Моё последне посещение деревни

               
Слово деревня у меня всегда обязательно ассоциируется, и  происходит невольное сравнение других сельских поселений с деревней Андреевка, села Великокнязевка, Белогорского района, Амурской области. Это маленькая деревенька, даже и не помню из скольких улиц она состоит ,потому боялся бродить по дерене и заблудиться во время «исследований территорий». Но она является Родиной моего отца, где жили моя бабушка, крёстная, тёти, двоюродные братья, сёстры. Где меня, наконец, тайно от родителей крестили. «Дело рук» бабушки. Эта деревня была моим «пионерским лагерем» до десяти лет.

Домик бабушки к моему последнему посещению Андреевки уже исчез как сооружение, остался только заросший бурьяном участок. Да и последние годы бабушка жила у крёстной в будущей летней кухне. У меня в деревне в детстве был один постоянный маршрут: от крёстной к бабушке и от бабушки к крёстной. Больше никуда в «целях безопасности» не ходил.

Деревня стоит на берегу реки Зея, которая (правда, не знаю с какого языка) переводится как Бешеная, а, может быть, её так назвали в народе за буйный нрав безо всякого перевода. Её «укротила» немного  сейчас Зейская ГЭС, но течение на ней осталось ого-го. А если учесть (чтобы было с чем сравнить) её ширину и полноводность, то Дон будет поменьше. Даже не брать в расчёт скорость течения.
Бабушкин домик стоял на высоком берегу реки. А вот купания в ней я почему-то не запомнил, хотя она была вот тут, совсем рядом. Видимо, я был послушный ребёнок. Дедушку я запомнил за одним постоянным, как мне тогда казалось, занятием, он заготавливал дрова на зиму. Смотрел на реке проплывавшие деревья, брёвна, большие палки и, на всегда готовой «приступить к работе» вёсельной лодке, вылавливал их из воды.

Однако, какого-либо на лодке катания я  тоже почему-то не помню. Видно, считался сильно малым, и меня не привлекали к хозяйственным работам.
У бабушки в доме запомнилось несколько детских моментов, словно фотографий или кинороликов. Первое, конечно, это чай с шиповником и молоком, немного сладким, я сильно сладкий чай до сих пор не люблю, хотя конфеты и другие сладости «употребить не дурак». Кашу-малашу из свежих яиц с песком около крыльца «варил». С десяток яиц, наверное, «ухайдокал» О, это уже видеоролик! Но на меня страх наводили иконы у неё в доме, они отдавали чем-то тёмным, таинственным, а это пугало. В огороде маковые головки обламывал и ссыпал из них содержимое прямо в рот. И постоянно булочки с маком из русской печки то у бабушки, то у крёстной.
Когда последний раз приехал, то русская печь стояла памятником старины, а у неё «в нутре» было что-то наложено ненужное, как и сама печь. И руки не доходили развалить её, и пользоваться ей не пользовались, даже иногда. А мне, почему-то, стало обидней всех за «кормилицу»!

Когда спросил у крёстной о маке, которого не увидел растущем у неё в огороде, она сказала, что наркоманы не дают спокойно ему вырасти. Но главное, она сказала, что не мак жалко, Бог с ним, а то, что они весь огород перетопчут и всё «переговняют».

Вот плавно перешли к моему «деревенскому пристанищу». Приезжал я в деревню к бабушке, но жил в большей мере у своёй крёстной тёти Фени, сестре отца.
Там тоже осталось несколько запомнившихся эпизодов. Раз «по молодости» пошёл искать корову Зорьку. Зачем? Соскучился! Неизвестно куда бы забрёл, если бы не внимательные деревенские девчонки, вернувшие меня «на родину». При дойке меня часто поили молоком прямо из-под коровы, после чего делал сливки на сепараторе. Обрат отдавали телятам. Это то, что в городе называют молоком. А приёмчик «из высшей лиги» кормления прямо из-под коровы попробовал уже взрослым, так мне ни разу в рот молоко не попало. Видно, мастерство растеряли … Или я постарел … А в соседней хате меня крестили. Организовала это таинство бабушка, пока отец-коммунист «прохлаждался с женой на югах».

Вообще, и русская печь, и здоровое питание с огорода закладывали во мне заряд здоровья на весь следующий год.

Последний раз я приехал с дочерью, я чувствовал, что оказии больше не представится, и я взял её с собой в командировку, выкроив время заехать в любимую деревню.

Странно, что дорогу на речку помнил в деталях, даже ров и за ним поворот к реке, а вот, что купался в ней и как, из памяти вышибло напрочь!  Почему речка, так называли все эту «бешеную реку» запомнилась только издали? Непонятно. Хотя точно знаю, что ходил купаться с двоюродными сёстрами.
А ещё запомнился один эпизод.

В тот год (наверное, это был всё же 1963 год) Зея сильно разлилась и немного даже подтопила дорогу из Великокнязевки до последней точки автобусного маршрута Андреевки. Поэтому автобус «сократил» свой путь. И я, а мне не было и 10 лет, пошёл один путь в 7 километров! Это не считая того, что меня одного высаживали в Белогорске на ж/д вокзале, и я сам шёл «по головному навигатору» к тёте, живущей, в общем-то, недалеко от вокзала, но возраст! Эти моменты как раз относятся к той ранней самостоятельности, величину которой родители нам определяли.

И вот, много лет спустя я приехал в тот райский уголок моего детства. И меня встретило что-то новое, не совсем привычное моим воспоминаниям.
Первым нас с дочкой встретил у ворот дома какого-то серого, пепельно-дымчатого цвета «домовёнок» лет четырёх. Затем из калитки вышла его мама. Ею оказалась дочка старшей дочери крёстной, а «домовёнок», соответственно, моим троюродным внуком!

Время было предобеденное, поэтому «мужика» надо было кормить и укладывать спать, такой был у него режим. А перед этим провести процедуру умывания. Когда его всего помыли, иначе бы получилось бы что-то двухцветное, это оказался такой милый ребёнок! Который, однако, к вечеру превратился снова в пепельного цвета домовёнка с блестящими глазами.

У них в деревне была ещё одна особенность. Прежде всего, надо отметить, что в радиусе 50 километров запах асфальта здесь никогда и не знали. А пыль на дорогах была до того мелкодисперсная, что при проезде по ней редкого автомобиля, пыльное облако поднималось и  висело над дорогой и прилегающими к ней окрестностями минут пять! В этом облаке, а также в слое будущей пыли, лежащей приличным слоем на дороге, и терял свой естественный цвет наш мужичок.
 
Последнее посещение было лет 30 назад, а сейчас она вообще, наверное, исчезла с  географической карты …


Рецензии
Трогательный рассказ, пронизанный ароматом
времени и теплом детского сердца...
Удачи и лёгкого пера, Валера!

С уважением, -

Ирина Христюк   25.07.2018 22:20     Заявить о нарушении
Поправьте в названии: "дЕревни".

Ирина Христюк   25.07.2018 22:21   Заявить о нарушении