Старообрядцы Карнышевы Софоний и Александр

На фото: 1909 г. Село Благодарное. Карнышев Софоний Ефимович (1897-1937 гг.).
Фото из альбома Е. Соловьевой. г. Пятигорск.

КАРНЫШЕВ АЛЕКСАНДР ЕФИМОВИЧ (1918-1993 гг.)
КАРНЫШЕВ СОФОНИЙ ЕФИМОВИЧ (1897-1937 гг.)

Карнышев Александр Ефимович родился в 1918 году в селе Благодарном Благодарненского уезда Ставропольской губернии в семье старообрядцев, священника Карнышева Ефима Андреевича и его жены Марии Константиновны.

Обстановка на Ставрополье была тревожной, в январе повсеместно были созданы новые органы власти – Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, с весны началась гражданская война, в 1919 году Благодарненский уезд занимали белогвардейские войска, но в феврале 1920 года советская власть в губернии была восстановлена.

Александр был младшим ребенком в семье. Родители воспитывали его в религиозном духе старообрядчества. Отцу нужен был наследник, которому со временем следовало передать дела семейные и церковные. Ведь старшие сыновья: Лаврентий – офицер Добровольческой армии и Софоний – студент старообрядческого института на Рогожской заставе в Москве, в семье уже не проживали.

С четырех лет Александр был поставлен свещеносцем и стихарным, участвовал в церковных службах, с пяти лет читал каноны и апостол. Он учился не только в Спасо-Преображенском (Никольском) храме, но и в одной из советских школ села Благодарного.

В 1935 году, когда умер отец, Александру было 17 лет. К этому времени семья, уехав из Благодарного после закрытия старообрядческого храма, проживала в городе Ессентуки.

С 1936 года Александр стал посещать храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ессентуках, где служил пожилой священник отец Григорий Кротов. Юноша прислуживал отцу Григорию в алтаре, одевал его в церковную одежду, помогал в церковном уставе и возгласах.

В городе Ессентуки Александр женился на Лидии. Обряд венчания прошел в храме Покрова Пресвятой Богородицы. В 1937 году, когда их дочери Руфине исполнился год, органы НКВД Карнышева Александра Ефимовича арестовали. Примерно, в это же время, в Москве был арестован его брат Софоний.

***

Карнышев Софоний Ефимович (1897-1937 гг.) родился в селе Благодарном Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии в семье священника, учился в церковно-приходской школе и прогимназии, затем – в Москве в старообрядческом институте на Рогожской заставе. В период репрессий и гонений на церковь Софония, одетого во время литургии в белую ризу, сотрудники НКВД арестовали и увезли на черном воронке в следственный изолятор. Дальнейшая его судьба неизвестна.

***

Александр Ефимович в своих воспоминаниях писал: «…Меня, как сына священника, арестовали, осудили и выслали на далекий Север в город, который только еще строился и был без всякого жилья. Там же было много сосланных духовных лиц. В этом городе я много перенес и голода и холода, я сильно заболел и у меня на теле появились гнойные раны, и меня списали под номером без имени и фамилии, положили на улице около кочегарки. В кочегарке работал священник, он меня увидел и стал лечить мои раны дегтем, смазывал их кистью и кормил меня, чем мог. Когда раны затянулись, я начал вставать и потихоньку ходить. Вскоре я нашел работу в конторе аптеки, там меня еще подлечили, и я продолжил работать в конторе».

В начале 1939 года репрессии в стране пошли на спад. Бывшее руководство НКВД, в том числе в краях, областях, городах и районах, было освобождено от должностей и в свою очередь подвергнуто репрессиям. Граждан, которых не успели расстрелять или приговорить к длительным срокам наказания и уже отсидевших в застенках с лета 1937 года, стали выпускать на свободу. Освободился из заключения и Карнышев Александр Ефимович. Вскоре его призвали в Красную Армию.

С января 1942 года А. Е. Карнышев служил в 884-м стрелковом полку 196-й стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в Соль-Илецке Чкаловской области. К 9 июня 1942 года дивизия была перебазирована в район станций Садовая и Прудбой под Сталинградом, вошла в состав 7-й Резервной Армии, приняла участие в Сталинградской битве.

Через месяц 196-я стрелковая дивизия была передана в подчинение 62-й Армии. К концу сентября в дивизии осталось не более 500 воинов. За проявленное упорство и отвагу дивизию наградили орденом Красного Знамени.

С января 1943 года 196-я стрелковая дивизия принимала участие в обороне города Ленинграда. Ефрейтор А. Е. Карнышев был ранен, лечился в госпитале ВГ-919 Ленинградского фронта, а для полного выздоровления был отпущен в отпуск в город Ессентуки, где проживала его семья.

26 июня 1943 года Ессентукский горвоенкомат включил А. Е. Карнышева в группу из 7-ми военнослужащих, находившихся дома по ранению, для отправки в войска. Военный комиссар майор Журба старшим команды назначил лейтенанта 59-го стрелкового полка войск НКВД Лисицина Василия Кузьмича.

В состав команды включили: ефрейтора Карнышева Александра Ефимовича, рядовых Жданова Петра Семеновича и Киркалова Василия Михайловича. Они однополчане, так как служили в 884-м стрелковом полку и получили ранение на Ленинградском фронте. Из города Ессентуки в состав группы включили рядового 885-го стрелкового полка Доронина Георгия Дмитриевича и рядового Тищенко Федора Герасимовича; из села Курсавка – рядового 903-го стрелкового полка, грека Чикнизова Исаака Кузьмича. У всех на руках были истории болезней или госпитальные справки о ранении, но без заключения гарнизонной комиссии. А. Е. Карнышев имел историю болезни № 3233.

29 июня 1943 года команда была отправлена на Армавирский военно-пересыльный пункт. Воины не были обеспечены продовольственными аттестатами из-за отсутствия бланков по форме № 1. Начальник административно-хозяйственной части Ессентукского горвоенкомата Попов выдал им денежное содержание на одни сутки.

В этот же день команда ран-больных прибыла в г. Армавир, где размещался штаб Северо-Кавказского военного округа, гарнизонный военный трибунал, военно-пересыльный пункт и другие военные учреждения. Вскоре воинов отправили в разные части. Некоторые продолжили службу в 417-й стрелковой дивизии.

Красноармеец 417-й сд П. С. Жданов 8 августа 1943 года погиб в бою с фашистами, похоронен в хуторе Нижне-Греческий Крымского района Краснодарского края (ЦАМО 58/18001/1210). Рядовой Киркалов В. М. также служил в 417-й стрелковой дивизии, был вторично ранен, после лечении в госпитале продолжил службу в 180-м запасном стрелковом полку.

О дальнейшей службе А. Е. Карнышева ничего не известно. В Книге Памяти Ставропольского края записано, что красноармеец Корнышев Александр Ефимович, 1918 г. р., призванный в РККА Ессентукским ГВК, пропал без вести 20 марта 1943 года.

По сведениям родных, А. Е. Карнышев в сороковые годы оказался на севере в исправительно-трудовом лагере. Он долго не писал на родину жене, матери и сестрам, которые проживали в городах Пятигорске и Ессентуках. Сестры Оля, Рая, Зина, Павла, Татьяна и Мария молились за брата Александра.

Жена Лидия мужа не дождалась, так как он долго ей не писал. Она посчитала, что его уж нет в живых, и вышла замуж. Дочь она воспитала в религиозном духе. Руфина Александровна проживает в городе Саратове, посещает старообрядческую церковь, умеет читать каноны на церковно-славянском языке. В 2010 году в ее семье произошло несчастье, в возрасте пятидесяти лет умер сын, врач-педиатор.

В 1953 году, после смерти И. В. Сталина, многих заключенных выпустили на свободу. А. Е. Карнышев, отбыв в Норильске практически полностью срок заключения, встретил девушку Антонину, воспитанную в религиозной семье. В письме к сестрам он спросил, как живут его жена и дочь? Узнав от сестер, что жена вышла замуж, он женился на Антонине. В 1955 году в их семье родился сын Софоний (его назвали в память о брате Софонии Ефимовиче), в 1957 году – сын Константин. Оба крещены в Кисловодске у отца Василия Усова, брата митрополита белокриницкого Иннокентия. Когда дети подросли Карнышевы переехали в город Липецк на постоянное место жительства.

В середине 80-х годов Александр овдовел, стал чаще приезжать в Ессентуки и в Пятигорск к сестрам. Останавливался у сестры Ольги в Ессентуках, посещал старообрядческую церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Он оставил свои воспоминания, написал из Липецка предсмертное письмо на имя священника Михаила Пронюшкина:

«…Отец Михаил! Пока я еще живой, прошу Вашего прощения за мои грешные дела, вольные и невольные. Если мне даст Бог поправиться, то очень хочу приехать в Ессентуки в Великий пост на говение и покаяние. А если меня не будет уже к этому времени, прошу еще раз Вашего прощения и поминания, уже за упокой…»

Карнышев Александр Ефимович умер в 1993 году.

Владимир Пузиков
Екатерина Соловьева
4 июля 2018 г.


Рецензии