Жизнь поколений. Рассказы технолога. Пиво

   Рассказы инженера-технолога

        Пиво

      В первых двух рассказах я описал начало своей работы в качестве цехового инженера-технолога на Саракташском станкостроительном заводе "Коммунар". Работал на нем я в период с июля 1969 по май 1970 года, до призыва в армию. Добавлю к этому несколько штрихов.
      Автобусы в Саракташе не ходили, и рабочие в большинстве добирались на работу на велосипедах. У проходной за магазином была огорожена территория со стойлами для велосипедов. Причем - не охраняемая. Заезжаешь, ставишь велосипед в стойло, снимаешь круглую бирку с номером и идешь на работу.

      В иной день там стояло до 500...600 велосипедов.  И ни разу за все время ни один велосипед не пропал. Время то советское было.
      А вот зимой было трудно.  Завод рабочих будил гудками. Первый -  в 6 утра. Второй - в 7. Третий - в 7 часов 30 минут. Последний гудок - в 8утра. Проходная закрывалась. Опоздавшие заводчане писали объяснение, а там разбор, со всеми вытекающими последствиями.
      И вот, проснувшись по первому гудку, смотришь в окно, какая погода. Собравшись на работу - опять смотришь в окно. За окном метель, снегу по пояс. Вот и караулишь первого пешехода.
      Увидев первого пешехода, выскакиваешь и идешь следом, по проложенной тропе. Только хитрецов было много, и нужно было иметь терпение балансировать на грани опоздания.

      А весной топали по грязи чуть ли не по колено. К тому же еще овраг заполнялся водой, и приходилось идти в обход лишние километры.
     Зато летом - красота! Сел на велосипед и через 20 минут уже у проходной!
      Отношения с мастерами и рабочими закрепленных за мной участков у меня со временем наладились. Особенно, после одного случая.
      Как я уже говорил, часть станков завод поставлял на экспорт. Поэтому контроль деталей для станков экспортного варианта был на порядок выше. И иногда выходило, что чтобы изготовить 3...5 деталей для экспортных станков, приходилось изготавливать 30... 40 деталей, а уж потом из них выбирать. Поэтому с заготовительным цехом у нас были постоянные конфликты. А деталями для рядовых станков были завалены кладовые участков. Такое положение было на моем сверлильном участке.
      Мы с мастером мучительно искали выход из создавшегося положения.  Наконец я решил, что нужно делать задел деталей экспортного варианта. И еще, после долгих наблюдений, определил, что брак идет от потери жесткости радиально-сверлильного станка.
      Проанализировав ситуацию, мы с мастером решили поступить так...

      С начальником инструментального цеха я был в хороших отношениях. А у него был комплект сборных приспособлений, стоящий дороже автомобиля "Волга". И заказать собрать из него нужное приспособление, было большой проблемой. Заказ на сборку он выполнял дня через два, три (если вообще выполнял). А после смены забирал назад, что бы хромированные детали нн поцарапали или деформировали.
       Я уговорил Главного технолога выписать десять заготовок, сам выписал пять и мастер выписал десять (я мог при отладке процесса списать в брак пять деталей, Главный - десять, но с рабочих удерживалась стоимость материала и оплаты предыдущих трудозатрат). Затем заказал в инструментальном цехе сборное приспособление, гарантировав, что верну на следующий день.
        Мы принесли приспособление и закрепили на столе радиально-сверлильного станка на самом коротком расстоянии от основной колонны.
        Затем я зацепил горизонтальную балку станка тросом крана-укосины. и осторожно, по миллиметру, чуть приподнял, выбрав тем самым люфт, образовавшийся за период эксплуатации.
        Режимы резания были просчитаны заранее по справочнику.

        Мы включили станок и рассверлили первую деталь. Допуска расположения отверстий от баз и между отверстиями были выдержаны идеально. Экспортные калибры тоже показали нормальные результаты. Но, поверхность отверстий не прошла из-за рисок и царапин.
       Вторую деталь попытались развернуть ручной разверткой - опять неудача. Не пропустил экспортный калибр по допуску отверстий.
       И тут я вспомнил. Исполняя обязанности начальника ремонтно-механического цеха, я тоже один раз столкнулся с такой же проблемой при изготовлении детали для импортного станка. И один старый зубр-станочник рассверлил отверстия, поливая при сверлении пивом.
      Но где утром взять пиво? Людей до обеденного перерыва с завода не выпускали. Только руководство. Тогда я попросил Главного сходить и купить. Он от такой просьбы чуть не упал. Но я сказал, что не себе, а детали.

      Через полчаса он принес пиво в солдатской фляжке (где он ее раздобыл, осталось тайной).
      Стали сверлить третью деталь и отверстие получилось идеальным (в чем тут секрет, не понял ни в первый раз, ни тогда. Может кто подскажет?)
      Часам к четырем рассверлили все детали. Мастер тут же их унес в свое хранилище. А мы сняли приспособление, протерли начисто и отвезли в инструментальный цех, к большому удовольствию. начальника.
      Этот эпизод довольно сильно поднял мой авторитет в цехе.

      Однажды, отлаживая какой-то процесс, я заметил Главного конструктора завода. Когда я устраивался на работу, он меня не взял, сказав, что нет вакансий. Теперь же пришел пригласить меня в КБ завода конструктором на целых 120 рублей.
      Я отказался. Он настаивал, говоря, что я похож на подсобного работягу, с исцарапанными руками, в промасленной спецовке, с девяносто пятирублевым окладом.
      Я же отказался окончательно, потому что авторитет у людей, с таким трудом мной заработанный, ценил выше чистой одежды  и прибавки в двадцать пять рублей, чем очень обрадовал Главного цехового технолога...


Рецензии