Любой ценой!

       В отличие от мирного времени, на войне действуют свои законы. Здесь нужно, несмотря ни на что, выполнять поставленную боевую задачу. И очень часто, от выполнения боевого приказа зависела жизнь многих людей. Поэтому, ради спасения других жизней, человеку на войне приходилось рисковать своей жизнью...    

       Осенью 1942 года напряженная обстановка сложилась на Калининском фронте: немецкая авиация, пытаясь нарушить воинские перевозки по железной дороге, резко усилила свою деятельность. Над участками Калинин-Торжок-Кувшиново-Селижарово-Соблаго и Калинин-Вышний Волочек-Бологое-Осташков-Андреаполь почти ежедневно велись ожесточенные воздушные бои. Но сил советской авиации явно не хватало, а немцы с каждым днем увеличивали количество налетов на станции и поезда. Если в сентябре воинами противовоздушной обороны было зафиксировано 3.849 самолето-пролетов вражеской авиации, то в октябре – уже 7.696 самолето-пролетов. Положение с перевозками для войск становилось угрожающим…    

       Поэтому, в помощь ВВС Калининского фронта были отправлены дополнительные силы советской авиации, в том числе несколько полков - из войск противовоздушной обороны Москвы. В одном из полков - 177-м истребительном авиационном полку - служил командиром звена степенный, богатырского роста, с орденом Красного Знамени на широкой груди старший лейтенант А. Д. Печеневский.

       Родился Александр Дмитриевич Печеневский в 1920 году в деревне Сметище Батуринского района Смоленской области. Учился и работал в Москве, окончил планерную школу. В 1940 году окончил 1-ю Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу пилотов, получил звание сержанта. На фронт Печеневский попал в августе 1941 года. С этого же времени он стал летать в звене Героя Советского Союза младшего лейтенанта В. В. Талалихина. Прославленный летчик терпеливо обучал новичка боевому мастерству, после каждого вылета указывал на ошибки, давал дельные советы, часто напоминал о взаимной выручке в схватках с врагом. Талалихин не только в беседах учил взаимовыручке, но и сам  дважды спасал от верной смерти своего ведомого, на деле выполняя священный девиз воинов: «Сам погибай, а товарища выручай».

       Опыт, приобретенный в совместных боевых полетах с Талалихиным, молодой летчик с успехом применял в боях. Свою первую личную победу Печеневский одержал 24 октября, сбив под Подольском Мессершмитт-109. Ещё одного «мессера» он сбил 29 октября вместе со старшим лейтенантом И. З. Тяпиным и младшим лейтенантом И. К. Савостьяновым. Третьего Ме-109 он уничтожил совместно с другим летчиком 4 ноября, а на следующий день лично сбил четвертого «мессера».

       После некоторого перерыва его победная серия продолжилась в 1942 году: 5 февраля в районе Детчино он, в паре с младшим лейтенантом М. Ш. Споркиным, уничтожил Юнкерс-88. А во время налета немецкой авиации на военные объекты Подмосковья 25 июня Печеневский лично сбил ещё один «юнкерс».

       Очень быстро Печеневский успел отличиться и на Калининском фронте: 2 октября, во время очень трудного боя, последовательно схватываясь в одиночку с тремя четверками Юнкерсов-88, он всё же сбил один из них. А вскоре он совершил подвиг…

       Собственно, в тот день, 9 октября, Печеневский не должен был вылетать на боевые задания. По состоянию здоровья его временно освободили от боевого дежурства на аэродроме. Но по привычке, он ходил по аэродрому и старался помочь своим товарищам готовить истребители МиГ-3 к вылетам.

       Вдруг, около 9 часов утра, на командный пункт полка поступило сообщение, что к железной дороге направляется группа немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Летчикам полка предстоял трудный бой. Узнав об этом, Александр буквально упросил командира полка майора А. Г. Панова выпустить его в воздух. Получив согласие, Печеневский вместе с летчиками своего звена сержантами Василием Артемовым, Эдуардом Наливайко и Николаем Фроловым немедленно взлетел и направился к месту предполагаемой встречи с врагом. К слову, летчики звена были достаточно опытными и уже успели отличиться в боях на Калининском фронте: Наливайко сбил 6 октября один Юнкерс-88, Артемов на следующий день уничтожил в одном бою сразу два самолета, - Ме-109 и Ю-88. А сержант Фролов не уступал в боевом мастерстве своему командиру: имея на счету 6 сбитых самолетов, он, как и Печеневский, был награжден орденом Красного Знамени… 

       В это время пара истребителей, стартовавших ранее, уже встретилась с немецкой группой «чистильщиков» из шести Мессершмиттов-109 и вступила с ними в бой. Подошедшее вскоре к месту боя звено Печеневского, сомкнув строй, сходу набросилось на врага. Но немцы вести бой на равных не захотели и поспешно скрылись в облаках.

       Пока советские летчики осматривали небо, по радио им было сообщено, что вражеские бомбардировщики приближаются к станции Черный Дор. Действительно, вскоре, в пяти-шести километрах от станции, на высоте 3.000 метров летчики увидели пятерку Хейнкелей-111 и, не мешкая, пошли на них в атаку. Немецкие самолеты стали как-то странно рыскать из стороны в сторону: их экипажи явно потеряли самообладание при виде советских истребителей. Наконец, у четырех немецких пилотов нервы не выдержали, и они развернули свои самолеты в сторону, пытаясь скрыться в облаках. И только пятый немец настойчиво продолжал идти к цели.

       Этот ведущий Хейнкель-111 пилотировал адъютант 1-й группы 53-й бомбардировочной эскадры «Легион Кондор» 24-летний обер-лейтенант Лиенхард Фухс. Это был очень опытный и смелый летчик. Он прославился ещё в боях над Францией и Англией, неоднократно бомбил Москву, за что был награжден Германским Золотым крестом, Серебряным кубком за отличие в боях, Железными крестами 1-й и 2-й степени, а также Золотым значком за фронтовые полеты. Немецкий ас решил, во чтобы-то ни стало, любой ценой сбросить бомбы на станцию…

       Действительно, станция в тот момент была чрезвычайно заманчивой целью: она была битком забита воинскими эшелонами, гружеными танками, орудиями, автомашинами, боеприпасами. В одном из эшелонов перевозилась на фронт стрелковая часть, - увидев самолеты, солдаты разбегались по станции в поисках укрытия. Стоявший у семафора бронепоезд не мог открыть зенитный огонь, так как рядом с «хейнкелем» находились наши истребители. Жизнь множества людей на станции была под угрозой…

       Между прочим, подобная ситуация уже была пять дней назад от описываемых событий, 4 октября, когда обер-лейтенанту Фухсу и самолетам его группы, удалось разбомбить станцию Осташков. Как это произошло, можно прочитать в немецком донесении о том налете: «…На станции Осташков находилось 5 эшелонов, один из них двигался в западном направлении. Зенитный бронепоезд находился на путях северо-западнее станции. Удачно сброшенные бомбы накрыли всю станцию вместе с пристанционными сооружениями. Несколько попаданий бомб было зафиксировано по эшелонам, путям и пакгаузам, при этом один эшелон загорелся. Один взрыв и сильное задымление возникли вследствие прямых попаданий в пакгаузы. При отлете от цели экипажи самолетов видели три больших пожара с сильным дымом…».

       Да, что бы там не говорили, а летчики Люфтваффе не зря получали высокие награды, и, кто знает, может быть, участь станции Осташков ожидала теперь и станцию Черный Дор?
 
       …Немецкого аса атаковал в это время сержант Наливайко. Боеприпасы у него уже закончились и он, в отчаянии, дважды пытался протаранить «хейнкель». Однако сделать это ему не удалось: в первой атаке он промахнулся, а во второй его «миг» отбросило в сторону струей воздуха от моторов немецкого бомбардировщика.

       Оценив обстановку, Печеневский приказал своим ведомым преследовать уходящих «хейнкелей», а сам решил заняться немецким командиром. Бой происходил уже на высоте не более 500 метров. Однако, как ни старался Печеневский, несколько атак не принесли ему успеха. Немецкий ас искусно маневрировал и никак не давался в прицел. А вскоре и обстреливать его стало нечем: кончились патроны. Как и Наливайко, долго раздумывать Печеневскому не приходилось. Он также решил идти на таран: любой ценой, даже ценой собственной жизни, нужно было спасать людей, находящихся на станции.

       Но и Печеневскому не удалось таранить с первого раза из-за сильных воздушных струй от двигателей «хейнкеля». Снова он идет в атаку и снова его начинает отбрасывать воздушной струей. Всё же ему удалось, не прерывая атаки, зайти сбоку снизу и нанеся удар винтом, отбить консоль правого крыла Хе-111…

       От сильного удара Печеневского выбросило из кабины. Оглушенный летчик, почти теряя сознание, с трудом раскрыл парашют. Его приземление прикрывал Наливайко. Только убедившись, что командир благополучно приземлился, ведомый ушел на свой аэродром. Как оказалось, Печеневский опустился совсем недалеко от места падения немецкого самолета и, конечно же, не отказал себе в удовольствии посмотреть на свой трофей. Вместе с солдатами поисковой команды он направился к упавшему бомбардировщику.

       Серьезно поврежденному «хейнкелю» не удалось сбросить бомбы на станцию. Его пилот пытался вести самолет дальше, но безуспешно: в полутора километрах от станции бомбардировщик рухнул в лес. Среди обломков «хейнкеля» валялись трупы обер-лейтенанта Лиенхарда Фухса и штурмана обер-фельдфебеля Йозефа Курца. Где-то в густом лесу нашли свою гибель и остальные члены экипажа: радист фельдфебель Рудольф Шнайдер, механик унтер-офицер Йоганн Хемпен и стрелок рядовой летчик Герман Юрриес. Надо сказать, что, за исключением стрелка, экипаж состоял из очень опытных летчиков, имевших по два Железных креста. А механик посмертно был награжден даже Германским Золотым крестом. Впрочем, тогда, в октябре 1942 года об этом ещё никто не знал…

       По найденным табличкам на моторах бомбардировщика было установлено, что самолет был выпущен авиационным заводом Хейнкеля в Ораниенбурге 24 апреля 1942 года и имел заводской номер 7333. Выходит, что этот бомбардировщик прослужил в Люфтваффе всего около пяти месяцев…

       Успешно выполнив боевую задачу по охране железнодорожных коммуникаций на Калининском фронте, летчики 177-го авиаполка вернулись на свой аэродром Дубровицы под Подольском и снова заступили на боевое дежурство по защите неба Москвы.   
    
       В феврале 1943 года командиром 177-го авиаполка майором А. Г. Пановым, за мужество и бесстрашие, проявленные при таране вражеского самолета, в результате чего были спасены десятки человеческих жизней, Александр Печеневский был представлен к званию Героя Советского Союза. К тому времени отважный летчик совершил почти 300 боевых вылетов, провел 21 воздушный бой, сбил лично 5 самолетов и в составе групп ещё 3 самолета. Однако, по каким-то причинам, представление к званию Героя не было утверждено вышестоящим командованием. В  итоге, Приказом № 024 по войскам Московского фронта ПВО, старшего лейтенанта А. Д. Печеневского наградили 22 февраля 1943 года орденом Отечественной войны 1-й степени… 

       После окончания войны Александр Дмитриевич ещё долго продолжал служить в различных частях и соединениях ПВО, за что был награжден орденом Красной Звезды. Затем, выйдя в отставку в звании полковника, он, вместе с семьей стал проживать в Подольске, который защищал в грозные годы войны. Там в 2004 году и окончился жизненный путь боевого летчика…


Рецензии
Боевые и геройские летчики ВВС КА, как правило, не были обделены наградами. - В отличии от пехоты и других родов войск. Удивляет факт того, что истребителю Александру Печеневскому не только "зарубили" представление на высшую награду за боевые вылеты и сбитые вражеские самолеты за действительно настоящий подвиг! Наградной лист на орден Ленина был "занижен" до Отечественной войны. Может быть у него не хватало еще сбитых самолетов или не время еще было для массовых Героев? А может быть причиной могло быть предвзятое отношение начальства, политотдела или особиста части? Спасибо. Пишете грамотно, тема раскрыта полностью. С уважением,

Алексей Шелемин   10.12.2018 14:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей, за положительную оценку моей работы!
С уважением,

Олег Каминский   10.12.2018 18:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.