Крестноходцы

  В начале июня  в Трифонов монастырь города Кирова съезжаются тысячи паломников. Именно с этого места начинается самый известный, самый древний (634 года) и, пожалуй, самый трудный и благостный Великорецкий крестный ход. Во главе  Великорецкий чудотворный образ святителя Николая, освящающий молитвенный ход в 150-160 километров. Для всех этот путь разный,  и проходят люди его каждый по – своему, но с изумлением  замечаешь  на самых трудных участках  перехода  улыбающихся людей с загорелыми от северного солнца щеками. Дети, даже совсем маленькие, идут наряду со взрослыми, преодолевая крутые подъемы, глиняную жижу, переправы через мелкие речки… А короткий отдых – это как благодать свыше, сон в 2-3 часа в сырой одежде в палатке и, конечно, горячий чай из травяного отвара, приготовленный на газовой горелке, мокрые внутри бахилы, порванные дождевики… Не сказать, что это просто - подобное испытание способны пройти все, и поэтому мне хотелось бы посвятить свой рассказ тем немногим удивительным людям, с которыми я был рядом  на крестном ходе, втором в моей жизни. Мой низкий поклон тысячам православных , которые шли вместе и ,возможно, они найдут что-то общее с собой в нижеописанных образах, да поможет им Господь в их пути за веру!

                Отец Сергий.

  Со священником мирянам грех лукавить. Увидев отца Сергия впервые в вагоне поезда, я почему - то просто захотел по-мужски пожать ему руку и начать разговор, чтобы познакомиться.
 Сдержался,  вернулся к себе в вагон, присел  к братьям – крестноходцам  поговорить (ведь с большинством не виделся  с момента прошлого хода). Вдруг приходит какая-то женщина и говорит, что рядом с батюшкой  пьяная компания и возможны неприятности. Вопрос был решен быстро и без ссор и брани.
 Он  сидел напротив и, когда начинал говорить, то смотрел в глаза. Взгляд глубокий, речь простая и понятная, без лишних высоких слов и фраз. Прочитали молитвы на сон грядущий все вместе. На душе стало легко и тепло. В один момент мне показалось, что до этого я был полон всяких разных мыслей, как бидон с водой, и вот они всякий раз раскачивались во мне и я пытался их  выплеснуть через край. А тут такое дело: просто  проткнули - и  все потекло, почему - то в разные края. В начале я как-то пытался собрать их,  а они утекали и таяли вокруг быстро и безвозвратно .
 В первый день  мы шли все  вместе, читая  акафист святителю Николаю. Беседа на разные темы, или просто каждый шел и молился о своем, по – своему. На второй день подъем в 02.00 и до 03.00 нужно было выйти,  потому что предстояло пройти самое большое расстояние (37-38 км)  по лесным дорогам и пересеченной местности. С самого утра день заплакал мелкими каплями, которые с каждым часом усиливались. Короткие остановки и глоток горячего чая, несколько поддерживающих  фраз, идем дальше. Вышли на большое поле, далее - лесопосадка и река-ручей. Первые прошедшие повалили несколько деревьев, но переход все равно оставался неуверенным. Отец Сергий встал посередине переправы и стал подавать переходящим руку, поддерживая, чтобы не упасть в воду. Я хватал руку в самом конце и вытягивал человека на другую сторону. Не столь долго,  но активно мы помогли идущим с переправой. Отойдя от посадки, он остановился и, посмотрев на меня, сказал: « Не надо говорить о великих подвигах, делай простые добрые поступки, помогай  людям, как можешь, - в этом и будет твой подвиг».
 Второй день приближался к концу, солнце быстро садилось, и в лесу становилось все темнее и темнее. Широкая в начале колея заметно сужалась, и темп движения падал, люди стояли друг за другом и, как маленькие вагончики, не давали друг другу откатиться назад, а скользкий путь этому потворствовал. Село Монастырское впереди, я вспоминал  эти деревья, и всякий раз утешал себя, что вот еще  чуть-чуть - и мы выйдем к домам. Наши крыши-дождевики отправляли стекающие ручейки вниз, а там от лодыжки до колена глинка с водой и  мерцающий свет, и медленный- премедленный шаг. Внутри началось беспокойство, перерастающее в молчаливую панику. Иду, опустив голову, как все идут, но почему-то совсем один, и, вообще, как быть дальше, где все ребята? А темнота атакует!  Вдруг густой лес стал редеть   и впереди показались огоньки избушек. Выйдя на луг, я увидел вдали наш желтый флаг, обрадовался очень. Батюшка  вышел из леса позже, мы опять шли рядом, на его лицо лил дождь, а он продолжал улыбаться, прищуриваясь. У меня тут внутри нервы на разрыв, весь сырой, устал, а отец Сергий говорит о каком-то горячем чае и, представьте себе, оказалось, что наши братья и сестры – крестноходцы, прибывшие ранее, поставили палатки, сварили суп и сделали чай. Батюшка попил последний, когда уже большинство забрались в свои палатки. Мне было в тот вечер тепло не от переодетых носок, а от тепла человека, который в унынии поддержал. Как просто и сложно делать простые добрый поступки, помогая людям!
Продолжение следует


Рецензии