Пиратские истории. Глава 46

46. О ФЛИБУСТЬЕРАХ ОТ КАПИТАНА БИЛЛИ

Здесь я позволю себе отступление от последовательного повествования некоторыми общими замечаниями на тему сложившейся обстановки в районе Антильских (Карибских) островов. Конечно, время было уже не то, но Испания по-прежнему собирала «золотые» и «серебряные» флоты, в которых драгоценностей было столько, что любой государь Европы, а то и все сразу готовы были продать душу дьяволу, чтобы отнять, если не все, то хотя бы часть этих сокровищ. Флотилии тяжёлых галионов, именуемых «золотыми» или «серебряными» флотами, по-прежнему везли богатства Нового Света в Кадис.

(От редакции, к сведению интересующегося читателя.
В первые десятилетия колонизации Нового Света суда обычно в одиночку совершали трансатлантические рейсы. Однако уже через тридцать лет такие походы из-за корсаров и флибустьеров стали совершенно непредсказуемым делом. Владельцы судов города Севилья обратились в 1522 году к королю (Карл V) с просьбой о защите. Это привело к созданию системы конвоев. С владельцев судов, курсирующих через Атлантику, стали  брать налог (avena), который шёл на постройку кораблей, защищавших морские пути.

Первыми получили сопровождение караваны, ходившие между Испанией и Азорами. Но уже в 1526 году было принято решение, что и трансатлантическое судоходство должно охраняться конвоями. Опуская переходный период «для ясности», отметим, что с 50-х годов XVI века (появление галионов) конвой состоял из четырёх и более галионов. Они сопровождения сначала стали называться «Armada de la Guardia», а с 1580 года эти корабли были выделены в отдельный флот под названием «Атлантический флот» /«Frmada del Mar Oceano»/.

В конечном итоге это сложилось в два традиционных конвоя. Один загружался мексиканским серебром и золотом в Веракрусе и назывался «Новая Испания» (Nuova Espana). Другой – «Тьерра Фирме» (Terra Firme) – брал груз золота и изумрудов в Картахене, а затем отправлялся в Портобелло или Нобре-де-Диас в Панаме. Там он добирал сокровища из Перу и Чили, которые доставляли  через Панамский перешеек на мулах. Караваны встречались в Гаване и вместе возвращались домой огромной флотилией, насчитывающей часто от 90 до 100 судов.
Если везло, и не случалось ураганов, гигантский конвой, подхваченный пассатом, шёл через Флоридский пролив в Испанию.)

Капитан Билли поведал мне, что чуть ли не с самого открытия Нового Света  Англия, Франция, Голландия и Дания плевали на Испанскую монополию. Они, как волчья стая, пытались оторвать себе кусочек от испанских богатств.
В то же время выходцы из этих стран или сбивались в разбойничью ватагу,  когда это было выгодно, или действовали в одиночку. Поэтому акватория Карибского бассейна превратилась в арену постоянных боевых действий то частных шаек, то кораблей этих держав.

Сначала французы подвергли ревизии монопольное право Испании.

(От редакции для читателя: этот период длился с 1530 по 1559 годы.  Франсуа Леклерк /? - 1563 /нагнал страха на испанцев на островах Эспаньола  /ныне это Гаити/ и Пуэрто-Рико, где разграбил беззащитные прибрежные поселения, потом то же самое проделал с Сантьяго-де-Куба, потом захватил Гавану. Здесь за 18 дней обобрал жителей до нитки, и в итоге, уходя, сжёг город дотла. В 1556-м он грабил Ямайку. В 1559-м году в Шато-Каомбрези Франция заключила мир с Испанией.  Если читатель думает, что всё прекратилось, то это глубокое заблуждение. Грабёж продолжался уже под другими флагами).

За французами тем же занялись англичане.

(От редакции для читателя: этот период продолжался в явном виде 1560 по 1620 годы. Здесь, не надо думать, что английские пираты подчинялись временным границам, которые установили историки. Они появились тут уже в 1519-м году. А прошло лишь четверть века после Колумба.

Сначала это были каперы или корсары, которые получали от правительства грамоту на грабёж /Это называлось грамота или  свидетельство. В нем указывалось: кто друг, кто враг, определялись условия дележа добычи/. Число тех, кто оставил свой кровавый след в бурной истории Антильских островов столь велико, что перечислить всех их довольно затруднительно. Наибольшей известности в этой галерее добились Джон Хоукинс /Плимут,1532-1595/, Френсис Дрейк /1540-1596/, Томас Баскервилл /?-1552 /, Уолтер Рейли /1552-4?–1618/. 
Конечно, Хоукинс был больше купец, но с корсарской грамотой. Он  сначала пытался торговать на беспокойном рынке Карибского бассейна. Френсис Дрейк проходил у него стажировку в корсарском ремесле в 1570-1596 годах и своими «успехами» значительно превзошёл «учителя». Томас Баскервилл, пришедший на смену Дрейку, уже был тенью своего наставника.

В 1577-1580 годах Дрейк совершил кругосветное плавание с успешным захватом одного из городов Эспаньолы /нынешние Гаити/ -  университетский город Санто-Доминго. Тайно был высажен десант в несколько сотен головорезов. Несмотря на высокие стены, его ворота были открыты, а гарнизон насчитывал всего 30 кавалеристов. Пираты вошли без потерь.  Губернатор бежал. Дрейк потребовал от города  200000 дукатов. Город  смог собрать лишь 25000 дукатов. Дрейк приказал уничтожить город.

В 1595 году Рейли захватил Тринидад. Затем британцы обратили своё внимание на Ямайку. В 1597 году под командованием Антони Ширли произошло первое крупное нападение на остров. В Пуэрто-де Кагуйа /нынешний Пасидж-форт/ был высажен десант из 250 человек. Он двинулся на столицу Ямайки – Сантьяго-де-ла-Вега. Испанский гарнизон обратился в бегство. Корсары ограбили город и оставили после себя руины и пепел. В 1598 году был разграблен Сан-Хуан.

В 1600 году корсары вновь напали на Ямайку, но уже с другой стороны. Следующий набег опять на Сантьяго-де-ла-Вега был совершён уже в 1643 году  под командованием Уильяма Джексона. Корсарам так понравился этот «райский остров», что несколько десятков удрали с кораблей, перейдя на сторону испанцев. Они  навсегда поселились на острове.)

Следующий этап грабежей был голландским - 1620-1640 годы.

(От редакции для сведения читателей: голландцы основали колонию в Америке – Нью-Амстердам и захватили Гвиану. В 1624-1625 годах они ограбили Пуэрто-Рико. Всех затмил Питер Питерсон Хейн, известный под именем Пит Хейн. Сын рыбака дослужился до главнокомандующего флотом голландской Вест-Индской компании. Он прославился захватом «серебряного» флота. Пит Хейн со своей эскадрой умудрился спрятаться в районе Матанса к востоку от Гаваны. Нападение было произведено настолько стремительно, что в испанском караване из девяти галионов даже не успели пустить в ход артиллерию. В результате в Европе даже пошатнулось доверие к испанским банкирам.)

Конечно европейские государи  смотрели сквозь пальцы на «подвиги» таких «уважаемых» ребят, как:  Дрейк, Инглед, Морган, в том числе Д, Граммон (он сгинул в штормовом море вместе с командой в 1686). О нём тебе лучше расскажет Джерри. Он любит такие романтичные  истории. Кроме этих звонких имён в грабежах участвовала ещё и целая плеяда менее известных своими «удачами» парней разных национальностей, которые бороздили эти воды себе в прибыток, при этом не забывая о доле своих монархов.
 
Однако эти времена великих грабежей постепенно сходят на нет…
               
Мои записки о наших приключениях писались несколько позже происходивших событий. Это позволяет взглянуть на них уже более осмысленно. Здесь я должен поставить читателя в известность.

Предыдущая война, а теперь начавшаяся (за испанское наследство) так наводнили регион военными кораблями соперничающих держав, что пиратам – более мелким хищникам, несмотря на весь возможный соблазн разбогатеть, показалось в это время  весьма опасным бороздить те же воды. Тем более что губернаторы Тортуги и Ямайки (Порт-Ройял) по указаниям своих суверенов, отказывались принимать корабли флибустьеров на стоянку. После  совещания флибустьеры решили перебираться в Южное море (так пираты называли Тихий и Индийский океаны). Конечно, на «Гонце» не знали обо всех этих обстоятельствах. Он под всеми парусами летел к новым испытаниям судьбы. Над ним низко пролетали на запад,  клубясь, тяжелые дождевые тучи, которым не было  видно конца.

Капитан был мной доволен. Ему практически не приходилось вмешиваться в мою навигацию. Мимо острова я не промахнулся.

Светало…

Наблюдатель из «гнезда» сообщил:

- Вижу остров.

На дек под непрекращающийся дождь вышел наш капитан Билли с трубой:
 
- Да, это – Фернаду-ди-Норонья. Смотреть в оба! Артур, поставь ещё парочку наблюдателей, а то налетим на какую-нибудь скалу.

Проходя мимо острова, мы заметили два корабля, которые отстаивались в восточной бухте.
   
Билли рискнул и наугад поднял «Весёлый Роджер». Нам ответили тем же.
Положив «Гонца» в дрейф, он отправил на разведку и за новостями незаменимого Джерри. В этот раз я остался на корабле. Вместо меня тот  прихватил с собой бочонок виски для контакта.
 
Шлюпка отсутствовала полдня. Под низкими, постоянно низвергающими молнии с громом и  непрекращающийся дождь тучами, мы терпеливо ждали новостей. Изредка до нас доносились между раскатами гневного неба пение уже хорошо известных читателю «пиратских тостов».
 
Когда старший офицер вернулся, день уже давно перевалил за половину.
Прилично набравшийся Джерри, икнув, произнёс, прежде чем отправиться спать:

- За птицу удачи и золота звон,
Чтоб не был к нам злобным суровый закон…

Потом, сделав над собой усилие, сообщил нам три важных вещи:

- Первая – мнение наших коллег:  сейчас в карибском бассейне крейсера Англии, Голландии, Испании и Франции специально охотятся за нашим братом. Драться с крейсером себе дороже. Лучше поймать ветер и куда-нибудь подальше…
   
- Вторая: «со дня на день» «серебряный» флот выйдет из Каракаса. Испанцы уже загрузили сокровища, а французы сосредоточены для охраны каравана.  (Мы не знали, что это была эскадра Шато-Рено, с которой мы, так же не зная об этом, счастливо разминулись  в Санта-Круз на Тенерифе). Они уже давно стоят на рейде, дожидаясь похода.
 
- Третья: на Барбадосе отстаивается английская эскадра под командованием адмирала Бен-Боу. В подчинении эскадры,  ожидаемой в Карибском море вот-вот,  для охранения и перехвата местных  коммуникаций противника действуют фрегаты. Они уже здесь. С одним из них под названием «Ураган» они имели дело. Им командует лорд Гарри Кавэт (для читателя: если он не забыл - отец Эдди и мой дядя).
 
(От этой вести я чуть себя не выдал…)

Капитан Билли, услышав последнее, заявил:
 
- Вот и денежки сами пришли… Теперь наша задача так пересечься с лордом-капитаном Гарри, чтобы встреча состоялась к взаимному удовольствию…

http://proza.ru/2022/10/20/1632


Рецензии
Добрый день, уважаемый Александр!
Вижу, пока финала не видно? Интересное произведение, ждём продолжения!
С теплом,

Марья Марецкая   13.12.2018 11:38     Заявить о нарушении
Да, до финала истории ещё порядочно страниц. Как только будут готовы, то, естественно, они появятся на Прозе. С наилучшими пожеланиями, АЧ.

Александр Черенков   14.12.2018 14:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.