Китайская тетрадь. Часть 64

20 ноября 1915 г.  в Хунани родился Генсек Ху Яобан. Учился по учебнику «Тысяча иероглифов» - «Цянь цзы вэнь». Учебник этот появился 1400 лет назад. Был еще учебник - «Список китайский фамилий - «Бай цзясян» (Фамилии ста семей). На самом деле в нем их было 400. По нему дети изучали иероглифы и истории о знаменитых людях страны. Ху Яобан любил и умел говорить, хотя в детстве заикался.

Я обратил внимание на другое: в Китае, как и у нас (Ленин, Свердлов, Сталин, Путин, Медведев) на политическую арену вышли коротышки Линь Бяо, Дэн, Ху Яобан. Он был маленьким, но каждый день делал по 10 тысяч шагов. Карьера его началась с начальника орготдела ВС ЦК КПК (до 1946 г.). В созданном на Севере Китая военном окргуе, он в 1948 г. занял должность начальника политического отдела корпуса.
В один день с Ху Яобаном, но в 1947 году, родился генерал  Юрий Иванович Суменков. Я его знал по Дальнему Востоку, по Райчихинску, где он был начальником отдела, а я куратором отдела от округа.
Нельзя не вспомнить и такую дату.  7 (20) ноября 1910 г. В 6 часов 5 минут, на станции Астапово (ныне станция Лев) умер Лев Толстой. Это его слова: «Граница создала казаков, а казаки создали великую Россию».
Великий Лев Толстой многому научился у китайского философа Лао-цзы, - в частности, не выставлялся, но двигался (развивался). Что примечательно, и физически, так как любил ходить пешком и занимался крестьянским трудом. Он придерживался принципов:

«Стремиться к малому, но достигать многого».
«Не возвышать себя, меньше говорить и следовать естественности». Как говорится: «Будь проще и народ к тебе потянется». Кто поднялся на цыпочки, не сможет долго стоять. Вот и учение Лао, сохранилось только благодаря тому, что автор его творил свободно, без напряжения, не по заказу сверху и не в угоду богачам. Главное, что он себя не возвышал и не навязывал своего учения. Не было у него лишних желаний и бесполезным «карьерным» делом он не занимался, хотя должность, вроде, занимал приличную.

«Не противоборствовать». Этот призыв для нашего времени, для моей работы  трудно приспособить. Нас учили: «И вечный бой, покой нам только снится». Или как в буденновской песне: «И вся та наша жизнь есть борьба». Интересно, когда дерево растет, оно приспосабливается к окружающей среде, ко всем невзгодам природы или борется с ними за выживание. Трудно эти понятия в этом случае разграничить. По Лао человек должен приспосабливаться к миру и как вода огибать все препятствия. Так оно и есть, Все время приходиться приспосабливаться, уживаться, стараясь при этом сохранить свою сущность и назначение. Человек должен следовать законам земли и «не достигнув предела, вернуться к своему источнику».

25 ноября 1882 г. Подписан протокол «Описания границы между Россией и Китаем на участке от верховья р. Нарынкол до перевала Бедель».  Нельзя не вспомнить, что в этот день, в 1899 году японцы захватили порты Дальний и Порт-Артур.  В 1965 году в печати появилось .письмо ЦК КПСС с отражением политики в отношении Китая.  В 1965 году китайцы пытались выйти на остров Киркинский на участке  Хабаровского отряда. Политика на границе настолько обострилась, что СССР были вынуждены в этом году построить новые пограничные отряды. Одним из них был Сковородинский.
28 ноября 1832 года состоялось официальное решение открыть в Кяхте училище монголо-маньчжурского языка Преподавателем стал К.Г.Крымский, студент десятой духовной миссии. Бичурин разработал первую программу изучения китайского языка. В тот период в Кяхте местным пограничным начальником был Петухов, директором кяхтинской таможни – Голяховский.

Должность китайского пограничного начальника называлась – заргучей. Самое главное - в Кяхте был Бичурин и он познакомился с Игумновым Александром Васильевичем, переводчиком монгольского языка. Его отец тоже был переводчиком пограничного правления в Кяхте. Он трижды исправлял должность пристава, сопровождающего наши духовные миссии в Пекин. Сам Александр Васильевич был в Китае бессчетное количество раз. Постоянно жил в Верхнеудинске и составлял большой монгольский словарь.
Крымский как переводчик Азиатского департамента участвовал в переговорах во время экспедиции по Амуру. А когда он умер, то и Кяхтинское училище  прекратило свое существование. 
29 ноября 1917 г. Совет рабочих депутатов в Харбине объявил о взятии  власти в полосе отчуждения КВЖД.

Один из свидетелей событий русско-японской войны писал так: «Харбин, это унылейшая столица КВЖД, превратилась со временем в главный госпиталь страны, принимая каждую ночь до четырех санитарных поездов. Выздоравливающие и отпускники болтались без дела, а самым веселым местом в Харбине считался вокзал с рестораном. Некоторые фронтовики, не выдержав болей, иногда стрелялись ….».
30 ноября 1968 года умер Тао Чжу, заведующий отделом пропаганды ЦК КПК, защитник Лю Шаоци (китайского Хрущева).
В 1949 году в этот день НОАК вступила в гоминьдановскую столицу г.Чунцин.  Кроме наших военных советников, которых одно время возглавлял Василий Иванович Чуйков,  были и другие. Так, в Китае более 10 лет находилась многочисленная группа немецких военных.

Сначала ее возглавлял генерал Бергер, в 1933 году его сменил генерал-полковник Ганс фон Селт, затем генерал-лейтенант Фалькенхаузен. Миссией Франции в Чунцине руководил генерал Пешков, проходивший ранее как Ешуа Золомон Мовш Свердлов. С начала декабря 1948 года в Шанхае действовала американская военная миссия во главе с Паулем Гофманом.
Все переговоры с китайским командованием велись через переводчиков. У Чан Кайши им являлся Чжан Цюнь, у нашего посла Луганца-Орельского - Илья Михайлович Ошанин, известный автор фундаментального китайско-русского словаря.
 


Рецензии