Впечатления после чтения. Инесса Ганкина

Впечатления после чтения – мысли и рассуждения, навеянные прочитанной книгой и записанные по свежим следам. Это не критический разбор, а мое читательское отношение к тексту и автору.
Итак, "Плоскости времени" – электронная книга, сработанная на очень высоком уровне.
С первых страничек текст совершенно органично соединяется с черно-белыми фотографиями, не уступая им в выразительности. Автор не спешит – давние дела украшают подробности и впечатления свидетелей. С выводами в таком случае можно и не торопиться.
Это книга - воспоминание? Нет, скорее книга – свидетельство. О прожитом времени, нравах, о людях, с которыми оно совместно прожито. О близких людях, в большинстве своем уже ушедших или отдалившихся. О многообразии жизненных впечатлений и созревшей необходимостью доверить их перу и бумаге:
«Перевести дух. … И вдруг почувствовать, что это пришло».
Героиня есть и зовут её, конечно, Инесса. Однако до конца книги и автор, и героиня будут жить своей жизнью. Это нормально. Соединить себя с героиней своего повествования до конца невозможно. И не нужно. Для героини важен авторский взгляд со стороны. Иногда и не самый ласковый. Что в книге и присутствует.
Знакомое дело – запахи и вкусы блюд детской пищи. Инесса права - не той, которой хотелось бы, но, по мнению взрослых, необходимой растущему организму. Не упомянут, разве что обязательный рыбий жир. За кем правда – выходит за взрослыми, раз мы выросли и живем дальше.
В детстве - конечно, конечно – сказки! Пушкинские творения - до сегодняшнего дня помню их наизусть, читал сыну и скоро буду читать внукам. А как они были иллюстрированы! Словом украшение и оправдание ночного одиночества. А бы добавил от себя строчки вначале про керосиновую, а затем и про электрическую лампу. Инесса лишь созналась про испорченное зрение.
Освоенному одиночеству посвящена отдельная глава. Вообще же краткие, законченные, отточенные главы – безусловное достоинство книги. По сути это маленькие эссе. Хотя филологи, вероятнее всего, со мной не согласятся и упрекнут - пусть так и будет.
Инесса и медведь – история привязанности к большой мягкой игрушке. Это уже закладка внутренних тайников в запасники доброты. Кто лелеял мягкую игрушку, на мой взгляд, уже не мог быть беспощаден к людям. Со всеми их «щедротами»…
Вот и пошли стихи. Расположились среди прозы и фотографий.
Ход удачный – стихи ведь мало кто читает, особенно чужие. А тут надо прочесть обязательно, чтобы не потерять нить сюжета:
В детском парке,
где важные дамы в панамах
под присмотром отцов
свои первые в жизни берут рубежи —
три ступеньки движения вверх…
В стихах можно смело обращаться со временем – оно не станет возражать. В отличие от нас…
Черно - белые фото, в силу контрастности, выразительнее цветных. И не размываются в памяти.
Значительный момент – продолжение жизни Инессы в семье тети, куда она попадает, оставшись без родителей. В книге это событие выглядит простым, естественным и единственно возможным, а вот в нынешней жизни всё уже не так складно.
Исправляю оплошность перед желающими прочесть книгу. Для них ссылка: 59097de615ba1f0700d0bcb3.epub.
Итак, Инесса стала жить в семье родной тети. Казалось бы - трудные годы, известные проблемы с жильем и удобствами, небольшой достаток. Но ведь брали же сирот к себе и воспитывали рядом со своими детьми; отчего же в наше «достойнейшее» время это уже утраченный ресурс - и как бы не навсегда! Теперь так не живут – у соседки на время учебы останавливалась дальняя молодая родственница и в первый же день украсила комнату плакатом «Люби себя». Чем, в общем, она и занималась. И создание самое семьи становится уже делом сложным и необязательным.
Инесса права: больничные запахи, сохранившиеся в памяти – а память цепко хранит и запахи – при уходе из жизни близких людей куда неприятнее, чем они, возможно, есть на самом деле.
В 13 главе ряд особенностей, на которых считаю нужным остановиться. На самом деле в Беларуси почти каждый небольшой городок может быть назван еврейским местечком, даже если самих евреев жило в нем куда меньше, чем самих белорусов, русских и украинцев в совокупности. И всех их легко можно было объединить простым и емким, совершенно демократическим по сути определением «обыватель». Такими были, к примеру, мои родные Костюковичи. Бытовой антисемитизм имел место на уровне говорильни и анекдотов, но анекдоты особая тема, прошедшая через время. Лучшие из них я услышал от друзей-евреев… А вот с понятием еврейская диаспора я столкнулся совсем недавно, познакомившись с неторопливой, рассудительной философской прозой Григория Померанца в «Записках гадкого утенка». Только тут до меня дошло, что я спокойно взираю на всё это взглядом представителя «титульной нации», которой погромы не грозят; вот только сказал бы мне кто, на кой черт мне нужно это определение и кто до него додумался? Почему в Беларуси не прижилась культура государственного четырехязычья – в главе «Язык» Инесса приводит снимок витрины магазина с рекламными вывесками на всех четырех языках, отмеченных на гербе БССР 1927 – 37 годов. Государственный язык, скорее, признак почвенности, чем диаспоры. Но – сворачивать с нормальной дороги на непроторенную и уходить от цивилизации, кажется, давно уже стало нормой нашего руководства.
А не то, упаси господи, и швейцарцам можно было уподобиться.
Упомянутая Инессой договоренность раввина и священника, в результате которой погром миновал их местечко, могла бы стать притчей, но подробности этого интереснейшего события отсутствуют. О, кажется, я нечто покритиковал!
Мне показался примечательным воспитательный метод в виде длинных назидательных разговоров. Верно – это куда хуже порки ремнем. Занудство – великая сила, хотя я сам ею не владею.
О путешествии в Грузию – к 1984г. у меня уже был опят девятилетнего проживания в этих краях, включивший поездки в Азербайджан и Армению. Это ценный отрезок жизни, богатейший на впечатления.
И совершенно очевидно, что стихи, посвященные этим поездкам, волей-неволей приобретают кавказскую велеречивость, где глубина чувства полностью замещается значимостью и очарованием:
Бьют барабаны, солнце жжет.
И, камень громоздя на камень,
еще вчера, казалось, Бог
здесь землю создавал руками.
Возможность съездить в иные страны у Инессы, как и у меня в свое время, как бы приоткрыли нечто неизведанное, без которого личность теряет очень и очень многое.
С чем я её от души и поздравляю.
Мой принцип: читайте и обрящете.


Рецензии