Выступление на 21 Аверкинском фестивале

                Фото Татьяны Говенко. Шафторка, 2018 год

На 21-м  Аверкинском фестивале с благословения Галины Васильевны Аверкиной мною были переданы музею песни Аверкина А. П. мои очерки из серии «Моя Аверкиниана» со следующим речевым комментарием.
Представленные очерки являются результатом народного исследования, проведенным своего рода волонтерами, земляками Александра Петровича Аверкина.
Целью нашей работы было докопаться  до истоков таланта композитора.
Понять, какие процессы общества сформировали сгусток его дарования, так ярко взорвавшийся и прославивший наш скромный по меркам истории уголок Рязанско-Тамбовского края.
Чтобы разобраться в множестве вопросов и загадок нашего околотка деревень, на традициях и культуре которого формировались личность и дарование Александра Петровича, надо вернуться  к историческому аспекту вопроса.
Наш околоток деревень, (термин прижился с легкой руки собирателя русского народного костюма Сергея Глебушкина),  культурой своей, говором, обычаями резко отличался от окружающего населения.
Население деревень Салтыково, Студенец, Каменка, Шафторка,
Новая было завезено на наши земли, полученные боярином Петром Самойловичем Салтыковым в вотчину, в первой половине 17-го века и использованы им для с целью организации бутного промысла.
То есть переработки леса, выжиганием его для производства поташа.
Благодаря сплошным вырубкам лесных массивов мы имеем возможность любоваться с Вами нашими полями и просторами.
Последним приобретением где-то в 1620-е годы боярина было население деревни Новая, о чем свидетельствует и её название.
Народ был привезён из села Черкутино Владимирского уезда Московской губернии.
Примерно тот же путь проделала и деревня Шафторка.
её также объединяла с окружающими деревнями общая песенная культура, окающий и цокающий говорок.
Но Шафторка была менее замкнута ввиду того, что находилась расположением своим вдоль Большой дороги, почтового тракта ведущего из Щацка в Спасск.
Церковный приход деревни Шафторка также относился к Шацкому уезду.
В силу сказанного население деревни раньше перестало в говоре своем окать, цокать, а также терять другие элементы своей самобытности.
В деревню Шафторка вышла замуж уроженка деревни Новая бабушка Александра Петровича Аверкина. Варвара, в девичестве Александрова, по деревенски Шумкина.
В браке с Егором Аверкиным, пришлым в Шафторке человеком, родился сын Петр.
Мамой композитора была уроженка семьи Котыховых-Морихиных Анна.
Часть фамилии её Морихины была также деревенским сленгом.
Поскольку Котыховых было много в деревне и надо было как-то отличать их.
Предание говорит, что в конце 19-го века родилось в семье у одного из рода Котыховых девять братьев, потомки которых с течением времени потеряли родство между собою.
В результате приведенных фактов можно констатировать, что талант Александра Петровича на 75% сформирован спецификой культурного наследия деревень Новая и Шафторка.
Но также нельзя отрицать возможную роль 25% крови, доставшуюся от деда Егора Аверкина и, возможно, сыгравшую роль катализатора.
Я родился в глухой деревушке Жульевка, расположенной в 6-7 километрах от Шафторки.
Моя юность пришлась на вторую половину 60-х годов прошлого века.
И в  моей юной памяти сохранился куль гармони и баяна, царивший в деревнях той поры.
В деревне только-только появилось  электричество, семиметровые телевизионные антенны…
Имя Аверкина только начинало приобретать всесоюзную известность.
 Но оно еще не было на слуху.
Но что-то до боли родное звучало в проигрышах баяна при звучании частушек в исполнении ансамбля «Ярославские ребята».
И лишь много позже пришло сознание и знание того, что музыку для Ансамбля была написана нашим земляком, уроженцем Шафторки Александром Аверкиным.
Мотивы нашей сторонушки были положены на ноты и были услышаны огромной страной Советов.
Я всегда зачарованно смотрю запись интервью Александра Петровича, размещенную на сайте «Композитор».
Там Александр Петрович очень просто, с нескрываемой гордостью говорит очень простые слова на вопрос, где он родился.
- В деревне Шафторка….
Он не создавал легенд о своем происхождении, не искал голубой крови в потомках своих.
В отличии от многих своих современников.
 А потом пришла известность на Родине малой.
 Композитор приехал к землякам. Была теплая встреча. Угощение…
Колхоз зарезал барана…
Народ тянулся в клуб…
Люди помнили Александра Петровича парнишкой в военное лихолетье…
Да притом в окрестных деревнях была масса разных степеней дальности родственников.
В деревне Новая это были Александровы-Шумкины-Рябинкины…
В деревне Шафторка многочисленные Котыховы-Морихины…
Родственники в деревне Ряньзя…
И повсюду неравнодушные люди.
Любящие свою малую Родину, умеющие гордиться ею и славить её.
Они помогли по крупицам восстановить ту ауру, в которой проходили детские годы композитора.
Хочется назвать их имена:
Татьяна Глазкова, Полина Ковалькова, Татьяна Рябинкина из деревни Новой.
Надежда Тужилина из деревни Шафторка.
Николай Никитич Назин, фотолетописец деревни Ряньзя, которому исполнилось только что 90 лет.
Хочется выразить им глубокую благодарность за их неравнодушие.
Наш коллективный труд вылился в несколько очерков, которые я передал на этом празднике музею..


Рецензии