Варвара

Варвара—дедова  внучка

Каждое  утро  Варя  просыпалась  очень  рано:  чуть  солнышко  взойдёт,  и  бежала  во  двор  с  опасением,  что  дед  уже  ушёл.  Без  неё!  Для  неё  это  была  бы  катастрофа.  Как-то  так  сложилось  (  и  никто  не  мог  понять  почему)  Варя  чуть  ли  не  с  пелёнок  привязалась  к  деду.  Чуть  научившись  ходить,  она  ковыляла  к  деду,  прислонялась  к  его  ногам,  обхватывала  их  ручонками  и  замирала.  Дед  смеялся,  поднимал  её  на  руки,  обнимал  и  целовал.
--Ну  что,  внученька,  выспалась?  Пойдём  умоемся,  потом,  пока  бабушка  с  мамой  управятся  с  утренними  делами,  мы  с  тобой  пойдём  на  улицу,  подышим  свежим  воздухом,  повидаемся  с  Зоренькой,  а  потом  будем  завтракать.  Ты  есть  хочешь?
--Да,  хочу.
--Ну,  вот  и  ладненько.
Когда  ей  исполнилось  пять  лет,  мама  уехала  в  город  на  работу,  а  Варя  осталась  в  деревне  с  дедушкой  и  бабушкой.  Но  в  основном  она  старалась    везде  ходить  за  дедом.  Вот  и  сегодня,  после  завтрака,  дед  собрался  идти  в  кузницу,  чтобы  сделать  новую  тяпку.
--И  я  с  тобой,-  заявила  Варя.
Бабушка  возмутилась:  Ну,  куда  ты  на  кузницу,  там  шумно,  грязно  и  мужики  ругаются!
Но  Варя  была  непреклонна:  мне  с  дедой  ничего  не  страшно.  И  мужики  там  совсем  не  страшные,  они  меня  конфетами  угощали.
--Это  когда  же  ты  успела  там  побывать?--   возмутилась  бабушка.
--А  когда  деда  топор  сваривать  ходил.
Бабушка  возмущённо  взмахивала  руками  и  отходила.  Ей  было  обидно,  что  внучка  совсем  к  ней  равнодушна,  не  интересуется  её  делами.    Надо  же,  такая  девчонка  интересная  получилась.  Дед  усмехнулся,  взял  Варю  за  руку  и  они  пошли.  Кузница  стояла  на  окраине  села  и  шли  они  медленно  и  долго.  Варя    без  конца  тарахтела  (  по  выражению    деда)  и  что-то  спрашивала.
--Деда,  ну  почему  ты  всё  время  молчишь?  Я  тебя  уже  сто  раз    спросила,  а  ты  молчишь!
--У  тебя,  внучка,  возраст  такой,  тебе  только  пять  лет,  ты  ещё  много  не  знаешь,  тебе  интересно  всё  узнать,  вот  ты  и  спрашиваешь.  Я,  когда  был  такой  же  как  ты,  тоже  без  конца  тарахтел  без  умолку,  а  сейчас  я  иду  и  думаю  о  своих  делах,  как  их  успеть  сделать  и  в  каком  порядке.  Жизнь  так  устроена,  вот  ты    познаёшь  мир  и  спрашиваешь  меня,  а  мне  кого  спрашивать,  у  меня  же  деда  нет.
--А  где  он?
--Так  он  умер  давно.
--Почему-у-у?
--Ну,  состарился  и  умер.  Все  люди  живут,  живут,  а  потом  состарятся  и    умирают.
--И  ты ? ,-  в  ужасе  спросила  Варя.
--Ну,  конечно,  что  я  особенный   что  ли,  я  обыкновенный  человек.
Варя  встала  как  вкопанная  и  с  ужасом  смотрела  на  деда.  В  глазах  её  стояли  слёзы.   __  Я  не  хочу,  чтобы  ты  умирал!  Как  я  останусь  без  тебя!  И  она  громко  заревела.
Дед  присел  возле  неё,  обнял,--Ну,  что  ты,  глупышка,  успокойся,  Я  не  собираюсь  скоро  умирать.  Ты  успеешь  вырасти,  завести  своих  детей,  так  что  успокойся,  слышишь?   Отвлёк  их  от  грустных  разговоров  бык.  Чёрный,  огромный,  он  стоял  посреди  улицы,  сопел  и  рыл  копытом  землю.—Это  Буян.  Опять  негодник  сбежал  со  скотного  двора,-  сказал  дед.   Он  задвинул  Варю  за  себя,  а  сам  заговорил  с  быком.
--Буян,  Буян,  успокойся,  мы  тебя  не  трогаем,  иди  спокойно  по  своим  делам.  Иди,  иди!
  К  удивлению  Вари,  которая  с  опаской  выглядывала  из - за  спины  деда,  бык  перестал  рыть  землю,  повернулся  и  пошёл .  Дед  облегчённо  вздохнул,  взял  Варю  за  руку  и  они  пошли  дальше.  Навстречу  им  бежал  скотник  Фёдор  и  спросил  не  видали  ли  они  быка  Буяна.
--Да  вон  он  в  ту  улицу  пошёл.  Что  ты  его  плохо  привязываешь?  Ходит  тут  детей  пугает,-  сердито  ответил  дед.
--Да  его  привязывай,  не  привязывай,  захочет  всё  равно  оторвётся,-  в  сердцах  сказал  Фёдор  и  побежал  за  Буяном.
--Деда,  а  почему  Буян  тебя  послушался?  Он  что,  знает  человеческий  язык?
--Да,  нет,  он  язык  не  знает,  но  интонацию  чувствует.  Если  бы  я  на  него  закричал,  стал  махать  руками,  он  бы  рассердился  и  мог  напасть  на  нас.  А  я  говорил  спокойно,  ласково  и  он  понял,  что  я  не  причиню  ему  зла  и  пошёл  по  своим  делам.   
В  кузнице  Варя  с  дедом  были  долго.  Её  угостили  пряником  и  отправили  на  улицу,  на  лавочку,  так  как  в  кузнице  было  шумно,  душно  и  жарко.  Варе  было  скучно,  она  сидела  на  лавочке  ,  глядела  на  облака  и  удивлялась:  какие  они  разные.  То  круглые,  то  вытянутые,  то  выглядели  как  какие-то  неведомые  зверушки.  Потом  облаков  стало  совсем  много  и  они  превратились  в  тучи.  Из  кузницы  выскочил  дед,-
-Пошли  скорее  домой,  а  то  нас  дождь  прихватит.
Как  ни  старались  они  быстро  идти,  но  не  успели  и  дождь  их  прихватил,  да  такой,  что  они  в  одно  мгновение  вымокли  до  нитки.
Домой  они  прибежали  совсем  мокрые.  Бабушка,  конечно,  стала  на  них  ворчать,--совсем  с  ума  посходили,  под  дождём  бегать.  Вон  Варя  совсем  мокрая.  Давай  снимай  скорее  платьишко,  я  тебя  оботру.  Дед  смеялся  и  тоже  снимал  рубаху  и  вытирался.
--Ничего,  под  дождём  Варюха  быстрее  вырастит.
--Что  она  тебе  гриб  что  ли,-  возмущалась  бабушка.  А  Варя  весело  смеялась,  прыгала  и  звала  деда  снова  под  дождь.  Наконец  все  успокоились  и  пошли  пить  горячий  чай.  Варя,  укутанная  в  одеяло,  сидела  на  кухне  за  столом  и  с  удовольствием  уписывала  блины  со  сметаной  и  запивала  горячим  чаем.  Дед  тоже  сел  за  стол  и  бабушка  налила  ему  борща.
--Хорош  борщ,  молодец,  ты  бабушка,  славно  умеешь  готовить,  хоть  и  ворчунья.  Бабушка  засмеялась    и  стукнула  его  полотенцем  по  спине.  Увидев,  что  Варя  дремлет  за  столом,  дед  взял  её  на  руки  и  отнёс  на  кровать.
--Пусть  поспит,  а  я  пойду  переберу  все  валенки,  да  и  соседи  принесли  три  пары   для  починки,--  сказал  дед  и  ушёл.
Проснувшись,  Варя  сразу  выбежала  на  кухню.
--Баб,  ты  что  делаешь?
--Замесила  вот  тесто,  как  подойдёт,  буду  печь  хлеб.  Ты  же  любишь  свежие  булочки?
--Да,  баб,  а  где  деда?
--Дед  в  мастерской  починяет  валенки,  а  ты  вот  пока  поешь  оладушки  со  сметаной  или  молочка  попей.
  Варя  выпила  стакан  молока  и  побежала  к  деду.  Бабушка  возмущёно  вздохнула   и  махнула  рукой.
Вечером,  когда  все  угостились  свежими  булочками  с  молоком,  Варя  уснула,    бабушка  стала  возмущённо  говорить  деду,--  Ну,  вот  скажи,  почему  внучка  всё  время  бежит  к  тебе,  а  со  мной  не  захотела  стряпать,  а  ведь  она  девочка,  будущая  хозяйка,  она  должна  уметь  вести  домашнее  хозяйство,  а  Варвара  убегает  к  тебе.  Что  такое  ты  ей  говоришь,  а  Семён,  ну  что  ты  молчишь?
Семён  улыбается:  Ирина,  ты  не  понимаешь,  она  ведь  растёт  без  отца,  а  Мария  всегда  на  работе,  да  и  что  вы  можете  дать:  как  мыть  посуду,  подметать  пол,  стирать  бельё?  Тоска  зелёная.  А  Варя  девочка  особенная,  любознательная,  она  хочет  каждый  день  увидеть  что-то  новое.  Я  вот  и  стараюсь  ей  рассказывать  и  показывать  то,  что  она  не  может  увидеть  в  доме.  Да  и  потом,  Варя  чувствует,  что  я  её  очень  люблю,--ответил  Семён.
На  следующий  день  Варя,  выйдя  во  двор,  увидела,  как  дед  разводит  маленький  костёрик.  Сложил  шалашиком  маленькие  щепочки  ,  какие-то  листики  и  тихонько  не  торопясь  разжёг  огонь.  Пламя  загорелось  и  Варя  весело  запрыгала  вокруг.
--Тихо,  тихо,  егоза,  потушишь.
--А  что  ты  это  делаешь?  Зачем  тебе  этот  костёр?
-  Это  особенный  костёр.  Я  сейчас  нажгу  золы  из  специальных  щепочек,  а  потом  золу  смешаю  с  табаком,  Получится  нюхательный  табак.  Не  мешай,  вот  увидишь.  И  пока  щепочки  горели,  дед  в  ступке  стал  растирать  листья  табака.  Когда  зола  остыла,  он  смешал  всё  в  ступе  и  опять  начал  расстирать.  Затем  взял  щепотку  смеси,  поднёс  к  носу  и  нюхнул.  Варя  внимательно  наблюдала.  Дед  посидел,  посидел,  закрыв  глаза,  а  потом  как  начал  чихать,  так  что  из  глаз  потекли  слёзы.  Варя  в  начале  испугалась,  а  потом  стала  хохотать.
--Деда,  зачем  тебе  это  надо?
--Ну,  Варюха,  я  это  делаю  не  часто,  а  иногда,  для  прочищения  мозгов.  Не  обращай  внимания,  пойдём  лучше  розы  польём.  Помнишь,  мы   с  тобой  весной  садили,  они  уже  подросли,  посмотрим,  может  уже  цветут.  К  их  удивлению  белые  розы  уже  расцвели  и  изумительно  пахли.  Кусты  роз  были  посажены  в  ряд  двумя  линиями  и  создавали  маленькую  аллею.  Варя  весело  запрыгала  по  дорожке,  вдыхая  аромат  и  красоту  цветов.
--  Деда,  они  расцвели!  А  ты  говорил,  что  они  расцветут  только  на  следующее  лето.  А  они  расцвели!  Дед  тоже  радовался  и  нюхал  цветы  и  улыбался:   Не  зря  я  их  издалека  привёз.  Целую  неделю  в  дороге  провёл.   В  обед  за  чаем  дед  положил  в  свою  чашку  лепестки  роз  и,  закрыв  глаза,  пил   чай,  вдыхая  аромат  цветов.
--И  я,  и  я  так  хочу!  Баба  налей  и  мне  чаю,  а  лепестки  я  сама  положу.  И  также  как  дед,  закрыла  глаза  и  вдыхала  ароматный  запах.
--Ну,  совсем  очумели,--смеясь,  сказала  бабушка.
Так  и  жила  Варя  с  дедушкой  и  бабушкой  до  самой  школы.  Когда  ей  нужно  было  поступать  в  первый  класс,  за  ней  приехала  мама.  Побыли  ещё  несколько  дней  в  деревне,  Варя  никак  не  могла  оторваться  от  деда,  плакала  и  возмущалась,  что  дед  не  может  поехать  с  ней.
--Что  ты,  внучка,  У  меня  здесь  дела,  у  меня  здесь  сад,  да  и  бабушку  одну  нельзя  оставлять.  А  кто  будет  за  розами  ухаживать?  Но  ты  не  горюй.  Я  буду  к  тебе  приезжать,  а  вот  если  ты  будешь  хорошо  учиться,  мы  тебя  на  всё  лето  к  себе  возьмём.  Так,  что  выше  нос,  Варюха.  Я  тебя  люблю.   Буть  здорова   и  не  вешай  носа.
Но  дед  не  забыл  о  ней  и  часто  приезжал  к  ней,  поддерживал  в  трудную  минуту,  и  когда    Варя  однажды  заболела  и  попала  в  больницу,  дед  сидел  с  ней  несколько  дней.  Врач  всё  удивлялся,  что  с  девочкой  сидит    не  мать,  а  дед.  Дед  улыбался  и  объяснял:   Варя,  внучка  деда!  Когда  Варя  очнулась,  первое,  что  она  увидела,  это  было  лицо  деда.  Варя  заулыбалась,  взяла  его  за  руку:  Деда,  я  так  рада  тебя  видеть!
--Ничего,  Варюша,  ты  не  волнуйся,  я  тебя  тоже  рад  видеть.  Ты  же  моя  самая  любимая.  Ты  только  поправляйся  быстрей.
С  этого дня  Варя  быстро  пошла  на  поправку  и  врач  всё  удивлялся.
--Здесь  лекарство  не  причём.  Здесь  повлияли  положительные  эмоции.  Молодец  дед,  что  приехал,  поддержал  внучку.
Когда  Варю  выписали,  дед  пожил  ещё  несколько  дней,  посетил  школу,  поговорил  с  учительницей,  попросил  её  позаниматься   с  Варей  дополнительно,  чтобы  она  восполнила  пропущенное.  Зоя  Ивановна  согласилась.
--Да,  Вы  не  волнуйтесь,  Варя  очень  умная,  самостоятельная  девочка.  Она  быстро  догонит.  И  успокоенный  Семён  уехал.
А  летом  они  снова  были  вместе.  Переделали  много  дел.  Посадили  ещё  одну  аллею  белых  роз.  Дед  раздобыл  где-то  хорошей  кожи  и  сшил  Варе  сапожки.  Классные  получились  сапожки,  на  зависть  всем  подружкам,  потому  что  сшил  их  дед  с  любовью.  Так  и  прожили  они  все  школьные  годы.  Варя,  разумеется,  окончила  школу  с  золотой  медалью  и  уехала  учиться  в  Москву.  Письма  деду  писала  каждый  день,  хотя  мать  обижалась,  что  ей    Варя  пишет  реже.
--Ну,  мама,   я  с  тобой  зато  иногда  по  телефону  разговариваю,  ты  не  волнуйся,  я  тебя  тоже   люблю.
Живя  в  общежитии,  Варя  часто  получала  от  деда  посылки:  то  сушёные  яблоки,  то  сухие  лепестки  роз,  то  сушёную  малину.  Девчата  всё  удивлялись  «   Ну  и  выдумщик  твой  дед!»
--Он  у  меня  необыкновенный.
На   каникулах   Варя,  разумеется,  всегда  жила  в  деревне  с  дедом.  И  много,  много  необычных  приключений  у  них  было.   И  вот,  учась  уже  на  пятом  курсе,  Варя  неожиданно  перестала  получать  от  деда  и  письма  и  посылки.  Варя  забеспокоилась.  В  чём  дело?    Пришло  письмо  от  мамы.
--Милая  доченька,  Варюша,  мужайся,  не  стало  твоего  дедушки.  Он  совсем  не  болел,  а  как-то  сразу  упал  и  умер.  Сердце  остановилось.  Мы  тебя  не  стали  вызывать,  ты  бы  всё  равно  не  успела    на  похороны.  Да  это  даже  лучше.  Ты  всегда  его  будешь  помнить  живым,  весёлым  и  внимательным.  Мужайся,  моя  девочка,  а  на  каникулах  придешь  и  поклонишься   ему,  скажешь  спасибо  за  счастливое  детство,  за  то  что  всегда  тебя  поддерживал.
Так  Варя  и  сделала.  Посетив  кладбище,  она  посадила  два  куста  белых  роз  у  изголовья  могилы,  обильно  полила  их  водой  и  своими  слезами.
--  Всё,  деда,  вот  мы  и  расстались.  Но  ты  не  горюй,  я  о  тебе  всё  время  помню,  советуюсь  с  тобой  и  постараюсь  к  тебе  чаще  приезжать.  Спи  спокойно,  мой  любимый,  самый  лучший  дедушка  на  свете!
                КОНЕЦ


Рецензии