Залет

Полностью придуманная история.

В старое доброе время начальники штабов (адъютанты) эскадрилий и полков не летали, эти должности были нелетными. Кому-то надо было писать в летных книжках, инструктировать караулы, строить личный состав и заниматься всей наземной работой, до которой у летчиков-командиров зачастую просто не доходили руки.
Позже, в  60-е годы  появилась мысль укомплектовать в эскадрильях полное звено управления из двух пар (командир, замполит; замкомэска, начальник штаба), и начальники штабов авиационных эскадрилий стали назначаться из летного состава, начальники штабов полков по-прежнему не летали.
В начале 80-х, когда фронтовую авиацию подчинили пехоте, а самолеты испачкали идиотским камуфляжем, началась новая кампания. В пехоте путь к командиру полка лежал исключительно через должность начальника штаба (НШ). Именно НШ, познавший тяжесть штабной работы, караулов, борьбы с личным и особенно с рядовым составом, представлял лучшую кандидатуру для пехотного командира. Но в авиации НШ не летали, и назначить начальника штаба на летную должность командира полка было невозможно!  В пехоте с уровня выше комбата в иную технику, кроме УАЗа или командно-штабной машины, вообще никто не садился. Но если там проблему «посадки танка с остановленным двигателем» можно решить при навыках одного «полета» в год по праздникам, то авиации раз в год в самолет лучше совсем не садиться!
Но решение было принято - начальники штабов авиационных полков стали назначаться из летчиков, готовя резерв будущих командиров. Если на уровне эскадрильи влияние земных забот было заметным, но не столь значительным, то выше успешно совмещать две стихии было уже невозможно. Все это не в обиду начальникам штабов - многие из них были отличными людьми и летчиками, просто огромный объем наземной штабной работы не оставлял времени достаточно часто летать, готовиться к полетам и конечно менял психологию.
Теперь о конкретных событиях. Конец лета первой половины 80 годов. Разгар интернациональной помощи дружескому народу. Н-ский авиационный полк (не помню, апиб или иап) готовился к очередному боевому вылету. Удар «по координатам», т.е. координаты и описание цели заданы заранее - севернее города Хост, в районе характерного выступа границы с сопредельным государством – отдельная крепость в малонаселенной долинке на восточном ответвлении ущелья в форме трехконечной звезды. Далее на восток - горы и граница. По плану удар выполняла шестерка: группа подавления ПВО – пара командир и замполит полка, и ударное звено во главе с начальником штаба, хотя обычно он летал на удары третьим в звене командира.
В горах особых проблем с ориентировкой нет, видимость отличная, сверху все как на карте. При ударах ближе 100 км обычно никто не рисовал линию пути и даже не считал точно курс, (это обычно делал только художник-прапорщик, готовивший карты ударов к постановке задач – штурман научил). В лучшем случае цель обозначалась на полетной карте точкой или кружочком. Но это у ведущих, у ведомых не было и того - привыкли «сосать» крыло и бомбить по разрывам и кукареканью ведущего - мол цель в стольких-то метрах от первых взрывов. В горах видно далеко!
В описываемом ударе, как это и бывает в любом происшествии, совместились вроде бы не очень важные детали, в своей совокупности определившие дальнейшие события:
- группа подавления ПВО была с РБК-250 (кассетная бомба, начиненная мелкими килограммовыми бомбочками), от них не стометровые дымы, а только вспышки и небольшая пыль;
- ударная группа следовала за ней на пятиминутном интервале (и этой пыли не увидишь);
- во главе ударной группы был начальник штаба;
- чуть далее по пути на юг было очень похожее трехлучевое ущелье, восточное ответвление которого переходило в обширную долину (правда  уже на территории запредельного государства).
По вполне естественным законам природы начальник штаба, не особенно вникший по причине иных проблем в особенность удара, при подходе к цели разрывов группы подавления ПВО не обнаружил.  Первое, ущелье, где и была цель, замечено не было.  Зато впереди по курсу быстро нашлось так похожее  второе, выйдя на которое и, повернув  налево на восток, группа оказалась над долиной, протяженность которой не явилась достаточно весомым аргументом для сомнений! «Преодолев приграничную ПВО», группа успешно нашла «похожую» на описываемую в боевом распоряжении цель, и нанесла удар. По тем же законам природы промахов почти не было!
При возвращении домой самолеты все же были засечены радиолокационным постом на нашей территории, но в связи с наличием ответа системы опознавания «свой-чужой», шума не было, свои истребители ПВО не поднимались, и группа благополучно приземлилась на аэродроме вылета. После получасового затишья, началось мелкое волнение. Первыми заволновались особисты. Обычный их интерес, кто с кем спал, и что кому продал, коснулся вдруг и боевых дел. Немного позже забегали политики.
Привожу результаты опроса участников налета, «сосавших крыло» (главному виновнику торжества тогда было не до интервью).
Как обычные ведомые, факта залета «за бугор» первоначально конечно не обнаружили. При ударе возникли первые сомнения:
- Ввожу в пикирование на цель, смотрю – пункт великоват, вроде должна быть отдельная крепость в малонаселенной местности. Блин, а на некоторых домах блестят оцинкованные крыши, - ранее нигде таких не видел!
Далее хуже:
- После сброса на выводе справа асфальтовая дорога с разметкой - ближайшая приличная дорога должна быть севернее километров 50 - может построили?
- После вывода смотрю вперед на север, характерная гряда гор, помню без карты, что южнее ее граница. А где тогда мы? Ну все, песец, отлетались! Вспомнились военные рассказы про «виновных за капонир!»
Через несколько часов начался Шторм! Прилетели на одном борту (обычно летали даже по одному маршруту каждый на своем) оба (общевойсковой и авиационный) командующих – командира, штурмана, НШ, всех летавших, готовивших, сидевших на КП, а также неучаствующих - на ковер! Политрабочие и особисты роем вьются – каждому нужно доложиться и отреагировать по своей ветке. Узнаем новость: соседнее государство заявило о бомбардировке страны чьими-то ВВС!!! Довоевались! Малой кровью не отделаться – международный скандал!


К счастью, ставки в деле оказались слишком высоки. Желающих каяться и класть голову на плаху оказалось мало, и чем выше, тем меньше. Вверх долго лезть, но ох как больно падать, а суд мог оказаться коротким. Только Политбюро неподсудно, а маршалы и генералы так, в больших делах винтики, хоть и в лампасах. Сколько их «посгорало» и по делу, и без. А любое ЧП – такой хороший повод кого-то убрать и поставить своего. Поэтому шторм, достигнув московских военных вершин, как-то быстро стал стихать. На всех уровнях стали искать приемлемый выход, если задеть овец, то и волкам тоже достанется! И, наконец,  решение было быстро найдено. В заявлении пострадавшей стороны была одна деталь: время происшествия не совпадало со временем реального удара по местному времени ровно на 30 минут! Это была спасительная соломинка (кто там будет вникать, что летом разница во времени соседних государств составляла именно столько). В указанное время наших в воздухе не было и все! А вот 30-тью минутами позже (точно во время, зафиксированное в ноте) да, в район Хост летала группа дружеских Су-22. Вполне очевидно, что  это они ошиблись и шарахнули по врагу!
Наших советников, которые должны отвечать за действия  местных «аборигенов», быстро уломали - им же тоже еще в Союзе служить! Версию с радостью приняли, и шумиха лихо пошла на убыль. Мы оттрубили год и заменились, а эти все время здесь, слава богу, хоть летают, бьют по своим. Аллах дал – аллах взял! С военно-политической стороны удар даже демонстрировал способность национальных ВВС дать отпор любому империалистическому агрессору, наличие и решительность народного правительства - военных даже не пожурили, местных пилотов хотели даже наградить, но все же передумали!
Истинных участников «залета за бугор» тоже «вывели живыми из-за капонира», тихо выписав строгие фитили командиру, НШ, а заодно и неучаствующему старшему штурману полка, мол плохо обучал разных начальников прокладывать верный курс.
Весь последующий месяц, до своей замены в сентябре командующий ВВС армии лично на Ан-26РТ руководил всеми ударами вблизи границы, награждая отборным матом всех, кто пытался только подумать создать хоть малейший крен в ее сторону!


Рецензии