. Все-таки первые летние прыжки и обливания. Адреналин развязывает языки. Эмоций хватает с избытком. Двигаемся к следующей контрольной точке.

пункт 2.

Преодолев около 100 км в подкрадывающейся темноте достигаем знакомого автодорожного моста. Готовимся с учетом предыдущего опыта. Посадка в лодку с середины длины всего моста по двум веревкам. Как и обещал в прошлый сплав,  напарник выходит за перила ограждения первым. Пытаясь улыбаться напряженным лицом.  Подсвечиваем налобными фонарями. Редкие машины проносятся мимо по трассе местного значения. Вода шумит между пролетами , отражаясь эхом от металлоконструкций переправы. Очеееень медленно, в своей излюбленной манере великовозрастный юноша ползет по веревкам, прицеливаясь на скамеечку лодки, выставленной точно под ним. Все это дело третим номером расчета в лучах подсветки снимается на видео для истории. Это я узнаю потом. А пока я ругаюсь матом,  потому что юноша оттолкнул заботливо установленную лодку ногой. При этом клятвенно заверяя, что случайно. Лишние движения на таких мероприятия это потеря времени и темпа. Вот они накладочки. Полезли.
Между тем,  раскачивающемуся на веревках под мостом человеку удается дотянуться до посудины ногой и уверено плюхнуться по адресу. Правки не требуется. И то хлеб.
Следом отправляются два рюкзака. А потом и я вступаю на борт. С момента выхода на мост до момента отцепки и старта проходит два часа.

Воды в реке поубавилось на пару метров, в сравнении с уровнем половодья, течение заметно медленнее. Над водой стелется туман, который приполз с северной стороны, с низовьев реки, пока мы изготавливались да рассаживались по местам. Сколько не сплавляйся по знакомому участку Сура всегда показывает что-то новенькое.
Ныряем в туман. Вспоминается известный мультик. До рассвета еще далеко...

пункт 3.

В тумане мы еще не сплавлялись. Местами не видны очертания берегов. Идем осторожно, слушая реку. Мало ли, ведь на корягах вода журчит и слышно издалека. Особенно ночью.

Вдалеке прямо по курсу появляется звук вначале похожий на комариный писк. По мере нарастания звука становится понятно, что навстречу идет лодка
Тут же обозначаем себя огнями фонарей. Впереди сбрасывают газ и тоже включают габариты. Напарник выдыхает,
- Хорошо, что хоть кто-то на моторе идет!
В молчании расходимся бортами в десяти метрах.  А ведь шли лоб в лоб. Уффф!
 
Налегаем на весла. На реке ночью своя жизнь. Тяжелая тушка бултыхается с берега и, передически подныривая, наперерез нам плывет а противоположному берегу.

- Бобер! - сначала очень уверенно заявляет напарник, а потом чуть замявшись добавляет, - Хотя может и ондатра!

Мы видим только силуэт головы и волновую дорожку за мохнатым пловцом. Через каждые полчаса меняемся на веслах. Напарник гребет рывками. Практики маловато. Поэтому заснуть в своей фазе отдыха не получается. В преувеличенной форме показываю ему как его манера грести выглядит со стороны. Как-будто он специально хочет чтобы я свалился в воду с задней скамейки в результате его усилий.
Напарник ржет. Так и фигачим по-тихоньку.

Скорость движения на треть медленнее от весеннего норматива. К восходу солнца достигаем середины маршрута. Выходим размяться и позавтракать. Важно выволочь лодку подальше на берег. Чтобы не унесло. Ветерок заставляет отворачиваться, прячась в капюшоны. Ночью то ни ветра ни волн - благодать. А теперь придется поднапрячься основательно. Подкрепившись  стандартным рационом - в виде куриного бульона с плавленными сырками - отчаливаем. Клочковатые остатки тумана тают практически на глазах.

Пересаживаясь по- байдарочному  лицом вперед, каждый со своего борта с одним веслом - включаем вторую передачу. Лодка с названием "Муссон" споро перемещается в сторону пункта назначения Красный Яр, мелко рыская влево-вправо. Плоскодонка потому что. Мимо стремительно проносятся поросшие молодым ивняком берега. Место привала вскоре скрывается за поворотом...

пункт 4.

Через семь с половиной часов порядком вымотавшись мы выгружаемся на безукоризненную песчанную отмель вблизи места следующего этапа. Организм требует отдыха и, после беглой фотосессии ближайших ландшафтных красот, мы ставим палатку и буквально падаем в тяжелый сон. Предварительно разведав местность и выставив таймеры на сигнал через два часа. К этому моменту, согласно плану, третий участник по лесной дороге привезет необходимое для дальнейших действий снаряжение. Веревки и альпинистское "железо".

Кое-что в рельефе с прошлой поездки изменилось. Вблизи стартовой площадки упало несколько крупных деревьев. Некоторые лежат полностью, некоторые сломало пополам. Давненько здесь такого не бывало. В подобном масштабе. А если точнее, то пять лет. Ну и часть берега, с тропинкой для спуска по косогору к воде,   благополучно отстегнулась в реку. Значит ходить вверх-вниз будем по-новому. По другим траекториям.

Таймеры еще не сработали, а товарищ третий участник уже тут как тут. С претензией, что его не встречают. Что по лесу можно только на танке, но он проехал. Что ценить надо таких людей.На эти справедливые реплики сонный напарник обезоруживающе улыбаясь разводит руками. Типа, мобильная связь здесь не ловит. Прости друг. Прости от слова рост. Типа исправимся. Дай шанс.

Хлебнув из термосов ядреного пуэра в темпе монтируем навесную переправу. Без дополнительных пояснений все знают свою часть работы. Третий участник готовит на костре суп и творчески критикует напарника. На что тот добродушно отшучивается не останавливая процесс монтажа. Все при деле.

Пробрасываем вспомогательный шнур. Зачерпываю при этом по колено воду в бахилы и рву джинсы на колене. Злюсь. Провожу с напарником тренировку. Как использовать страховочные зажимы на этапе растягивании основной несущей веревки по вспомогательному шнуру через реку. Четыре раза катаемся через реку. Челноком. Вперед-назад. По натянутому и за крепленному с двух сторон шнуру. Принцип парома. Чтобы течением не унесло. Сидишь в лодке за веревку держишься и тянешь. Так и едешь от берега до берега. Если руками тянуть, то  кожу сдирает даже через перчатки  Поэтому пользуемся зажимами. Нужен навык. Вот и репетируем. Чтобы потом на автомате шарашить.

Навесились по зимнему образцу. Тот же метраж и высота точек закрепления. И все вроде норм, а что-то напрягало. Толи вымокшие и рваные джинсы, толи черезчур расслабленный напарник.

Который привычно открывал работу аттракциона "тросовая горка". Взяв с собой в рюкзаке веревочную лестницу экстимальчик изготовился на старте. И позируя на камеру заявил,  что посвящает свой прыжок третьему участнику нашей развлекательной программы,  который все это шоу снимал на камеру. После чего бодренько так сиганул под откос...

Все это я видел в записи потом. Потому что на тот момент я находился около точки приземления, в готовности подстраховать товарища на отцепке от системы...

-Едет значит это тело,  раскинув ручки в стороны, на абсолютнейшем расслабоне - рассказывал я через день,
- И за тридцать-сорок метров до финиша становится видно, что товарищ четко заходит на посадку в воду. Внутри все вздрогнуло - мягко сказано. Я просто офигевал в тот момент. Всплыл еще один давнишний файл. Пробный мешок с песком, запущенный на ролике, подпрыгнув над водой на скорости 40-45 км/ч несколько раз, булькает в реку приблизительно на середине. Так было когда покатушки над Сурой только начинались. Перед первым сезоном, в ноябре 2012 года. Сейчас вместо мешка был человек. В моем сознании картинки совместились, наложились друг на друга, создавая эффект резонанса. До мурашек.

Огорчился я тогда само собой. Расстроился было. Не получилось чистенько всю намеченную программу откатать. А напарник одежду выжал и говорит,
- Давай систему подтянем насколько возможно и я еще раз прыгану?! Пусть я цепанул воду, но по факту же переправился?

Логично.

Перенастраиваем систему и повторяем упражнение. Ожидая контакта с водой напарник разворачивается лицом по ходу движения. Первый раз он пришел на спину. Я так же встречаю исполнителя рискованного трюка на низком берегу. Старт! Фигурка под свистящий звук блок-ролликов приближается, увеличиваясь в размерах. Тридцать метров. Двадцать метров. Десять метров. Ноги вместе! Есть касание! Трижды подпрыгнув, как на  лыжах отталкиваясь от воды, экспериментатор оказывается на берегу. Отличное исполнение! Отцепляем героя дня от веревки и переправляемся в лодке обратно к месту старта. Теперь мой черед.

Поскольку я на десяточку полегче от экспериментального прототипа мое выступление проходит штатно.

И вроде бы все - выдох! А нет, еще демонтаж. Существенно  ускорить который можно только подрезав нагружённые веревки. А то мы тут из расчетного времени выбились. Вечереет. Надо только выбрать какое  звено чикнуть. Решаю укорачивать будем основную несущую веревку прямо возле узлов. На стыке где части трассы - а она состоит из нескольких отрезков - соединяются альпинистскими карабинами, этакими овальными  железячками.

- А дальше держим мы значит напряженную веревку возле узлов на низком берегу и  я напарнику нож-раскладуху отдаю. Режь, типа. Сам думаю , сейчас та часть которая вверх уходит хлестанет, а нашу сторону веревок мы удержим. Наивный. Напарник, на полном доверии машет ножом - чирк! А веревка змейкой разлетается в обе стороны с одинаковой силой. И через наши сжатые ладони проскочила. Все какие есть узлы и карабин между пальцев протащив. Трыыыыщ! Обожгло. Я чую указательный на левой руке онемел. Боюсь из перчатки руку вытаскивать. Как в 2001 году, когда зимой подставил по невнимательности руку под удар кувалды. Тогда долго заживало, ноготь слез. В этот раз обошлось. В проточной холодной воде подержал минут десять-пятнадцать. Еще одна картинка совпала...

Такие дела. Сплошное перепроживание ситуаций прошлого. Да еще на выезде из леса забуксовали в том же месте, где полгода назад застряв всю ночь куковали в машине. Пока утром охотники на УАЗике не вытянули. Сейчас же, на адреналине, толкали автомобиль враскачку с криками" раз-два, взяли!", до победного, пока не выкарабкались. А с того места  и до шоссе рукой подать...

пункт 5.

Мне всегда нужно время после событий, чтобы эмоции, кристаллизуясь  в слова, образовали текст. Практически на одном дыхании. Все описываемые события произошли две с половиной недели назад...

Твердое дорожное покрытие создает предпосылки для иллюзии, что казалось бы самое сложное позади. Предстояло преодолеть ночью 200 км до озера , где добывают лечебную грязь и только потом в город, домой.

Вторая бессоная ночь на фоне пиковых физических и психологических нагрузок дается труднее. Спим по очереди. Останавливаемся, выходим подышать. Обмен впечатлениями идет вяло. Организм защищается от лишних энергопотерь.

Очередной раз проснувшись обнаруживаем что светает, а водитель наш присоединился к участию в упражнении "тихий час". На вопрос почему стоим, он предлагает выйти из машины и демонстрирует пробитое колесо.

Логично.

Поэтому до озера добираемся с задержкой. Лезть в грязь не хочется. Зато напарник это делает с удовольствием. Третий участник ехидно замечает, что вот теперь все на своих местах. Плавать еще было прохладно, поэтому макнулись по три раза в воду цвета крепкого чая, зафиксировали исполнение и сушиться. В таком состоянии даже укусы комаров были по барабану. Который, кстати, тоже участвовал в полевом выходе. Пока сплавлялись, я на дарбуке выдавал зажигательные ритмы. И пел мантры. Очень способствует энергичной работе на веслах. А так же попутно успел сделать пять дубовых веников для бани, пока разбирали навесную переправу. В лучших традициях, согласно поговорке про везде успевающего пострела.


Мы доехали до города, разгрузили багаж и даже не позавтракав завалились спать. И спали весь день и всю следующую ночь. С момента старта до момента финиша прошло всего тридцать шесть часов.


Рецензии