C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Баба Зина. Судьба попутчицы

 Поезд тронулся.В окне вагона Люба увидела,как мимо поплыли дома,деревья,фонари...
Напротив Любы сидела пожилая женщина с большими печальными глазами.
-Баба Зина,-представилась она и стала доставать из хозяйственной сумки банку с вареньем,бутерброды,говоря при этом:-Не побрезгуйте угощением,девонька.
Отказать этой обаятельной женщине Люба не смогла.
-К маме,небось,едешь?-спросила баба Зина и,получив утвердительный ответ,добавила:-Само собой понятно,каникулы...
Немного помолчав,она продолжила разговор:
-А я к своему старшенькому еду,он теперь в другом городе живёт,важным стал,женился.Внучок у меня годовалый,вот всё о нем и думаю.Да и невестка хорошая,дай Бог всем таких...Сын про меня не забывает,вот в гости позвал.Сама-то я живу с дочерью,в институте учится.Замуж бы пора,но только она и не собирается.На меня,видать,насмотрелась,всю охоту отбило.Муж мой,покойный,крепко пил.Водка его и сгубила.Детки ещё малые были.Так и вырастила их одна,помощи ждать неоткуда.У сестёр свои семьи,а значит,и заботы.А мать я раньше мужа похоронила.
Казалось,что баба Зина говорила сама собой.Но Люба её внимательно слушала,заинтересовавшись судбой этой доверчивой женщины.А та между тем продолжала:
-Мать простила меня,горемычную,в аккурат перед своей смертью.Замуж-то я, хоть и поздно, но без её благословения выскочила,потому и на свадьбе она не была...Засиделась и так я в девках, уж за 30 мне тогда было, перед людьми совестно, надо было лет на десять раньше семью заводить, да как то не получалось. Младшая я, надо было матери по хозяйству помогать,а потом уже о себе думать. Учиться в город тоже поздно поехала да и то вскоре на заочное перевелась. Помню,заявление в ЗАГС подали,обратно поехали.Коля-то шофёрил тогда на грузовой машине.И вот тряхнуло меня на кочке,да так сильно,что лоб в кровь расшибла.Видать,знак какой был.Сижу,плачу.Тут Коленька по голове погладил.Ну а больше ласки от него и не припомню.Теперь вот и тебе могу сказать:надо мать слушаться,девонька,надо,она плохого не посоветует.-Тут баба Зина вздохнула.-А Коленьку своего я всё же любила...
Поезд подошёл к очередной станции.Посмотрев в окно,Люба увидела,как небольшой мальчонка дразнит большого лохматого пса.Тот лениво увёртывается,дружелюбно помахивая хвостом."Тоже забава",-послышался ласковый голос бабы Зины,которая также обратила внимание на мальчонку.А как только поезд начал набирать скорость,стала опять рассказывать:
-Детство-то у меня война украла.Жили мы тогда в деревне.Из детей в семье седьмой я была.Отец погиб в сорок первом.Мать одна нас поднимала,старшие сёстры за мной присматривали.Той поры особо-то я не помню.Но вот одно никак забыть не могу.Когда года четыре мне было,за мной бык погнался.Я через забор полезла,да подолом зацепилась,кричу,плачу.Страху тогда натерпелась.Но всё обошлось.Сняли меня с забора соседи,а дома от сестёр попало:не шастай где не надо.Да ещё думали они,что я платье порвала.Но платью тому ничего не сделалось:из трофейной материи было сшито,что тётя моя с войны привезла...Голодное время было,а вдобавок ко всему и холодное.Сколько ни топи,стен не отогреешь.Сказывали,что у тех кто при интернатах жил,волосы за ночь к стене примерзали.Вот как,девонька,выживать приходилось.
Люба уже дремала,а баба Зина никак уснуть не могла.Память настойчиво возвращала её к прошлой жизни.Вот с подругами идёт в школу,которая находилась за несколько километров от той деревни,где прошло детство.А дорога к школе-через лес,так что часто приходилось бежать без оглядки,боясь голодных волков...А вот она уже и сама-мама, ведёт сына за руку в школу.На прощание целует его в щеку,а он стеснительно утирается своей маленькой ручкой:не засмеяли бы однокашники,не прозвали бы "маменькиным сынком"...Вот она,погостив в деревне,возвращается в город,а вслед ей машет рукой и крестит сухонькая старушка,и больше свою мать живой она не увидит...
-Хорошо,что дом в деревне сохранили-мамина память,обращаясь к своей молодой попутчице,размышляет баба Зина,словно не догадываясь,что та её уже почти не слышит.-Каждое лето с сёстрами там бываем.И сын туда приезжает иной раз,дом обновлять помогает...Он,сын-то,по характеру мне ближе,чего не скажешь о дочке.Та упрямая,вся в отца...
Баба Зина отломила от бутерброда,оставшегося на столике,маленький кусочек,машинально сгребла крошки в ладонь и отправила их в рот.Она неторопливо жевала и чему-то улыбалась,видно,всё-таки вспомнив что-то хорошее.А может быть,эта светлая улыбка на её лице была вызвана мыслью о предстоящей встрече с внуком и сыном.



На основе реальных событий. Напечатан 19июля 2001г в газете"МГ"гПетрозаводска.


Рецензии
Хорошая, историко-бытописательная, жанровая и очень жизненная проза... Сколько таких историй, надрывных, затронувших душу их героинь и в которых запечатлены страницы прошлого... со всеми их маленькими радостями и большими переживаниями... спасибо, Натэлла.

Константин Челлини   25.01.2020 11:57     Заявить о нарушении
Благодарю Костя!

Натэлла Пак   25.01.2020 17:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.