Осенняя песня или Дежавю

                П.Чайковский. «Октябрь. Осенняя песнь»
                из цикла «Времена года» для фортепиано

  Был тихий дождь.
  Я помню, осень была.
  Помню аллею, золотую, широкую. Чёрное мокрое зеркало-асфальт, и в нём – отражение этой осени.
  Я шла по этому зеркалу медленно и осторожно. Как в сказочном зале из далёкого сна проплывали деревья, к моим ногам падали их золотые слёзы: всё зеркало было усыпано ими. Они мешались со слёзами неба, и всё сливалось в один долгий, тихий плач.
  Я помню, была счастлива. Душа моя растворялась в тихой песне дождя и пела вместе с ним о вечном: что после смерти я всё равно буду жить и однажды упаду золотым листом к ногам идущего по этой аллее, вот также, как я сейчас.

  ... яркий свет, звуки... тёмная гладь воды, синева, облака, ветер в лицо… и смех, и птицы, и солнце, и впереди надежда и радость...
   
  Всё как бы прощалось и говорило: «Помнишь, помнишь?.. Всё когда-нибудь кончается, и каждое мгновение неповторимо. Но есть такое чудо – память. Теряя что-то в жизни, ты обретаешь это в памяти своей. Ты уйдёшь, но образ твой не исчезнет с лица этого пейзажа и навсегда останется в памяти вселенской. Помни всё!..»

  ...тьма вокруг, неизбежность вокруг, но отчаянной мелодией рвётся из сердца отчаянный порыв, я слышу так и не вырвавшийся крик, вижу далёкий силуэт...
и ужас от сознания конца, и безысходность, и безумие, и холод...

  «Осенняя песня» П.Чайковского, поразительная, падение-разговор, разговор чьих-то душ… И я будто слышу его в этой музыке: там (лист упал) – та? («Где?..»), там (другой упал) – та? («Ты?..»), там (ещё упал), та-та-та-там–та-та…(«Не будет больше нас!..»); та («Но…») – там (лист упал), та («Мы…») – там (другой упал), та-та-та-там–та? («Ведь будем вместе?..»). Ведь «там» – это аккорд, заключающей в себе всё – вечность! И души наши – будут во всём. Или просто будут - там, вместе… Но сколько тоски и боли!..

  ... Тихие струи омывают меня, льётся тихая песня, и на зеркало бесконечной золотой аллеи падают листья – быть может, души когда-то счастливых или страдающих. Кем были вы? И что помните?..
Бесконечность звучит...

  ... Я помню тихий дождь.
  Было время прощания...

(1981-2017)


Рецензии