В краю кузинских уток. Долгий Луг - Длинный Дом

1. СВЯЩЕННЫЕ ЕЛИ

Чусовая – особенная река. Не только потому, что прорывается на запад сквозь Каменный Пояс. Это Река Народов, река древней эры Переселения. И потому по этой реке "текут" названия, данные народами и племенами, в разное время бывшими хозяевами на Реке Теснин.

Путешественник сразу обратит внимание на её притоки - чусовские "утки". К Чусовой бегут Дикая Утка и Утка Демидова (Старая Утка), Верхняя и Сухая Утка. Ниже по течению священной Чуоси дарит свои воды Утка Межевая. Утиный край!

И в этом краю когда-то была деревня Кузинка, о которой напоминает посёлок Кузино.
Попробуем вслед за племенами переселенцев проследить за полётом "кузинских уток" на Чусовой.

*** КУЗИНКА У СЛОБОДЫ ***
Нынешняя станция Кузино появилась от полустанка "Разъезд № 68", который возвели в 1909 году при строительстве Уральской горнозаводской железной дороги.
Полустанок построили в шести километрах от деревни Кузинки, "на месте покосов, принадлежавших кузинским крестьянам". Откуда среди Уток взялась Кузинка и где она была?

Иванова Е.Э. в топонимическом словаре "По Чусовой" утверждает, что ранее деревня была частью села Слободы, и что эта часть местными жителями называется Кузинка.

У села Слобода в Чусовую впадает Утка Верхняя (Утка Яковлева – по фамилии владельца новоуткинского завода). Однако автор словаря Иванова объявляет её … Кузихой:
"Кузиха, р. (л.). Впадает в Чусовую у бывш. д. Кузино (сегодня это часть с.Слобода), от которой и получила название". Интересный поворот!

Есть, конечно, речка Кузиха, приток Ревды в бассейне Чусовой, которая извивается незаметной ленточкой в лесах под Сокольим камнем, но не у Слободы. Так Кузиха или Утка?

Вернёмся к деревне и её "дорогому имячку". Есть простая версия о том, что деревню назвали по имени первопоселенца, Кузьмы. Тем более, в "краю кузинских уток" в начале XVIII жил рудознатец Кузьма Сулей, первооткрыватель знаменитых Гумёшек, медного рудника.
Почему это простая версия? Потому что так объяснить легче всего.

Е. Иванова пишет, что в основе названия лежит "личное имя Кузя - уменьшительное от Кузьма". Что-то подобное встречалось не раз.
А.Иванов, писатель-культуролог, пробовал объяснять русское название деревни Бабенки, означающее "малую заставу", личным именем некоего пермского "князя Бебяка".

Название Билимбаихи по той же причине непременно будет от личного имени некоего "бая Билима". Это уже не смешно, а удобно – поди докажи, что таких бебяков и билимов точно не было. Зато Кузи были почти в любой деревне!

Народы, носители языка, "переселяют" имёна и названия при продвижении от одних до других земель. Кто мог давать имена чусовским речкам, деревням, камням и горам?

*** СВЯЩЕННЫЕ ЕЛИ ***
Первыми хозяевами на Реке Теснин были предки коми. Попробуем финно-угорскую версию, посмотрим на карте России "кузины деревни" и речки.
Мы найдём деревни Кузино в Пермском крае – в Берёзовском, Кунгурском и Большесосновском районе (южнее Очера).

В Беломорском районе Республики Карелия мы отыщем Куз-реку с истоком в Нижнем Куз-озере. Куз-река протекает по болотистой местности, в которой практически нет дорог и нет населенных пунктов. Среди крупнейших притоков этой реки – Куз-ручей.

Карельское слово kuuzi, финское kuusi, эстонское kuusk, саамское слово кусс означают одно и то же. Слова с финно-угорскими корнями КУЗ (КОЗ), куза, кууси, куужи, КУЖ (КОЖ) попросту говорят о ёлке, а точнее – о священной Ели. Где деревня – там и погост, а погост у северных людей был в "елоцьё-окомельё".

Как тут не вспомнить красивую еловую дорогу от Коуровки до села Слобода!
Кузино – значит, ельник? Не так всё просто.

2. КОЗЬМА ИЗ КУЗИНО

Кузино может происходить от слова Кузьма или Козьма. Имя "Козьма" - древнее и непростое. В Нижегородской области есть речка Кузома, которая впадает в Оку около деревни Лохани. Другая река, приток Вологды, носит имя Козьма!

Финно-угорские языки относятся к языкам с таким строем, при котором основным способом словоизменения является "приклеивание" различных суффиксов или префиксов (формантов), и каждый из них несёт только одно значение.
Например, формант –ма лингвисты Востриков О.В., Матвеев А.К. приводят к значению "вода". Его присутствие в слове Вохма "даёт возможность переводить это слово как "лесная река", или "река", протекающая в лесной болотистой местности".

"Места поселения именовались словами, связанными с водой и лесом, и это определялось древними верованиями финно-угорских народов" – говорит топонимист С. Шарабарина.

По словам Ключевского: "У поволжских финнов особенно развит культ воды и леса. Мордвин, чуваш, находясь в чаще леса или на берегу глухой лесной реки, чувствует себя в родной религиозной сфере".
Наверное, по сердцу я поволжский финн!

Древняя "мордва" спасалась от набегов "в леса вбегоша". "Лесные люди" ставили деревни в глухих ельниках, в недоступных, заболоченных местах.
И мне радостнее всего побыть "на берегу глухой лесной реки" – там нахожусь в своей тарелке.

Козьма – значит ли "еловая река"? Нет, скорее, она просто ДОЛГАЯ.
"КУЗ/ КОЗ" означает ель. Однако "КУЗЬ/КОЗЬ" значит длинный.

*** КУЗИНЫ ДЕРЕВНИ ***
Древние люди путешествовали по рекам и по волокам, от истоков одних рек - к истокам других через водораздельные хребты. И это приводило к появлению новых племён, переселению народностей – а вместе с ними названий и имён. Какие племена принесли Кузинки и Кузихи на Чусовую? Может быть, чудь заволочская?

Финно-угорские племена до прихода славян населяли Север, в том числе Вологодчину.
Софья Шарабарина поясняет, что "ещё в древности из волжской системы в двинскую по реке Вохме и ее притокам через сузёмы шел ряд волоков из одной реки в другую".

Реки Юг и Северная Двина вели к Беломорью, в Архангельск. Водный путь соединял и с Вяткой.
К VII веку близ Вятки сформировались первые народности племён удмуртов, марийцев и коми.

Интересно, что на волоках возникли Кузины деревни!
Вы обнаружите деревню Кузино в Каргополье Архангельской области, и деревню Кузино на Малой Северной Двине напротив Великого Устюга.
Вблизи древнего княжего Сугорья и Кирилло-Белозерского монастыря на Вологодчине стояла деревня Кузино - на левобережье реки Шексны.

Поволжские финны на своих землях оставили нам имена реки Козинки, притока Соти в Ярославской области. Интересно, что на берегу этой речки стоит деревня Коза. Да и древний город Козельск явно был назван не в честь рогатой разбойницы, грозы огородов.

3. ПО СЛЕДАМ МЕРИ

В середине I тыс. н. э. в междуречье Оки и Волги образовались племена мери и мещеры, мокшан и муромы, эрзян.
Их потомки с Волго-Вятского междуречья и Прикамья проникали на Уфу, Сылву и Ирень, Чусовую.
Племена эрьзи расселялись в Предуралье с верховьев реки Волги и Белой.

Меря говорили на мерянском языке, близком к языкам соседних финно-угорских племён - марийскому, эрзянскому, мокшанскому. Сколько слов и фамилий осталось в нашем языке от потаённого племени!

Когда идёт ледовая шуга по реке, слышно, как она шумит. Шуга на языке мери значит "гремящий, шумящий". Такие простые слова как лямка и чарочка – мерянские.

В деревянный резной стаканчик наливали медовуху, "пуре" – и эта "чарашьска" обходила по кругу всех за столом. "Чары" – на мерянском значит колесо, круг. "Чарочка по столику похаживает…" -
слово "а(ш)ська" означает ходи-ка, шагай.

Возьмём нашу ревдинскую "еловую речку" Кузиху.
Кроме того, что корень слова из финно-угорских языков, гидроним –ИХ, -ЕХ указывает на возможное мерянское происхождение слова, означая реку, течение реки. Как могли попасть на Урал мерянские названия?

*** УРАЛЬСКИЕ СЛЕДЫ МЕРИ ***
Мерянские и марийские слова пришли на Урал вместе с племенами марийцев.
Попробуем поискать в уральских названиях следы из языков мери!

Дед Мазай, спасавший зайцев, имел исконное мерянское имя от "мазый" - красивый. Так появился и Можайск - от мазая. Как тут не вспомнить речку Мазинку, приток Билимбаихи.

А реку Билимбаиху (бывшую Теленбаиху и Телимбаиху) могли назвать от корней слов "телен" и "телим". Сывороткин М.М. отмечает, что на языке эрьзи телень означает "зимний". Касательно слова телим, он пишет, что племена мордвы "в X–XIV веках в летнее время работали на ухожаях, в зимнее время… переезжали на постоянное местожительство в телимы - "зимницы".

Близ деревни Кузинки и устья Верхней Утки в Чусовской Слободе было селение Маёвка. Вспомним речку Козьму, приток Вологды. Селение Майское находится у истока той самой реки. Так же и Маймеры на Волге близ Углича.
На старо-черемисском языке слово "май" означает случай, случайный. Так марийцы могли называть временные поселения, в т.ч. на волоках.

Интересны мерянские названия "плотвичных" рек - арзамасской Серёжи, Большой и Малой Серги в Нижегородской области. Такова и наша река Серга, приток Уфы!

Речка Куба пересекается с железной дорогой от Михайловского завода до станции Сказ. Нет, сюда не приезжал с визитом Фидель Кастро. Просто на мерянском слово куба означает старуху, а кубабай – бабушку.

Ключ или родник меряне назвали бы Лисва, а на эрзянском – Лисьма. Может, так и к Лысьве ключик найдём?

*** ПОВТОРЯЯ ЛЮБИМЫЕ НАЗВАНИЯ ***
"Лух, да Палех, да речка Ландех" - присказка о жителях дремучей ивановской глуши.
Меря – древний финский народ, от которого, наряду со славянским, произошло великорусское племя центральной России. Меря ушла от нас навсегда, растворилась в северных славянских пришельцах.

Начальная летопись указывает, что она жила по берегам озёр Ростовского и Переяславского, а также около г. Суздаля.

"Обилие водных путей, пролегавших по многочисленным притокам Оки и Волги… облегчало сообщение первоначальных обитателей Мерянской страны; это же самое богатство водных путей усиленно привлекало сюда славянскую колонизацию".

С рубежа Х-ХІ веков "колонисты двигались как с верховьев Оки, через землю вятичей, так из Новгорода, по верховьям Волги" – говорит С.К. Кузнецов.

Северная граница Мерянской земли, по мнению А.С. Уварова, шла по реке Сухоне, чрез леса и болота Вологодчины и упиралась в реку Шексну. Западная граница соприкасалась с землями вятичей и кривичей.

Пермские племена граничили с мерянской этнической территорией с северо-востока. "На востоке граница эта слипается с теперешними черемисскими поселениями" – писал в 1910 году топонимист Кузнецов.

Важное его замечание: "Меря под напором славянской колонизации медленно отступала на восток и северо-восток, всюду повторяя одни и те же любимые названия рекам и населенным местам".

Повторяя любимые названия! Так меря уносила с собой Родину…

4. ДОЛГИЙ ЛУГ

Когда едешь на электричке до станции Кузино, после Коуровки с моста открывается вид на долину реки Утки. Речка как ручей, извилистая, протекает в широком овраге. А как здесь назвали бы деревню марийцы?

Они назвали бы её Куженёр – есть такая деревня в верховьях реки Немда в бассейне Вятки, там же есть река Кузенёрка.

*** ДЛИННЫЙ РУЧЕЙ - ДОЛГИЙ ЛУГ ***
По-марийски, ручей или овраг с ключом называется "энгер", в искажённых случаях – инир, енёр, ангир, енгур, унжа. К юго-западу от Котельнича, старого марийского городка Кокшарова, близ речек Унжи и Ошмы стоит деревня Кузенёр.

КУЖУ, КУЗЬ на марийском означает длинный.
Кузенёр, куженёр - "длинный ручей" (текущий в овраге).

Предполагаю, что русские колонизаторы могли переименовывать деревни с марийскими именами Кузенёр, Кузинёр попросту ...в Кузино!
Иначе как объяснить, что именно на мерянских и марийских землях столько деревень Кузино?

Кузино — деревня в Лухском районе Ивановской области. Деревни Кузино стоят на берегу реки Ветлуги в Кировской области и на берегу речки Галашихи в Костромской области.
Кузино – имена многих и многих деревень в Нижегородской и Новгородской областей, на Рязанщине и Смоленщине, в Твери и Ярославской области.

В.А. Жучкевич поясняет: "Имя реки закреплялось в названиях прибрежных поселений, урочищ. Чем шире оно закреплялось, тем древнее было название. Река в этом случае получала имя от названия местности в целом, а затем и поселению давалось то же имя".

Русский аналог Кузенёра для названия деревни - Долгий Луг!
На мерянских землях стояли деревни Долгий Луг в Ивановской области (между Пурехом и Палехом, близ Нижнего Ландеха), Долгий Луг близ Рыбинска и устья Шексны на Волге.

И у нас были такие "кузинки", "кузенёры" на Чусовой. В окрестностях села Кын и реки Бабенки остались урочища Долгий Луг. Интересно, что на Сылвице – Долгий Лог (!)

*** БОГАТСТВО, ЗДОРОВЬЕ ИЛИ ВЕРА? ***
Данные топонимики, по мнению Галкина, Серебренникова и Матвеева, подтверждают непосредственное соседство предков коми и марийцев. Конечно, можно при желании присмотреться к другим уральским названиям, которые могут иметь мерянские, марийские корни.

Например, Шаля и Шамары.
Шала - это частица чего-либо рассыпанного, разбросанного; так в Вятке называли мелкие починки по 5—8 дворов.
В слове "шамары" слышно название горных марийцев мАры (в отличие от луговых марИ).
И вообще оно похоже на Самару (где встречаются мерянские топонимы!). Однозначно истолковать на марийском или мерянском это слово сложно.

С одной стороны, оно похоже на ярославское Чемерино, владимирское Чамерево. Меря и марийцы-язычники, сохранившие свою древнюю веру и заветы отцов называли себя "настоящими, истинными" среди тех, кто принял крещение. Чи (че), чин, ча- значит "настоящий, истинный".

Видимо, Шамары – это место такое, где чтут старую веру народы - и мари, и русские. Ныне в них располагается один из центров старообрядчества

С другой стороны, марийцы, подобно булгарам, иногда называли себя "серебряными", т.е. богатыми. "Ши-" у них означало серебро. Значит, богатые черемисы жили когда-то в ярославском Шимарово.
Там же, близ Ярославля есть и Шумарово, от "шу-" – здоровый, крепкий.
А ешё есть слово "шомарь" - черника. Вот и пойми эти Шамары…

5. КУЗИ - ДЛИННЫЕ ДОМА

"В странах же Иафета сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы". (Повесть временных лет)

Кузино – очень непростой топоним. Порой кажется, это маркер поселений древних людей на землях Северной и Центральной России. Чем дальше исследуешь появление топонимов Кузино, тем глубже погружаешься в историю заселения Русского Севера, Волги и Прикамья.
Может, это просто совпадения – но какие!

Так, на берегах озера Большое Кузино, на берегах рек Мсты и Увери в Боровичском крае были поселения людей в период неолита, около 9 тысяч лет назад.

*** ЛЕСНЫЕ ВСАДНИКИ ***
В бронзовом веке, с конца IX по III век до н. э., на среднем Поволжье и в бассейне Камы расцветает Ананьинская культура, праматерь последующих культур и народов.

Среди ананьинцев были и низкорослые, плосколицые типичные монголоиды, и представители европейского типа. Предположительно, в северо-восточной части ананьинской общности формировались пермяне (предки коми и удмуртов), а в западной — волжские финны.

Ананьинцы, "лесные всадники", принадлежали к финно-угорской языковой группе. Они занимались скотоводством, охотой, рыболовством и собирательством. Занимались ткачеством, прядением, умели изготавливать посуду и керамику, обрабатывать кожу и кости.

*** КУЗИНСКИЕ ХУТОРА И МЕДВЕДЬ***
Две близкие культуры раннего железного века, Ананьинская в Волго-Камье и Дьяковская в Волго-Окском поречье, привели к появлению костромской мери и ветлужских мари, автохтонов Костромской земли.

К IX-X векам марийские племена расселились по левобережью Волги и достигли на востоке реки Вятки. Их составляли носители городецкой культуры и соседние пьяноборские племена.

Археологи из Марий Эл в 2014 году исследовали могильник Кузинские хутора эпохи Средневековья, расположенный близ г. Шарья на коренной террасе речушки Кузинки, притока реки Ветлуги.
Там обнаружены погребения с сожжением, связанные с населением вымской культуры, близкородственном предкам коми. Интересное соседство и связь выявляется между марийскими племенами и коми-пермяками.

Ананьинцы в своё время освоили чёрную и цветную металлургию, бронзолитейное и кузнечное дело! Потомки "лесных всадников" умели изготавливать арочные подвески с изображением стилизованного ростка (Пермское Предуралье IX–XI вв), и с прорезной основой (ломоватовская культура VIII–IX вв.)

Оказалось, что на Кузинских хуторах вместе с типично марийскими древностями Ветлужско-Вятского междуречья обнаружены вещи пермского облика!
Т.Б. Никитина сообщает: "Особый интерес представляет фрагмент литой пряжки с изображением головы медведя в жертвенной позе".

"Пряжки с изображением медведя относятся к диагностирующим угорским признакам (Могильников, 1985). …Учитывая их важное семантическое значение, такие изделия не могли быть предметом обмена, а только связаны с расселением носителей".
Они встречаются на Урале, в Сибири и Пермском Предуралье.
(Т. Б. Никитина. Финно-угорское население Костромской области в начале II тыс. н. э.: новые материалы)

Получается, "кузинцы" действительно были древними кузнецами! Благодаря литым пряжкам с медведем в жертвенной позе из Кузинских хуторов отчётливо проявляется расселение близких финно-угорских народностей по Волго-Окскому поречью, на Вятку и в Прикамье.

*** ДЛИННЫЙ ДОМ ***
Первый могильник ананьинцев открыт в 1858 году П.В. Алабиным и И.В. Шишкиным у села Ананьино близ Елабуги. Ананьинцы вели осёдлый образ жизни. Они возводили наземные бревенчатые жилища. Жить общиной – не просто слова.

На поселении Конец Гор близ устья Чусовой обнаружены "длинные дома", разделённые на секции, с расположенными по их продольной оси очагами.

Интересно, что путеводитель Ф.П. Опарина от 1936 года говорит о том, что когда-то в деревне Пермяковой существовали дома с делением избы на две части от входа с улицы, как у пермяцких селений верхнего Прикамья.

А ведь Длинный Дом – это ключ!

*** КУЗИНА ГОРА ***
На западе, на месте Курской и Брянской области проживали племена юхновской культуры.
У этой культуры проявляются связи с землями на Оке и Смоленщине.
Б.А. Рыбаков в Брянской области у села Вщиж исследовал Благовещенскую гору - древнее юхновское святилище-крепость, большое и сложно устроенное, с языческим капищем. Священным животным юхновцев считался … Медведь!

Одним из селений юхновцев было городище Кузина Гора. Оно занимало мыс, выдающийся к реке Сейм, с крутым склоном, спускающимся к неширокой террасе над поймой реки. Снова нам попалась древняя "кузина деревня" родственной культуры с поречьем Оки.

И для юхновской культуры характерны жилища столбовой конструкции – "длинные дома". Причём, по данным археологов, "ещё до раскопок старики рассказывали, что в этом месте якобы "жили стары люди, у которых был один на всех длинный дом, кольцом окружавший деревню".

Те, кто родился в СССР, могут это легко себе представить. Во многих районах Москвы, Свердловска и других городов в эпоху панельного домостроения порой возводили "круговые" пяти- и девятиэтажки.

А.Е. Алихова исследовала городище в 1955 - 1961 годах:
"Параллельно внутренней оборонительной стене были сооружены два узких (4 - 5 м) длинных коридорообразных дома, кольцом опоясывавших все городище. Внешние стены домов состояли из глубоко вкопанных бревен… Окруженная двумя "длинными домами" площадка городища была плотно застроена наземными постройками столбового типа". "Длинные дома" юхновцев были скорее для обороны, чем для жилья.

Топоним Кузино обнаруживается на местах городищ предков марийцев и племён родственных культур. Древние люди, потомки ананьинской культуры, на поселении ставили "длинные дома" с секциями, в которых умещалась родовая община.
На марийском и мерянском языках "КУЗЬ" означает длинный.

Общежития для семейных соединялись с мастерскими и кузницами, помещениями для скотоводов и охотников. Они дополнялись святилищами. Особо почитался Медведь – "предок всего рода".
Получались "кузи" – длинные дома, а внутри них - "кузины деревни", Кузинские хутора. Так получается?

*** КУЗИНСКИЕ УТКИ В ЗАУРАЛЬЕ ***
Интересно, что "кузины" деревни" встречаются на волоках. Волок в междуречье – это же перекрёсток торговых дорог!
Близ озера Большое Кузино, о чём пишет Галанин А.В., в средние века были древние водные пути "Мста - Тверь" из Новгорода на Ильмене на Волгу.

В верховьях Чусовой, в Уткинской Слободе близ устья Утки были старинные пути в Сибирь, к верховьям Исети и далее на восток. Неслучайно там возникла когда-то деревня Кузинка?

Я не удивился, когда прочитал работы о найденных мерянских топонимах в Сибири.
Если уж потомки мерян и марийцев смогли добраться до Урала, то почему бы им в Сибирь не проникнуть?

P.S. Кузинские утки полетели в Зауралье.
Южнее истоков реки Средний Утяк стоит деревня Кузинка Лебяжьевского района Курганской области. Рядышком - озеро Кузино и ещё одно…, правильно, Медвежье!

(В статье использованы материалы сайта merjamaa.ru)


Рецензии