Совсем не скрипка - и не нервно

     Сладостная ностальгия:  начало шестидесятых и вершина  новой архитектуры - воздушный Дворец пионеров - образец вкуса и стиля,  один вид которого вызывал слюни и вибрации души. Обожаемое место. В нем были тропические сады с развесистыми бананами, ручейки с цаплями и каменные дорожки, волшебные лестницы и панно, модерновая цветная мебель, стеклянные галереи, обсерватория, яркий концертный зал, где не надо было тянуть шею: с каждого места прекрасно видно и слышно. Бесчисленное количество кружков и секций населяло Дворец и парк: хочешь - прыгай с парашютом с вышки или на стадионе, мастери лодочки в судомодельном и пускай их в специальном бассейне, хочешь - учись на кинорежиссёра или астронома, танцуй, пой, - всего не перечислить. Я почему-то изучала азбуку Морзе в кружке радиолюбителей...  ти-ти-тааа-ти…те-тя-кааа-тя…

     Неожиданный вопрос: что может быть кошмарнее садовых гномов? Теперь я знаю, что лишь другие садовые гномы, - рождённые, увы, в российской столице. Своё пристанище они нашли в прелестном, ухоженном парке того самого Дворца пионеров. Что за таинственная… нет, не страсть, -  болезнь сознания проникла сюда? Отчего не нашлось здесь места красоте и вкусу?

     Все началось с назидательной колоды, воплотившей в дереве текст басни о лисе, вороне и сыре. Покосившаяся фигура в просительной индийской позе, сопровождавшая монументальный текст, заставила предположить, что парковое убранство почему-то подчинено басенному жанру. Вероятно, с просветительскими целями: сюжеты басен должны наставлять юного посетителя в ходе прогулки?  Не тут-то было! Больше этой темы в парке не обнаружено.

    Вот вам - очередная загадка подсознания... Позади осталась колода-цитатоноситель и тощая раскрашенная лиса, - единственные «премиальные» объекты из дерева.  Мимо проплыла  гипсовая композиция из безвестных гигантских лягушек, в развязных позах пьяниц скрестивших лапы на корягах. Поскольку персонажи из Эзопа, Лафонтена и Крылова так больше и не появились, в голове засел вопрос: отчего удостоилась увековечивания именно эта история обмана?

    Парк крашеной скульптуры постепенно распался на темы. Доминировали сплошь представители фауны.  Исключение составили оранжевая тыква на колесах,  а чуть дальше - странный мужик в треухе. Главными тенденциями остались все же животные «о натюрель»  либо в человеческой одежде. Принцип ее раздачи остался таким же непостижимым, как выбор басни.

     Наиболее ярким образом, поразившим воображение, стал хомяк без штанов, но в картузе, со стаканом - на Костровой площади. Расположившись  в точке командующего линейкой, он словно провозглашал тост, ровняясь на флагшток.

     Ближайшим соседом хомяка-гуманоида оказалась дикая и голая мышь: она украшала центральную площадь с фланга. Главная аллея добавила новых - одетых и раздетых  хомяков, мышей и загадочную собако-волко-лисицу, одновременно похожую на лежащего Бемби.

     Ошалело снимая одно чудо садового искусства за другим, я вдруг заметила, что моему примеру последовал мальчонка-старшеклассник. С благоговением он подолгу стоял перед каждой лягушкой, старательно выбирал ракурс, подолгу любовался. Наблюдая за ним исподтишка, я поняла, что в этом не было шутки. Не удержавшись, я спросила, сколько ему лет. Семнадцать, в Москве впервые и что это за парк - не знает. Пепел Клааса застучал во мне, заставив вспомнить зверюшек Манежной площади, Бульварного кольца и чудовищные декорации, уродующие город то летом, то зимой.  Все эти пластмассовые сакуры, аляповатые арки и гирлянды, назойливую подсветку, вызывающую стыд. Дешевый шик - китч, уносящий миллиарды год за годом, превращая городскую среду в бесконечную, всепожирающую бесвкусицу. 

     Представив, как увезёт  мальчик в своём телефоне изображения, которые станут для него, еще мало видевшего, эталоном прекрасного, воспоминанием на всю жизнь, я постаралась переключить его внимание и рассказала ему то, с чего начала эту заметку...

      Вспомнилось:

«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
я вот тоже
ору —
а доказать ничего не умею!»

Фото: Г.Коревых 2018



PS:  Велико было мое удивление, когда 1 августа 2018 г я пошла в свой любимый парк Дворца Пионеров, и не обнаружила ободранной садовой «скульптуры»: выжила лишь покосившаяся лиса и колода с текстом басни.
Газоны выстрижены-вылизаны, классическая музыка создаёт ностальгический фон...
Все, вроде, здорово. 

    Однако с эстетикой в верхах Москвы дело плохо.  Уродливые столбики желтые/зеленые - продолжают пакостить парк Дворца Пионеров, в той же гамме и железные оградки по городу.  Корни я раскопала: циркуляр определяет, что «для слабо видящих граждан положено красить в желто/зелёный».

    Много стран я проехала, все  туристы их любят за красоту. Думаю, слабо видящие люди там тоже есть в тех же пропорциях, но желто-зеленого уродства нет.
И нет там ломающих ноги ребристых вставок в мостовую на переходах.  Зато работают лифты на станциях метро, где они заявлены для инвалидов. На моей же станции - лишь место для лифтов обозначено.

    На Воробьёвых  горах, где отгремел Мундиаль, плитка уже дважды перекладывалась с приходом Собянина, но сегодня она сильно побита и снова требует ремонта. Раньше был асфальт - и ремонтировался реже, что обходилось дешевле.

    Вот будут 9 сентября выборы мэра Москвы - буду голосовать за кандидата КПСС, хотя коммунисты мне противны: он обещает не изменять пенсионный возраст и вообще,
социально ориентированные программы единственные, имеющие право на жизнь.
Врет? Возможно. Куда деваться?

PPS   Прошло еще пять лет. Дворец пионеров не просто отремонтировали: перелопатили все добросовестнейшим образом. Капитальный ремонт и реставрация прошли во всем комплексе.
      Исчезли непотребные желто-зеленые заборчики. Редко стали попадаться ребристые вставки у переходов, ломающие ноги.   
 
Все сказанное мной выше, по счастью, утратило актуальность.


 

   


Рецензии