Мать и сын

ЗАРИНА ОТРАДНАЯ - http://www.proza.ru/avtor/zarinaotradnaia - ПЕРВОЕ МЕСТО В 100-М ЮБИЛЕЙНОМ КОНКУРСЕ ДЛЯ НОВЫХ АВТОРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

Вариант 1
   Она часто видела сны о детях. Сны были яркие, радостные. Иногда снилось, как она ведёт старшего сына в первый класс. Вокруг цветы, люди, разноцветные шары, улетающие в небо. Чаще снился младший сын. Вот она везёт его на санках из детского сада. Идёт снег. Сын звонко смеётся, ловит снежинки и кричит: «Мама! Смотри!». От этого зова она просыпалась. Тревога наполняла сердце и бередила душу.

- Как он? Не болен  ли?- думала мать, посылая безответный вопрос в тишину. Но лишь шуршание шин за окном да звук проходящего поезда были ей ответом.
   Слепота наступала постепенно, но неумолимо. Вначале ей казалось, что туман опустился на город и не даёт пробиться лучам солнца. И когда приходил сын, она просила его быть осторожным на дороге.

- Нормально видно, нет никакого тумана,- говорил он.

       Но мать не верила. Однажды, проснувшись, долго ждала рассвет. Решила посмотреть время, щёлкнула выключателем, но свет не озарил комнату. Она подняла глаза на люстру, и где-то, очень далеко, увидела крошечную светлую точку. Сердце больно сжалось, перехватило дыхание.
- Господи! Неужели я ослепла?!- воскликнула мать.

 Лишь темнота и тишина окружали её. Она долго плакала, прислушиваясь к звукам за дверью. Ждала сына, чтобы поделиться своим горем.

   Но время шло, и надо было начинать учиться жить по-новому. Она ощупью шла в кухню, чтобы сварить себе обед. Зажигала плиту. По крошечной светящейся точке догадывалась, что газ горит. Потом проверяла рукой, часто обжигаясь.

  Сын приходил раз в неделю. Приносил продукты. Обычно это была полбулки серого хлеба, два детских йогурта, иногда пакет молока. Ей не хватало этого, но она ничего не говорила ему, боясь обременять своими просьбами. Она стала экономить и без того малое. Когда варила суп, то брала одну картофелину, отваривала её в кожуре отдельно, потом очищала и крошила в суп. Каждый раз от полбулки она оставляла один кусочек, чтобы порезать его на сухари. Пережившая войну и голод, она знала, что крошечные сухарики спасали жизнь. Есть она стала раз в сутки – в обед. Утром и вечером пила по полбокала молока, если оно было, или просто кипяток. Иногда сына не было по две недели. Каждое утро она просыпалась, заправляла кровать, протирала пол, потом садилась у окна и ждала. Бесконечно ждала сына. Его шаги узнала бы из тысячи других.

  Она прислоняла к лицу его рубашку, чтобы уловить родной запах, и плакала.
Постоянно плакала, тоскуя по всем родным, ушедшим в мир иной. Когда хлеб заканчивался, мать доставала сухарики. Один сухарик на завтрак, один- на обед, один- на ужин. Попросить соседей купить ей хлеб она не могла, не было денег. Её пенсию по доверенности получал сын.

- Сыночек, что же ты так много работаешь,- сказала она однажды,- я тебе и вечером стучу, и ночью иногда, а тебя, видно, и дома нет.
Сын жил рядом, и балконы соединялись. Но сын давно женился и ушёл жить к жене. Мать не знала об этом и всё надеялась, что однажды он скажет: «Давай, мам, я к тебе перейду».
Или заберёт её к себе.

Но время шло, а в её жизни ничего не менялось. Вот только стала быстро уставать. Слабость накатывала волной и заставляла всё время лежать. Даже когда резала хлеб на сухарики, задыхалась. Сильно и больно давило слева, отдавая под ребро.

 Перед сном она всегда просила судьбу и Бога хранить её детей и внуков:
- Силы Небесные! Силы Земные и ты, Господи! – шептала она.- Вы всемогущи. Храните моих детей и внуков от злых людей и страшных болезней! Храните от войны и беды! Храните от предательства и одиночества! Не дай мне, Господи, пережить никого из моих детей и внуков.

Последнее время ей стали сниться мать и отец. Она бежала, задыхаясь, им навстречу. И просыпалась.

    В то утро она проснулась раньше обычного. Хотела подняться, но неведомая сила отбросила обратно на подушку. Очень кружилась голова. Мать полежала, выравнивая дыхание. Осторожно села, растирая онемевшую руку. Держась за стены, прошла в ванную, умылась. Добралась до стола в кухне и потрогала лист с нарезанными сухариками – высохли ли они.

     Резко и сильно закружилась голова…
Так, лежащую на полу в кухне,  её и обнаружил приехавший через два дня сын.

Когда сотрудники ритуальной службы выполняли свою работу, они не смогли разжать худенькую, высохшую руку, в которой был зажат крошечный серый сухарик.


Рецензии